Ольга Писаренко

СТИЛИЗАЦИЯ СЕВЕРНОГО МОДЕРНА
ПРОЕКТ ЖИЛОГО ДОМА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ВЫБОРГА
Стилизация как попытка повторения, подражания, имитации более ранних произведений не всегда интересна современным архитекторам, стремящимся выразить свое время и найти собственный стиль в архитектуре. Однако, проектируя в исторической среде, зодчий стано­вится не просто автором одного творения, а соавтором картины, создающейся столетиями. Учитывая это обстоятельство, прием стилизации требует более внимательного и серьезного рассмотрения. Во-первых, чтобы сказать что-то новое на фоне того, что уже сказано, нужно чувствовать себя в достаточной степени мудрым и талантливым. Во-вторых, не всегда новое созвучно старому, а если оно вступает в диссонанс, то стоит ли нарушать гармонию? После подобного рода раздумий и сомнений путь стилизации может показаться достаточно скучным. Обсудить эту тему мы пригласили архитектора Андрея Федотова. Проект жилого дома в Выборге, вы­полненный его персональной мастерской, удивительно удачно вписывается в исторический контекст старинного города.





А. Федотов:
– Скажу сразу, что скучным путь стилизации не является. Мой выбор был обусловлен тем, что в имеющемся месте я считал его единственно приемлемым. Как большую удачу сле­дует отметить тот факт, что это мнение совпа­ло как с ви­‑ дением заказчика, так и с позицией главного архитек­тора Выборга Олега Юрьевича Лиховидова. На сегодня в этом городе достаточно много пятен, предполагавшихся под жилую застройку, но по тем или иным причинам до сих пор не застроен­ных. То есть мы всего лишь доделываем то, что не было доделано. Однако задача эта далеко не простая. Во-первых, путь стилизации чреват скатыванием к китчу, удержать от которого может только чувство меры и вкуса. Во-вторых, работая в жанре стилизации, мы сталкиваемся с проблемой подбора современных строительных материалов и технологий, способных прийти на смену старым, не нарушая при этом сложивших­ся стилистических особенностей.
Своеобразие северного модерна (или национального романтизма, как его называют в Финляндии) проявилось, в частности, в отделке фасада природным камнем (песчаником и гра­нитом). В современном строительстве примене­ние этих материалов крайне затруднительно по экономическим причинам. Казалось бы, очевид­ный выход из положения – применение гранит­ной плитки…
А Федотов:

– Это самый простой, но не самый лучший вариант. Дело в том, что гранит применялся в виде валунов со сколотой поверхностью. Тяжесть, массивность этого камня играла важную эсте­тическую роль. А при применении плитки на углах, в оконных и дверных проемах, где важна масса камня, мы получаем муляж, грубую под­делку. Мы понимали, что нужен некий материал, имитирующий валуны. После долгих поисков нам удалось найти подходящие образцы в фир­ме «Меликонполар». Это был искусственный бетонный камень, в точности повторяющий гранитный скол. Потом, уже вместе с произво­дителем, мы долго подбирали подходящий цвет. В нашем проекте предложено сочетание верти­кальной и горизонтальной кладки этих камней с затиркой швов белым раствором. Чтобы вы­глядело все так, как при традиционной укладке камня на известняковый раствор, который по­том становился на швах белым. При известной доли мастерства каменщика за счет белых швов можно достичь очень хорошего эстетического результата, но мастер должен быть высшей категории. С за­казчиком (а он же является и застройщиком) мы работаем уже не первый год, поэтому уверены в его понимании важности ответственного под­хода к мелочам и де­‑ талям. Ведь именно в них и заключается отличие тонкой, аккуратной сти­лизации от примитивной подделки.



Силуэты северного модерна прочитываются в угловой башне, в традиционных кровельных скатах со слуховыми окнами, в стрельчатых входных арках, и даже в традиционно финских квадратных водосточных трубах. Тем не менее, это современный дом.
А. Федотов:
– Стилизация не подразумевает слепого следования всем без исключения традициям выбранного стиля. Иногда достаточно нескольких ярких, грамотно выполненных деталей. Нужно понять дру­гое: стилизация не допускает небрежности. Важно, чтобы взятая из прошлого деталь не была бы простым напоминанием, а жила, то есть несла ту функцию, ради ко­торой она была применена когда-то. Что касается внутреннего содержания дома, то это вполне современное здание. В цокольном этаже расположена встроенная автостоянка. Все помещения дома отвечают современным представлениям о комфорт­ном жилье. К примеру, лестничные клетки оборудованы лифтами «Отис» без машинного помещения.
Возвращаясь к первому вопросу, хочу сказать, что стилизация вовсе не означает отсутствия права у архитектора сказать свое слово. Ведь недаром наиболее красивые и запоминающиеся проекты возникают именно в стесненных условиях, когда архитектор вынужден находить какое-то нестандартное решение, чтобы удачно вписать свой объект в существующую застройку, как правило, наклады­вающую колоссальные ограничения. Важно найти то самое нестандартное решение, владея при этом чувством меры и архитектурного такта. Надеюсь, что запроектированный дом органично дополнит и украсит великолепную историческую застройку Выборга.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>