Ольга Писаренко
СТИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОДЕРНА
ПРОЕКТ ЖИЛОГО ДОМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫБОРГА
Стилизация как попытка повторения, подражания, имитации более ранних произведений не всегда интересна современным архитекторам, стремящимся выразить свое время и найти собственный стиль в архитектуре. Однако, проектируя в исторической среде, зодчий становится не просто автором одного творения, а соавтором картины, создающейся столетиями. Учитывая это обстоятельство, прием стилизации требует более внимательного и серьезного рассмотрения. Во-первых, чтобы сказать что-то новое на фоне того, что уже сказано, нужно чувствовать себя в достаточной степени мудрым и талантливым. Во-вторых, не всегда новое созвучно старому, а если оно вступает в диссонанс, то стоит ли нарушать гармонию? После подобного рода раздумий и сомнений путь стилизации может показаться достаточно скучным. Обсудить эту тему мы пригласили архитектора Андрея Федотова. Проект жилого дома в Выборге, выполненный его персональной мастерской, удивительно удачно вписывается в исторический контекст старинного города.
А. Федотов:
– Скажу сразу, что скучным путь стилизации не является. Мой выбор был обусловлен тем, что в имеющемся месте я считал его единственно приемлемым. Как большую удачу следует отметить тот факт, что это мнение совпало как с ви‑
дением заказчика,
так и с позицией главного архитектора Выборга Олега Юрьевича Лиховидова. На сегодня в этом городе достаточно много пятен, предполагавшихся под жилую застройку, но по тем или иным причинам до сих пор не застроенных. То есть мы всего лишь доделываем то, что не было доделано. Однако задача эта далеко не простая. Во-первых, путь стилизации чреват скатыванием к китчу, удержать от которого может только чувство меры и вкуса. Во-вторых, работая в жанре стилизации, мы сталкиваемся с проблемой подбора современных строительных материалов и технологий, способных прийти на смену старым, не нарушая при этом сложившихся стилистических особенностей.
Своеобразие северного модерна (или национального романтизма, как его называют в Финляндии) проявилось, в частности, в отделке фасада природным камнем (песчаником и гранитом). В современном строительстве применение этих материалов крайне затруднительно по экономическим причинам. Казалось бы, очевидный выход из положения – применение гранитной плитки…
А Федотов:
– Это самый простой, но не самый лучший вариант. Дело в том, что гранит применялся в виде валунов со сколотой поверхностью. Тяжесть, массивность этого камня играла важную эстетическую роль. А при применении плитки на углах, в оконных и дверных проемах, где важна масса камня, мы получаем муляж, грубую подделку. Мы понимали, что нужен некий материал, имитирующий валуны. После долгих поисков нам удалось найти подходящие образцы в фирме «Меликонполар». Это был искусственный бетонный камень, в точности повторяющий гранитный скол. Потом, уже вместе с производителем, мы долго подбирали подходящий цвет. В нашем проекте предложено сочетание вертикальной и горизонтальной кладки этих камней с затиркой швов белым раствором. Чтобы выглядело все так, как при традиционной укладке камня на известняковый раствор, который потом становился на швах белым. При известной доли мастерства каменщика за счет белых швов можно достичь очень хорошего эстетического результата, но мастер должен быть высшей категории. С заказчиком (а он же является
и застройщиком) мы работаем уже не первый год, поэтому уверены в его понимании важности ответственного подхода к мелочам и де‑
талям. Ведь именно в них и заключается отличие тонкой, аккуратной стилизации от примитивной подделки.
Силуэты северного модерна прочитываются в угловой башне, в традиционных кровельных скатах со слуховыми окнами, в стрельчатых входных арках, и даже в традиционно финских квадратных водосточных трубах. Тем не менее, это современный дом.
А. Федотов:
– Стилизация не подразумевает слепого следования всем без исключения традициям выбранного стиля. Иногда достаточно нескольких ярких, грамотно выполненных деталей. Нужно понять другое: стилизация не допускает небрежности. Важно, чтобы взятая из прошлого деталь не была бы простым напоминанием, а жила, то есть несла ту функцию, ради которой она была применена когда-то. Что касается внутреннего содержания дома, то это вполне современное здание. В цокольном этаже расположена встроенная автостоянка. Все помещения дома отвечают современным представлениям о комфортном жилье. К примеру, лестничные клетки оборудованы лифтами «Отис» без машинного помещения.
Возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать, что стилизация вовсе не означает отсутствия права у архитектора сказать свое слово. Ведь недаром наиболее красивые и запоминающиеся проекты возникают именно в стесненных условиях, когда архитектор вынужден находить какое-то нестандартное решение, чтобы удачно вписать свой объект в существующую застройку, как правило, накладывающую колоссальные ограничения. Важно найти то самое нестандартное решение, владея при этом чувством меры и архитектурного такта. Надеюсь, что запроектированный дом органично дополнит и украсит великолепную историческую застройку Выборга.
>> К СОДЕРЖАНИЮ >>