В 50-е годы один
американский дизайнер, разработавший
новаторскую по тем временам мебель, захотел
опубликовать ее фотографии в журнале. Стремясь
дать будущим заказчикам максимально
убедительную картину, он сбился с ног в поисках
подходящего интерьера. Однако обнаружить его в
стране, где господствовали традиционные
планировки и декор, не удалось. Тем не менее
художник не растерялся — приобрел подержанный
фургон и после легкой косметики сделал снимки,
которые получились настолько впечатляющими, что
принесли ему заслуженную известность.
Предприимчивый американец верно расставил
акценты — он понимал, что гораздо легче выбрать
предмет, когда он находится в естественной
обстановке.
По сравнению с мебелью, которая сама по себе
обладает способностью формировать окружающее
пространство и воспринимается однозначно без
особого напряжения фантазии, светильники —
предмет загадочный и переменчивый. Представить
себе, как будет смотреться источник света дома
или в офисе, порой так же трудно, как ответить на
вопрос, что же такое сам свет — волна или частица.
От среды, в которой происходит первое знакомство,
зависит многое, а сделать ее максимально
выигрышной и удобной не так-то просто.
Традиционный магазинный вариант позволяет
охватить взглядом всю гамму продукции, но
неизбежная скученность, отсутствие логики и
искусственный характер интерьера могут сбить с
толку даже профессионального декоратора.
Создавать бутафорские секции, где светильники
живут, как в заповеднике, в окружении мебели и
аксессуаров, нерационально, ведь при огромных
затратах площадей объект демонстрации будет
просто-напросто теряться в окружающем
разнообразии.
Новый подход — это зачастую оригинальная
комбинация испытанных вариантов, совмещающий в
себе практичность и эстетику.
Именно поэтому странный, на первый взгляд,
замысел фирмы «Modul» соединить «в одном флаконе»
демонстрационный зал, офис и магазин оказался
весьма плодотворным. Изначально заложенная
многофункциональность предопределила
планировку помещения: обособленная
вертикальными перегородками-колоннами
центральная часть задает круговое движение, как
на выставке, образуя зрительно достаточно
изолированные и вместе с тем доступные уголки. А
расходящиеся от нее, как лепестки, отдельные
выгородки одновременно служат комнатами для
переговоров и замкнутым пространством для
показа отдельных видов продукции. Благодаря
этому удалось логично разместить широкий и
чрезвычайно разнообразный по стилю и назначению
ассортимент.
С первого взгляда привлекают внимание гроздья
шарообразных люстр, свисающих с неожиданно
высокого потолка в центре зала. Вокруг этого
зрительного центра расположились группы бытовых
светильников. Элегантные бра с плафонами из
прозрачного и матированного стекла выглядят
ненавязчиво и просто. Геометрическая форма
вполне универсальна и одинаково уместна и в
квартире, и в офисе, а возможность крепления не
только к стенам, но и к потолку, позволяет
создавать интересные композиции, не впадая в
разнобой. Кстати, среди них есть изделия,
предназначенные для особых условий
эксплуатации: их можно смело использовать не
только в ванных комнатах, но и в бассейнах.
Своеобразным обаянием обладает природный оникс
— бра из этого материала полны живого тепла, даже
когда свет выключен, и несут на себе присущий
скульптуре отпечаток рукотворности.
Всего несколько шагов отделяют эти лаконичные
вещи от традиционно нарядных светильников с
абажурами из муранового стекла и чинтца, но они
размещены так, что близкое соседство совершенно
не чувствуется. Здесь царят стилизованные
детали, сложные силуэты и блеск золота. Мурановое
стекло особенно эффектно передает формы живой
природы; листья, за которыми спрятаны лампочки,
мерцают, создавая приподнятую, сказочную
атмосферу; однако эта серия весьма взыскательна
к интерьеру, в то время как демократичный чинтц
подходит практически для любой квартиры.
Даже неискушенный зритель оценит уголок «новой
античности», которая прочно держится на пике
моды. Прелесть этого направления, сочетающего
отточенность древней формы и совершенство
современной технологии, — в его способности
гармонично вписаться и в антикварную среду, и в
минималистскую обстановку. Кстати, вопреки
распространенному мнению, функциональный
современный дизайн обладает не менее
увлекательной эстетикой. В этом убеждает стенд,
посвященный современности, — пожалуй, самый
оптимистичный и уж, во всяком случае, самый
разноцветный. Внешняя живость вполне
соответствует подвижной конструкции,
позволяющей менять угол освещения и варьировать
локальный и общий свет.
