АТРИУМЫ ПЕТЕРБУРГА 


atrium7.jpg (3338 bytes)Можно ли говорить о моде в архитектуре?
Несомненно.
В разные исторические периоды Санкт-Петербурга были свои «модные» архитекторы, оставившие наиболее заметный след в архитектурном облике города. Безусловно, определяющим понятием в истории зодчества является понятие стиля. Но есть внестилевые конструктивные решения, истоки которых берут начало в античной архитектуре.
«Атриум» (лат.) — закрытый внутренний дворик и середина древнеримского жилища, куда выходили другие помещения. Для Петербурга подобный архитектурный прием не в новинку. Но климатические условия северной столицы внесли коррективы в конструкцию атриумов. Самым ранним atrium6.jpg (8395 bytes) примером петербургского атриума может служить здание Главпочтамта — в 1903 г. гражданский инженер Л. И. Новиков перекрыл бывший хоздвор Почтамта двойным стеклянным фонарем. «Перекрытым двором» спроектировал и осуществил М. Е. Мессмахер самый большой зал музея при училище барона Штиглица (купол его хорошо известен етербуржцам). Наибольшее распространение атриумы со стеклянной кровлей получили в конце XIX-начале XX века в связи с активным банковским строительством. По предложению директора Волжско-Камского банка К. Бенуа перекрыл внутренний двор здания по Невскому пр., д.38, построенного по проекту К. И. Росси в 1830-х годах, и сделал в нем операционный зал с кассами. Световые фонари появились над операционными залами в Московском купеческом банке (Невский пр., д.46), Санкт-Петербургском частном коммерческом банке (занимал часть здания компании «Зингер») и в других осуществленных и неосуществленных проектах.
Стремление архитекторов того времени создавать атриумы было продиктовано изменением функций старых зданий или строительством новых банковских, с огромными операционными залами. Сегодня перекрытие дворов не всегда функционально оправдано, скорее можно говорить о некой моде на атриумы, продиктованной амбициями заказчика.

Волынский переулок, 1/36
Среди питерских риэлтеров есть и романтики. Иначе как объяснить тот факт, что дом №1 в Волынском переулке был выбран для реконструкции во многом благодаря панораме города, неожиданно открывшейся из чердачного окна. Идея создания современного бизнес-центра в крепком доходном доме начала века возникла у менеджеров «Петербургского Агентства atrium5.jpg (7947 bytes) Недвижимости» в 1996 г. Прошло всего два года, и деловой мир Петербурга получил еще один новый, построенный по западным технологиям бизнес-центр «Северная Столица» — в двух шагах от Невского проспекта. Короткий срок реконструкции (от выезда последнего жильца коммуналки до заселения первого офиса) включил в себя огромный комплекс проектных, инженерных, общестроительных и даже реставрационных работ. Много времени и сил потребовало согласование в КГИОП проекта двухэтажной мансардной надстройки, ведь доходный дом Экономического общества офицеров гвардейского корпуса охраняется государством как памятник местного значения. В своем проекте архитекторы Лидия Ухова и Владимир Тетеркин предусмотрели сохранение и восстановление исторических объемов помещений, центральной и боковых лестниц, обновление плафонов, воссоздание гипсового рельефа по главной лестнице, а также замену оконных блоков на новые деревянные, с сохранением характера расстекловки, установку новых дверных блоков, аналогично существовавшим, т.е. глухих белых филенчатых. Все перечисленные и многие другие детали, касающиеся исторической части проекта, имели цель придать респектабельный вид внутри и снаружи бывшему доходному дому, построенному военным инженером И. Л. Балабышевским. По замыслу авторов, дворовый фасад начала века будет отражаться в «зеркале» новой 6-ти этажной пристройки. Освещение замкнутого дворового комплекса производится через световой фонарь, перекрывающий атриум.
Одним из несомненных достоинств бизнес-центра является инженерное оснащение, включающее суперсовременную газовую котельную, две независимые телефонные станции, предоставляющие услуги компаний «Петер Стар» и «Совинтел», и другие узлы, необходимые для нормальной работы офисов. Общая площадь «Северной столицы» приближается к 10 000 м2, включая 8 000 м2 полезной площади. «Деловая» часть дополнена рестораном на atrium1.jpg (8543 bytes) уровне второго этажа и спортивно-оздоровительным комплексом.
По замыслу авторов, дворовый фасад начала века будет отражаться в «зеркале» новой 6-ти этажной пристройки. А освещение замкнутого дворового комплекса производится через световой фонарь, перекрывающий атриум.
Еще до окончания строительства немало заинтересованных съемщиков приценивались к уютным старинным интерьерам, а также к просторным мансардам с широкими окнами, по виду напоминающим парусные фрегаты XVIII века. Ориентировочно арендная плата за 1 м2 составит $ 600, офисы в мансарде дороже — до $ 800.
Коренным отличием «Северной столицы» от других известных в городе бизнес-центров является привлечение в качестве субподрядчиков только отечественных фирм. Объясняется это просто: «пробовали немцев, но они русского языка не понимают»... Оценить качество строительства смогут и русские, и иностранные бизнесмены, а экономическую выгоду своего патриотизма оценит заказчик — ЗАО «Развитие Недвижимости Р.Б.И.»

