Архитектура как искусство строить технологично


arhitek5.jpg (11634 bytes)Среди заметных изменений в архитектуре развитых стран в последнее десятилетие возрастающая роль технологии представляет особый интерес. Технология как средство достижения нового качества архитектурного объекта становится областью совместного творчества архитектора и инженера, давая в руки каждого из них ранее недоступные возможности. В серии материалов, предлагаемых на страницах этого и последующих номеров журнала, представлен опыт использования новых технологических решений для достижения как иных объемно-пространственных характеристик зданий, так и для превращения здания в качественно новую, изменяемую систему, обладающую более оптимальным энергетическим балансом и экологическим смыслом.
Раскрытие возможностей традиционных и новых материалов, придающее современным зданиям легкость и динамичность, ажурность и остроту, реализуется через новейшие технологии обработки поверхностей металла, бетона, стекла и включает использование тканевых материалов в сочетании с металлическим каркасом. В поисках разнообразия внешнего облика зданий для его ограждающих конструкций все чаще используется облицовка из профилированного или перфорированного металлического листа, значительно дольше сохраняющего декоративные свойства. Для создания больших пролетов внутри здания с верхним остеклением широко применяются облегченные конструкции из металла с меньшей степенью массивности.
arhitek6.jpg (5355 bytes) Среди перечисленных направлений технологического обновления архитектурного творчества наиболее заметен прогрессирующий учет факторов энергосбережения и экологичности зданий. Проявлением этого процесса становится обращение к изменяемой («живой») оболочке зданий, реагирующей на температурные параметры внешней среды, с одновременным превращением поверхности фасада в многослойную конструкцию. Смыслом данного решения является обеспечение наиболее экономичного режима использования энергии внутри и вне здания за счет регулирования притока солнечной энергии, разумного аккумулирования тепла и сокращения его потерь путем дополнительной циркуляции воздуха в пределах воздушной прослойки между слоями ограждающих конструкций.
После достаточно успешного и весьма показательного в этом направлении эксперимента со строительством Института Арабского мира в Париже архитектором Жаном Нувелем, где идея «живого» фасада в виде 240 квадратных панелей-модулей с многочисленными диафрагмами, реагирующими на степень освещенности, была впервые воплощена в arhitek4.jpg (7375 bytes) реальность, методы создания динамичной оболочки претерпели значительные изменения. Основным подходом к созданию здания с изменяемой энергетикой стало устройство системы ограждающих конструкций с применением нескольких слоев остекления по металлическому каркасу, включая наружный, подвижный, слой в виде поворачивающихся стеклянных панелей. Практика эксплуатации подобных зданий в Европе показала состоятельность технического решения, так как динамичная характеристика фасада здания позволяет регулировать его инсоляцию и управлять температурным режимом внутри объема в ночные часы и холодный период года с минимальными затратами дополнительной энергии.
Обращение к энергосберегающим подходам при проектировании и строительстве новых зданий свидетельствует о необходимости переосмысления прежних представлений о статичности, неизменности внешнего облика здания, равно как и о путях достижения комфортных условий внутри него за счет применения привычных материалов в новом конструктивном сочетании. Постройки подобного типа, становясь частью окружающей среды, заимствуют у живой природы принципы достижения энергетического баланса, оптимизируя свою внешнюю форму и превращая ее из традиционной, застывшей в изменчивую, динамичную. Совместный поиск архитекторов и инженеров все чаще концентрируется на выборе наиболее эстетически выразительной современной архитектурной формы с новым инженерным качеством конструктивных элементов, отражающим новейшие технологические возможности. Так, к числу примеров в этой области относится использование arhitek3.jpg (13193 bytes) конструкций оконных переплетов для подачи теплоносителя (подогретый воздух) к наиболее охлаждаемой поверхности остекления и применение трансформирующейся защитной оболочки поверх остекленного покрытия атриума в виде свертывающейся в рулон металлической перфорированной сетки.
Расширение перечня объектов, в состав которых входят помещения больших размеров, ставит перед архитекторами задачу поиска вариантов конструктивного покрытия, в которых величина пролета не приводила бы к необходимости увеличения массивности несущих конструкций, а сохранялась в максимально облегченном виде, оставляя зрительно в интерьере больше воздуха и света. Чаще всего этот вопрос возникает при создании современных атриумных зданий, в которых светлый холл-атриум составляет функциональное и композиционное ядро, причем его значение одинаково велико для всех типов общественных зданий, включая офисные центры, больницы, гостиницы. Для перекрытия пролетов с верхним остеклением широко применяются винтово-стержневые конструкции с ажурным рисунком легких металлических элементов. Архитектура названных объектов подтверждает необходимость поиска наиболее современных с точки зрения технологии конструктивных решений, максимально реализующих новые возможности материала, оставляя одновременно достаточно много простора для д остижения образной выразительности и своеобразия зданий.
Применительно к сооружениям большого масштаба возможности для инженерно-архитектурного творчества значительно возрастают. Среди уникальных объектов, в которых современное конструктивное решение воплощено в оригинальную arhitek7.jpg (12087 bytes) архитектурную форму и обеспечивает характерный образ здания. Достойны упоминания аэровокзал в Штуттгарте с «ветвистыми» колоннами и отель «Кемпински» в аэропорту Мюнхена, где пространственные составные металлические оболочки, чередующиеся со стеклянным покрытием, как бы парят над прозрачным объемом здания, придавая ему легкость и динамичность.
Архитектурная практика последнего десятилетия в Европе уже принесла немало убедительных аргументов в пользу внедрения новых подходов к проектированию зданий с позиции технического прогресса. Здание может отражать те или иные эстетические позиции авторов, но не может не реагировать на новейшие достижения в рациональном использовании материалов и конструкций, т.е. обязано быть технологичным.

Валерий НЕФЕДОВ, профессор СПб ГАСУ


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>