Мастера реставрации приобрели второе дыхание!


restavr2.jpg (8545 bytes)В реставрационной практике существует понятие невозможности применения тех или иных методов, использовавшихся ранее при возведении построек, а также приемов их декорирования. Одним из многочисленных примеров тому служит техника «золочения через огонь», не применяемая ныне из-за опасности для жизни человека. Помимо этого, есть просто «забытые» приемы, которыми пользовались старые мастера, оставившие нам в наследство дворцы, храмы, предметы декоративно-прикладного искусства, заслуживающие охраны, изучения и реставрации.
К шедеврам мастерства относится вся отделка церкви Воскресения Христова («Спас-на-крови») — памятника архитектуры XIX века. История его реставрации — это история развития реставрационной практики воссоздания утраченных технологий, как то: восстановление эмалевых покрытий глав, глазурованной черепицы для покрытия шатров и апсид, фасадных цветных изразцов и пр. Для полного завершения реставрации этого уникального памятника требуется воссоздать ценнейшую отделку «царских врат», сверкающие огранкой кресты над иконостасами, а также разрешить многие годы не решаемую проблему реставрации облицовки входных дверей 4 крылец.
Сейчас этими вопросами совместно с музеем «Исаакиевский собор», занимается реставрационный производственный научный центр РПНЦ «Специалист», собравший в своих стенах мастеров, архитекторов, научных руководителей и технологов, силами которых проводились работы в «Спасе-на-крови». Эти специалисты, пройдя все трудности восстановления его декора, продолжают работать в новых условиях и доказывают, что невозможное когда-то стало возможным при раскрытии новых конверсионных технологий. Мастера, усвоившие высшие современные достижения техники, могут тоньше понять физику предметов. Реставрация, похоже, приобретает второе дыхание!
Приостановленные ранее работы по восстановлению облицовки входных дверей с утраченными медными пластинами, покрытыми темной патиной, с тончайшей инкрустацией серебром изображений святых и растительных орнаментов, теперь могут выполнить мастера этой фирмы. Представленные образцы инкрустированных серебром медных пластин, а также накладки и фрамуги этих дверей, выполненные в той же технике, уже получили одобрение в Комитете Государственной Инспекции Охраны памятников Санкт-Петербурга.
restavr1.jpg (9109 bytes) Прекрасной рекомендацией для специалистов фирмы могут служить люстры-паникадила в интерьере церкви Воскресения Христова, выполненные мастерами, многие из которых сейчас работают в составе этого коллектива. К началу реставрационных работ не сохранилось ни одного осветительного прибора во всем храме. По старым фотографиям архитектором В. Н. Вороновой были разработаны проекты на люстры, изготовленные в бронзе с покрытием гальваническим способом «под серебро». Эти люстры вместе с так называемой «Большой короной освещения» и 4 фонариками в притворе храма, воссозданными из небытия специалистами-реставраторами, осветили все богатство красочной палитры мозаик интерьера.
Среди многих работ РПНЦ «Специалист» особого внимания заслуживает работа по воссозданию креста, установленного недавно на шатер «Сени». Так как весь шатер, за исключением колонн с капителями, выполнен временно в гипсе, то реставраторы во главе с Г. Н. Яковским, поддержанные заказчиком и Комитетом Государственной Инспекции Охраны Памятников, выполнили крест по проекту, основанному на авторском рисунке, но без применения дорогостоящих топазовых камней,заменив их граненым тонированным стеклом. В его изготовлении применены также новые технологии. Крест получился легким, изящным, естественно завершив шатер «Сени» над местом смертельного ранения императора Александра II. Этот крест был преподнесен в дар филиалу государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» церкви Воскресения Христова.
Недостижимой мечтой многих реставраторов было восстановление Царских врат. Уникальность их отделки заключается в сочетании различных приемов декорирования, таких, как выколотка, литье, чеканка, серебрение эмали по золоченому фону и др.
Царские врата — центральная часть всякого храма, — в «Спасе-на-крови» были выполнены особенно богато и в прямом, и в переносном смысле. Две мощные створки высотой более 3 метров и шириной 1,7 метра были сплошь покрыты эмалевым растительным орнаментом по золоченому фону. Обвязки, делившие полотна на шесть филенок, оформлены накладным объемным орнаментом с прочеканкой и серебрением. Пока это можно увидеть только глазами реставраторов на сильно увеличенной старой фотографии, да на листах проекта архитектора С. Г. Кочетовой, но уже идет отработка технологий на образцах. Вплотную подошли сотрудники РНПЦ «Специалист» к решению этой проблемы. Реставраторам предстоит проникнуть в тайны умельцев прошлого. Выполнение этой непростой задачи принесет славу нашим современным мастерам и дополнит значимость самого храма как образца высокого мастерства русского народа.


РПНЦ «Специалист»: проектирование, капитальный ремонт и реставрация: металлодекора; предметов декоративно-прикладного искусства; осветительных приборов.
199048, Санкт-Петербург, ул. Камская, д. 10 «а»


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>