«Величественный архитектурный
ансамбль Стрелки В.О., включающий здание Биржи и
Ростральные колонны, отличаясь размахом и
строгой гармонией, является центральным звеном в
панораме Невы...» Так обычно начинается рассказ о
Васильевском острове в путеводителях по
Санкт-Петербургу.
Появление этого ансамбля диктовалось тем, что на
рубеже XVIII-XIX веков в этой части острова находился
главный торговый порт России, дававший более
половины внешнеторгового оборота страны.
По замыслу Петра 1 именно Васильевскому острову
надлежало стать административным, научным и
торговым центром столицы. Потому-то со времен Д.
Трезини и Ж.-Б. Леблона все градостроительные
планы подчинялись этой масштабной задаче, а ее
решение поручалось самым авторитетным зодчим.
Характерна в этом отношении история постройки
данного ансамбля, завершенная в 1810-11 гг.
Первоначально здание Биржи было возведено по
проекту Д. Кваренги, которому, к сожалению, не
удалось добиться главного — оно не стало
доминантой этой части акватории Невы. Почти
достроенное здание было разобрано, и специальная
комиссия во главе с А. Д. Захаровым приступила к
реализации нового, более совершенного проекта,
выполненного Тома де Томоном (он же был автором
проекта Ростральных колонн).
Сегодня этот исторический комплекс, утратив свое
прежнее функциональное назначение, но
по-прежнему оставаясь одной из главных
достопримечательностей Санкт-Петербурга,
нуждается в серьезных
ремонтно-восстановительных работах.
Таков главный вывод завершившегося в 1997 г.
комплексного обследования сооружений Стрелки
В.О., выполненного впервые (!) с момента постройки
комплекса.
Данная работа по заданию СПб ГУ «Дирекции
транспортного строительства» и по программе,
согласованной с Комитетом ГИОП и Музеем
городской скульптуры, была поручена одной из
самых авторитетных организаций Санкт-Петербурга
по обследованию зданий и сооружений — ЗАО
«Бэскит» (президент и научный руководитель —
д.т.н., профессор Г. И. Белый; директор — к.т.н. С. Н.
Пичугин, ответственный руководитель работ —
д.т.н., профессор В. Н. Бронин).
Задачи комплексного обследования включали:
изучение технического состояния конструкций
всех сооружений Стрелки, в том числе
исследование параметров прочности материалов и
несущей способности конструкций; выявление
характера, масштабов и причин различных (в том
числе и скрытых) повреждений; выработку
практических рекомендаций по программе
ремонтно-восстановительных и реставрационных
работ. Используя современные методы и
технические средства обследования сооружений,
специалисты ЗАО «Бэскит» блестяще справились с
поставленной задачей.
Наиболее сложной для них оказалась задача
обследования фундаментов сооружений, проектные
чертежи которых не удалось обнаружить ни в одном
из архивов. Проводя вскрытие фундаментов с
помощью ряда шурфов и скважин, ученые получили
всю необходимую информацию и о техническом
состоянии, и о конструкции фундаментов.
Оказалось, что фундаменты колонн, стены
полуциркульного яруса и стены набережной вполне
традиционны для построек того времени: бутовый
фундамент глубокого заложения опирается на
свайный ростверк. Так, в частности, бутовая
кладка фундамента колонн, имеющая размеры в
плане 18,3 х 21,6 м и высоту 4,95 м, опирается на
двухрядный ростверк, а деревянные сваи,
изготовленные, скорее всего, из лиственницы,
имеют длину около 6,4 м и диаметр 0,25...0,3 м.
Путем теодолитных измерений впервые
установлено, что Ростральные колонны имеют крен:
их оси отклонены от вертикали на угол порядка 0,005
раз; при этом северная колонна наклонена в
сторону Петропавловской крепости, а южная — в
противоположном направлении. Ввиду отсутствия
данных о динамике осадок фундаментов и углов
крена колонн целесообразно организовать их
литомониторинг.
Основная масса повреждений конструкций
относится к наземной части сооружений,
длительное время находившихся под воздействием
вредных факторов внешней среды. Как известно, в
особо плачевном состоянии находятся
монументальные скульптуры у подножия
Ростральных колонн (их обследование выполняли
специалисты ГП СПб НИИ «Спецпроектреставрация»).
Фундаменты оснований находятся в целом в
удовлетворительном состоянии (кроме ростверков
и свайных опор лестничных спусков), что лишний
раз говорит о высокой инженерной квалификации
создателей комплекса. Что касается самих
Ростральных колонн, то, как это ни парадоксально
на первый взгляд, — повреждений внутри колонны
гораздо больше, чем снаружи.
Вот самые характерные из них: разрушение
гидроизоляции цоколя; эрозия поверхности кладки
на глубину до 20 мм; вымывание раствора кладки на
глубину до 35 мм; значительные разрушения столбов
винтовых лестниц (до 60% площади сечения);
многочисленные повреждения ступеней лестниц...
Главные причины перечисленных повреждений —
замачивание кладки колонн водоконденсатом и
отсутствие вентиляции внутри колонн. Второй том
отчета по данному обследованию содержит полный
перечень рекомендуемых
ремонтно-восстановительных мероприятий по
Ростральным колоннам.
Значительного объема ремонтных работ требуют
подпорная стенка верхнего полуциркульного яруса
и подпорная стенка набережной Стрелки. В их числе
предстоят: переработка бутовой кладки стенок с
заменой пиронов; переукладка и замена части
фрагментов гранитной облицовки (предпочтительно
использовать граниты «рапакиви» Питерлакского
месторождения в Финляндии); в ряде мест бутовой
кладки требуется ее усиление буро-инвенционными
сваями. Кроме того, необходимо: переложить
гранитные плиты тротуара полуциркульного яруса,
выровняв подложку под ними и выполнив
гидроизоляцию основания от его размыва; провести
полный ремонт листовых пандусов (с заменой
пылевых песков оснований на среднезернистые
пески), а также ремонт лестничных спусков
набережной (между шарами) с полной заменой
ростверка и свайного основания.
И все это — только небольшая часть предстоящих
ремонтно-восстановительных работ на Биржевой
площади.
Актуальное по своим задачам, обширное по
масштабам, глубокое по содержанию и важное по
результатам данное комплексное обследование
архитектурного комплекса Стрелки В.О. является
одной из наиболее крупных
научно-исследовательских работ, выполненных за
последнее время для сохранения памятников
исторического центра Санкт-Петербурга. Вячеслав
ГРОМОВ |