Подробнее об этом проекте Вы можете прочитать в статье "Дом Северной столицы"

Реконструкция дома №22 по Большой Морской ул.
atrium4.jpg (4665 bytes) В наши дни нередко решение о проведении реконструкции здания принимается как альтернатива привычному для советского времени методу ликвидации аварийности — капитальному ремонту, который экономически себя уже не оправдывает. Напротив, удачная реконструкция сулит заказчику получение дополнительной полезной площади и приобретение «нового имиджа» в старых стенах.
Таким путем решил пойти генеральный директор ОАО «ПТС» В. Н. Яшин, когда, по заключению экспертизы 1994-95 гг., дом № 22 по Б.Морской (по соседству со знаменитым «Домом Фаберже») был признан аварийным (стены имели отклонения от вертикали +10 +24 см). Дом, построенный по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в 1844 г., в начале XX в. был выбран для размещения телефонной станции и перестроен в 1904 г. под руководством архитектора К. В. Бальди. С тех пор и поныне в нем ритмично работают «мозг и сердце» Петербургской телефонной сети. «Пересадить» их на время реконструкции в другое здание не представлялось возможным, зато по силам проектировщикам оказалась задача в своем роде уникальная — вести реконструкцию пятиэтажного здания, не прерывая работы многочисленного коллектива телефонистов. Особого подхода требовали «старые стены» памятника архитектуры федерального значения. КГИОП определил свои условия «перестройки» — реставрация парадной лестницы, воссоздание исторического интерьера зала справочной службы «09», реставрационный ремонт лицевого и дворового фасадов. Директор по общим вопросам ОАО ПТС Г. Б. Черняк организовал тендер на выполнение проектных и подрядных работ. По его результатам был выбран генпроектировщик — ЗАО «Архитектурное бюро «Проспект» под руководством А. Р. Шендеровича и генподрядчик — ТОО «Ремонт, Реконструкция, Реставрация». Обе организации имели большой опыт работы в исторической части Петербурга, обладали лицензией КГИОП.
Поставленная перед ними задача была успешно решена. Осуществив проект, заказчик получит дополнительно абонентский зал для приема и обслуживания клиентов и конференц-зал для собраний сотрудников, а также новые помещения в мансарде и ресторан под стеклянным куполом, венчающим фасад по atrium3.jpg (7540 bytes) Б.Морской. Проанализировав условия проектирования, архитекторы создали проект перекрытия двора на уровне 2-го и 3-го этажей и стеклянной кровли на высоте 30 м. После получения всех необходимых согласований решено было разделить весь комплекс работ на этапы, что увеличивает сроки, но позволяет вводить завершенные объекты, не прекращая эксплуатации всего здания. В результате, по окончании 1-го этапа введены в эксплуатацию дополнительно 500 м2 полезной площади, на которой размещены офисы фирмы «Дельта Телеком».
Сегодня реконструкция здания продолжается. На очереди торжественное открытие зала справочной службы «09», где по историческим материалам воссоздан интерьер 1914 года; но теперь, в соответствии с современными требованиями, вся «инженерная начинка» смонтирована под «фальшполом».
При проведении реконструкции большое значение имеет строгий авторский и технический надзор, который осуществляет со стороны заказчика начальник отдела ПТС С. В. Денисова, привлекая все заинтересованные подразделения телефонной сети.
Надо отметить, что реконструкция дома № 22 по Б. Морской полностью осуществляется российскими фирмами: и заказчик, и проектировщики, и подрядчики — петербургские организации.
Руководство ОАО «ПТС» уделяет повышенное внимание стройке, успешно сочетая заботу о коллективе с модернизацией и техническим переоснащением производства.