Современная потолочная система демонстрируется
в отдельной приемной. Она отлично смотрится в
сочетании с круглыми бра на фоне зеркального
потолка, но, к сожалению, ограниченная площадь не
дает ей показать все свои возможности. На самом
деле это — конструктор, имеющий почти
бесконечное число пространственных
конфигураций. Незаменимая для эффективного
освещения больших помещений, подобная система
способна придать занятную осмысленность даже
маленькому холлу или офису. Холодная синяя гамма,
в которой решен интерьер, — хорошее, но не
единственно возможное решение. Голубоватый свет
люминесцентных ламп может интересно сочетаться
с теплой палитрой, а «галогенки» оставляют
полный простор для творчества.
Само собой разумеется, что группа светильников
со стразами — хрусталь Саровски — потребовала
строгой изоляции, иначе блеск подвесок,
переливающихся всеми цветами радуги, затмил бы
все вокруг. Эта серия, в которую, помимо бра и
люстр, входит зеркало в сияющей рамке,
безусловно, предназначена для интерьеров в
дворцовом духе. Качество страз обеспечивает
такую яркость, что даже интенсивно-бордовую
окраску стен замечаешь лишь спустя некоторое
время.
Впрочем, с этой традиционной световой роскошью
вполне в состоянии поспорить царство световодов.
Волоконная оптика, которая может практически без
потерь передавать свет на любое расстояние и без
труда менять цвет, оптимальна для наружной
подсветки: от вывесок до дорожек и площадок с
мангалами. Но такие светлячки применяются и в
интерьере — причем не только в ресторанах и
ночных клубах, но и в частных гостиных и даже в
ванных комнатах. Конечно, подобное зрелище в
повседневной жизни способно утомить, но совсем
не обязательно лицезреть его постоянно — ведь
эти декоративные источники используют наряду с
обычными. Погруженная в темноту комната как офис
не используется, зато полный мрак позволяет
наглядно продемонстрировать своеобразные
достоинства продукции.
Размещенные в соседнем помещении для
переговоров светильники дают представление о
преимуществах серий. Ведь очень часто
привлекательные внешне и надежные источники
света плохо сочетаются друг с другом. Единый
дизайн продукции фирмы «BRUMBERG» позволил
сосредоточить на небольшой площади люстру, бра,
торшер и настольную лампу, не загромождая
пространство. Кстати, большинство
представленных в зале люстр может быть дополнено
соответствующими навесными, настольными или
напольными светильниками. Результат
проверенного веками подхода — цельное
впечатление от интерьера вне зависимости от его
размеров.
Рядом на фоне фрагмента кирпичной стены
выделяются фонари для наружного освещения,
устойчивые к любой температуре и влажности.
Стилизованные под старину или подчеркнуто
функциональные, они способны вписаться и в
загородный, и в городской ландшафт. Торжество
экологии и экономичности — фонарь на солнечных
аккумуляторах, заряжающийся от дневного света. И,
разумеется, светильники, встроенные в дорожное
покрытие, способные выдержать какую угодно
нагрузку.
Все это изобилие выполненной с немецкой
тщательностью продукции, размещенное с
российской сметкой, приковывает к себе внимание,
так что не сразу заметишь просто оформленный
офис с компьютером. Но именно он символизирует
специфику фирмы, которая не просто торгует, а
обеспечивает комплексное решение чисто
технических проблем. Здесь есть все, что
необходимо для монтажа электрических сетей,
включая консультации опытных специалистов и
непосредственное проведение работ на любых
объектах, от загородного коттеджа до дворца.
Кстати, в активе фирмы наружное освещение
главного входа и помещений Эрмитажа и
московского Кремля, но это слишком масштабная
тема, чтобы касаться ее вскользь, — она
заслуживает отдельного разговора. Тем более что,
даже решая более скромную и, на первый взгляд,
простую задачу освещения интерьера, стоит
учесть, что правильный свет — это не только
хорошее настроение, но и работоспособность. А
единственное в нашем городе место, где
произведут компьютерный расчет степени
освещенности, — фирма «Modul».
Наталья ШУСТРОВА |