ХРАМ может быть построен


hram6.jpg (12899 bytes)Наш город готовится отметить свое трехсотлетие. Эпоха разрушений и катаклизмов, какой становится период любой деструктивной реформации, коснулась и Санкт-Петербурга. Он потерял многое, вплоть до своего имени... Но его облик не утратил гармонии и величия. Однако одну из существенных и наиболее трагических утрат города нельзя не заметить: были разрушены, взорваны, изувечены, обезглавлены десятки украшавших и одухотворявших его великолепных храмов. Сейчас последствия этого вандализма пытаются, по мере сил, исправлять. Возвращаются общинам и реставрируются еще недавно закрытые церкви, воссоздается их исторический облик.
Пожалуй, наиболее значимым среди памятников исторического наследия России является Свято-Троицкий собор на Троицкой площади. Эта церковь была первым храмом Санкт-Петербурга. Ее возвел по указу Петра Великого Доменико Трезини. В 1703 г. он построил деревянную церковь рядом с местом закладки Петропавловской крепости, а в 1710г. пристроил к небольшому храму деревянную колокольню. Храм простоял до 1743 г., обветшал и был отреставрирован, но, сгорев в 1750 г., по указу императрицы Елизаветы Петровны был полностью восстановлен. Впоследствии храм неоднократно реставрировался и перестраивался. В 1913 г. его снова уничтожил пожар. Архитектор Е. И. Катонин восстановил Свято-Троицкую церковь, следуя прежним ее пропорциям и облику. Но в 1934 г. храм был снова полностью разрушен. Святое место пусто.
Движимые горечью за осквернение святынь, представители городской общественности, начиная с 1991 г., развернули борьбу за воссоздание первого храма Санкт-Петербурга. Инициаторами этого движения и самыми активными его участниками стали доктор архитектуры, профессор института им. Репина, сотрудник Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ю. В. Шутый и архитектор Д. А. Бутырин. Последний проделал огромную исследовательскую работу, собрав все нужные документы и составив историко-архитектурные справки и обоснование для представления их в государственные структуры, призванные решить этот вопрос. Однако мнения разделились.
hram5.jpg (7753 bytes) Прежде всего (и это сразу было отмечено руководством ГИОПа), ныне невозможно отстроить собор на его подлинном историческом месте. Проведенные исследования обнаружили остатки фундамента Свято-Троицкой церкви под фундаментом дома № 1 по Троицкой площади.
Возникли споры и по поводу будущего облика собора. Сторонники соблюдения исторической достоверности настаивали на точном копировании прежнего деревянного храма, на сохранении его прежних пропорций. Это мнение было высказано и обосновано и Д. А. Бутыриным. Другие архитекторы, художники, историки высказывали иную точку зрения. Прежде всего, за истекшие десятилетия облик Троицкой площади неузнаваемо изменился, и надо сказать, более беспорядочного и бестолкового оформления, как то, что мы имеем там ныне, в Петербурге, пожалуй, не сыщешь. Архитектурными доминантами площади являются здание ЛенНИИпроекта, выстроенное в стиле сталинского пост-классицизма, и стоящая в отдалении мечеть Сынык-Кала (1911г. постройки), полностью распадающиеся по архитектурному колориту и разбивающие пространство площади на совершенно не взаимосвязанные куски.
Все это диктует принципиально новое решение при создании будущего храма. Он должен стать значительной доминантой, завершающей и уравновешивающей архитектурные детали площади, и заставить их звучать в едином ансамбле.
hram7.jpg (10087 bytes) Учитывая разные мнения и большую ответственность за решение этой проблемы, Епархия объявила конкурс на создание проекта Свято-Троицкой церкви. Большую роль сыграла здесь личная инициатива и твердость позиции настоятеля Вознесенского (Софийского) собора г. Царского Села протоиерея Геннадия Зверева, фактического организатора конкурса, и безусловная поддержка со стороны Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Конкурс проходил в помещении Епархии и был завершен 15 мая 1998 года (фото 1). Победителями объявлены архитекторы Е. Л. Светлова и Е. Д. Ваньчикова (фото 3 и 4). Второе место получил проект архитекторов В. Н. Меркушева и Е. В. Пшеничной (фото 5) и третье — проект архитектора В. А. Понюшкина (фото 6).
Проект, завоевавший первую премию, получил полное одобрение Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и всей комиссии. Торжественное вручение премий проходило 27 мая в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга (фото 2).
Остается только верить и надеяться, что проект будет осуществлен в ближайшее время, и что помехи со стороны противников этого достойного уважения дела не помешают его завершению.

Ирина ИЗМАЙЛОВА, историк архитектуры

Архитектурное решение зодчих Е. Л. Светловой и Е. Д. Ваньчиковой (фото 3 и 4) отличается смелой и, вместе с тем, по-петербургски лаконичной трактовкой. Избрав, как и большинство участников конкурса, идею русского архитектурного стиля, они создали проект храма, близкого по своему облику к величавым церквам русского севера XV-XVI веков. Пятикупольный шатрово-луковичный храм должен полностью уравновесить не только разбросанный ансамбль Троицкой плошади, но и создать достойную альтернативную доминанту шпилю Петропавловского собора, войдя с ним в единый ансамблевый комплекс. Кроме того, поставленный фактически по оси находящегося на противоположной стороне Невы храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови, арх. А. Парланд), он уравновесит и широкую перспективу двух берегов реки.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>