Валютная биржа на Садовой ул., д. 12
Прекрасный подарок в уходящем году сделало своим сотрудникам руководство Валютной биржи. Они переехали в новые помещения в здании-памятнике федерального значения на углу Итальянской улицы и Садовой — «Дом с четырьмя колоннадами». Возведено оно было еще в 1750-60 гг., а до нашего времени сохранился перестроенный по проекту Л. Руска фасад. Интересно, что в 1913 г. здание было продано Министерству финансов.
Нет слов, престижно коммерческой валютной организации поселиться в старинном доме с пышно украшенным фасадом, по соседству с Невским проспектом. Однако «внутреннее содержание» дома не соответствовало его «внешности». Не было ни парадной лестницы, ни холлов, ни подобающих кабинетных помещений, зато имелись «мертвые зоны» — большие угловые комнаты с одним окном во двор. Управляющему нелегко было среди десятков фирм, проектных бюро, персональных мастерских выбрать архитекторов, способных преобразовать эти «полезные площади» в помещения, где людям было бы удобно работать и приятно отвлечься и отдохнуть. Помимо прочего, проектировщик должен был обладать лицензией Комитета по охране и использованию памятников на работы в зданиях-памятниках архитектуры. Выбор пал на архитектурное бюро «Литейная часть-91» под руководством Рафаэля Даянова. Условия, поставленные ГИОП, были на сей раз не слишком обременительны — ремонт и реконструкция в пределах капитальных стен. Никаких элементов внутренней отделки, к сожалению, не сохранилось, поэтому авторы могли проявить талант и фантазию в полной мере. В результате их творчества в проекте появились и компьютерные операционные залы, и конференц-зал, и кабинет директора с приемной, и парадная лестница, и, наконец, ультрасовременный световой фонарь на три этажа. Именно эту творческую находку Рафаэля Даянова чаще всего с гордостью показывают хозяева бизнесменам из-за рубежа и высоким гостям из Москвы.
Жаль, что любопытный прохожий, зайдя с Итальянской в бывший винный магазин, будет остановлен строгой охраной (такова уж специфика биржи) и сможет рассмотреть лишь нарядный интерьер входа и начало лестницы. С помощью предметов и образов прошлой эпохи, украшающих холл первого этажа, архитектору удалось «связать» мир старого Петербурга с новым, компьютерным миром, скрытым от праздного любопытства.

Гранд-Отель «Европа»
В начале века в столице Российской империи имелась 131 гостиница — достаточное количество, чтобы принять и разместить «все флаги в гости». «Социалистический подход» к туристскому бизнесу сократил их число до дефицита: всякий проезжающий был рад получить койко-место на одну-две ночи. В начале 90-х, вновь обретя гордое имя Санкт-Петербурга, город явил миру неприглядное состояние своих отелей, в том числе интуристовских. «Дорогих» гостей не устраивал уровень сервиса даже в отстроенном заново «Англетере». Наверное, счастливый случай помог одной из старейших гостиниц, «Европейской», найти инвестора и талантливого архитектора и после двух лет реконструкции превратиться из «аварийного» здания в первый в стране пятизвездный отель.
История «Гранд-Отеля Европа» вполне заслуживала такого «счастливого» поворота. В 1830 г. отдельные дома, стоявшие на Михайловской улице, Карл Росси объединил единым фасадом, вошедшим в ансамбль Михайловской площади и Михайловского дворца (ныне Русский музей). В течение последующих 80 лет здание реконструировали архитекторы Л. Ф. Фонтана, К. Э. Маккензен и, наконец, всем известный Федор Лидваль, надстроивший между 1905 и 1914 гг. над частью здания жилой этаж и ресторан «Крыша». Он же создал новые интерьеры в бельэтаже.
В конце 80-х разве что снаружи гостиница выглядела пышно, а внутри — многие помнят тесные переплетения коридорчиков и закоулков, номера с удобствами в коридоре, как в общежитии, захламленные дворы-колодцы. Перед автором проекта стояло множество задач: увеличение площади, количества номеров и гостиничных мест; обустройство новых помещений для кафе, ресторана, бизнес-центра; создание современных комфортных условий проживания. Дополнительными условиями реализации проекта были сохранение и реставрация 25 номеров, ресторана «Европа», входного вестибюля, главной лестницы, а также интерьеров Ф. Лидваля в гостиной-холле и ресторане «Крыша», охраняемых КГИОП. За удивительно короткий срок — 2 года — архитектор Виктория Эммануиловна Струзман совместно со шведскими строителями осуществили проект, удостоенный высшей награды — Государственной премии России. «Гранд-Отель Европа» уже отметил свое пятилетие, но и сегодня любой прохожий может заглянуть внутрь и оказаться в особой атмосфере дорогого отеля, знакомой многим лишь по atrium2.jpg (8612 bytes) зарубежным кинофильмам.
Конечно, непременным условием для инвестиций должна быть рентабельность гостиницы. Решить эту экономическую задачу позволило увеличение количества мест: с 376 до 602 в 301 номере после реконструкции. Реставрация вернула былую роскошь и изыск «свадебному» и «президентскому» номерам, в которых уже гостили принц Уэльский Чарльз, президенты Ж. Ширак, Б. Клинтон, экс-президенты Р. Никсон, Дж. Картер, а также М. Растропович с Г. Вишневской, М. Плисецкая, М. Кабалье. Удачно выполнен дизайн современных двухуровневых номеров мансардного этажа, они заняли объем бывшего чердака здания. В целом отель не может жаловаться на недостаток жильцов: средний процент заселения 70 %, а в отдельные месяцы и все 100 %.
Самая главная отличительная особенность «Гранд-Отеля Европа» — гармоничное сочетание новейшей инженерной технологии, современного уровня гостиничного сервиса и старых стен почтенной столичной гостиницы, сохранивших память и дух петербургских традиций.

Пресс-секретарь КГИОП
Ирина МАЛЯВКИНА


По замыслу авторов, дворовый фасад начала века будет отражаться в «зеркале» новой 6-ти этажной пристройки. А освещение замкнутого дворового комплекса производится через световой фонарь, перекрывающий атриум.
Реконструктивные работы по усилению стен и перекрытию двора из монолитного железобетона. В составе мансард были выполнены опорные конструкции для перекрытий дворового пространства стеклянным куполом.
Перекрытый фонарем двор уже не в диковинку петербуржцам, но стеклянная призма, прорезающая три этажа внутри здания и выходящая окном в небо, есть только на Садовой. Внутри нее высится трехметровая пальма. Глядя на этот ботанический уголок, трудно представить себе 6-угольную мрачную комнату 40 м2 с одним окном во двор. Теперь это холл для отдыха, освещенный с трех сторон, оживленный зеленью и редким петербургским солнцем
Войдя с Михайловской улицы, Вы попадаете во входной аванвестибюль, парадный и широкий. Он устроен но освобожденном от перегородок пространстве. За ним — переход «из прошлого столетия в новое тысячелетие» — в свободное пространство двора-атриума, объединяющего под стеклянной кровлей 6 этажей центральной части здания. Здесь за столиками сидят посетители, отсюда можно пройти в ресторан «Европа», можно подняться на «молниеносном» лифте в свой номер или на крышу в одноименный ресторан, или выйти в большую парадную галерею с магазинами, конференц-залами, барами. В этом дворике всегда лето: но балкончиках нарядные цветники, в бассейне журчит вода. На первый взгляд, балконы служат лишь декоративной деталью, но специалист по пожарной части оценит последнее достижение конструкторов и архитекторов — специальные складные лесенки-трапы для эвакуации, подведенные к каждому номеру. Необходимые меры на случай пожара предпримет автоматическая спринклерная и дренчерная система.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>