РЕСТАВРАЦИЯ И ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ
КОРОТКО О ЗАМЕТНОМ

Долгая битва между Санкт-Петербургом и Ленобластью за право владеть бывшей гатчинской резиденцией русских императоров завершилась победой городских властей. Вопрос о принадлежности музея-заповедника решался на уровне Минкультуры РФ, и шаг этот можно считать логичным продолжением всего, связанного с новейшей историей дворцово-паркового ожерелья Северной столицы.
Насчет нового статуса ГМЗ «Гатчина», комплекса с мировой известностью, занесенного в список объектов ЮНЕСКО, все ясно. Вопросы в другом: как обстоит и будет дальше двигаться дело его реставрации, меняется ли что-то теперь? Эти темы нам коротко осветил директор музея Никита Батенин: «Самое главное для нас сейчас – вернуть дворец к жизни, тем более что средства на это идут полным ходом. Если и в дальнейшем объем финансирования работ будет поддерживаться в сегодняшних цифрах, совсем скоро мы увидим финал всех реставрационных работ в Гатчине. Петербург, в ведении которого мы с недавних пор состоим, направил на  текущее содержание музея 190 млн. рублей. Еще 99,7 млн. было затрачено городским бюджетом на реставрацию. Для сравнения, в 2007 г. на восстановление наших памятников поступило почти вдвое меньше». Планы у музейщиков почти наполеоновские. В дополнение к тому, что за три последних года здесь восстановлен Приоратский дворец, успевший стать символом Гатчины, открылись новые залы (малая анфилада Марии Федоровны и комнаты Александра III), в этом году здесь намечено завершить работы по парадной опочивальне. В 2009 г. начнутся реставрационные ремонты Греческой галереи, Арсенальных каре и зала дворика, а также комнат Николая I и Александра II. Руководство ГМЗ ведет переговоры со Всемирным банком реконструкции и развития о помощи в реставрации Чесменской галереи и Предцерковной комнаты. На предстоящее восстановление всей гидросистемы заповедника, в том числе Черного озера, также нужны немалые деньги – около 1,5 млрд. рублей. Н. Батенин делится мечтой «до своей пенсии открыть Арсенальный театр, где неподалеку расположится одноименный дворик с малыми архитектурными формами и детским городком, чтобы, пока взрослые гуляют по дворцу, дети были под присмотром».

Основную задачу применительно к музейному комплексу «Ораниенбаум» директор Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Валерий Гутовский видит в качественной подготовке к отопительному сезону. Это позволит проводить работы на объектах бывшей царской резиденции также и в зимнее время.
Планируется проложить инженерные сети около Южного двора и Нижнего сада и провести энергоснабжение в Каменное зало. Есть также намерение подать тепло в Церковный и Японский павильоны. Помимо этого, вслед за завершением наружных работ на Китайском дворце в будущем году начинается реставрация его внутренней отделки. Среди новых объектов, включенных в программу восстановления ГМЗ «Ораниенбаум» – кровля Японского павильона, интерьеры Картинного дома. Стал известен объем финансирования реставрации на 2009 год: из федерального бюджета выделяется 1 млрд. 250 млн. рублей. Миллиард уйдет на Большой Меншиковский дворец, что позволит довести до логического завершения все работы на основном здании музея. Оставшиеся средства будут направлены на Картинный дом, где впоследствии планируется разместить концертный зал, а также на восстановление Померанцевой оранжереи и благоустройство территории.
С 10 октября по 30 ноября в залах Невской куртины Петро­павловской крепости работает выставка «Новые поступления. 2003–2007», приуроченная к 100-летию Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Его коллекция насчитывает более 1,3 млн. экспонатов, и ежегодно в его собрание поступают предметы, которые помогают расширить представление о жизни города и горожан в разные эпохи.
За последние пять лет в ГМИ СПб поступило около 5 тыс. предметов, 280 из которых стали экспонатами выставки. Среди наиболее интересных приобретений – нумизматическая коллекция почетных знаков спонсоров и меценатов, разработанная художником Е. Ухналевым, дореволюционные фотографии, комплекс документальных материалов петербургской семьи Заремба. В коллекцию фонда современной живописи и графики вошли работы Т. Глебовой «Блокада» (1942) и Г. Богомолова «Композиция» (1980), ксилографии П. Шиллинговского, А. Остроумовой-Лебедевой, Е. Кругликовой. Фонд костюма и тканей пополнили интересные предметы начала ХХ в. Это платье из театрального гардероба засл. арт. РСФСР Е. Мунт, невестки Мейерхольда, и дамские туфли первой половины 1910-х гг., приобретенные в одном из крупнейших универмагов Парижа «Au Bon Marché», существующем по сей день. В фонд советской архитектурной графики поступили проекты станций петербургского метро «Комендантский проспект», «Крестовский остров», «Сенная площадь» и др. Особого внимания заслуживает прибавившееся к коллекции фонда науки и техники оборудование зубоврачебного кабинета конца XIX – начала XX вв.

Вышел в свет альбом-каталог «Небеса» Заонежья. Иконы из собрания музея-заповедника «Кижи». Автор – засл. работник культуры РФ Галина Фролова, реставратор и хранитель коллекции темперной живописи. В уникальном по содержанию и иллюстративному объему издании рассказывается о необычных элементах внутреннего убранства деревянных православных храмов Русского Севера – потолочных росписях, популярных в XVII-XIX вв.
Такие работы выполнялись на отдельных иконных щитах, часто очень больших размеров (до 4 м в высоту), затем собирались в потолки куполообразной формы, получившие название «небеса». Произведения, репродукции которых публикуются в издании, хранятся в музее-заповеднике, который впервые в полном объеме вводит в научный оборот потолочную роспись из своей коллекции. Это собрание стало возможным благодаря кижской специфике – будучи конструктивными элементами потолка, иконы перевозились на остров вместе с памятниками архитектуры и принимались в фонды музея. Понимание их важности как составной части внутреннего убранства деревянных храмов позволило сохранить это самобытное явление северной православной культуры.
В книге дается описание 182 икон из 12 памятников. Автор этого серьезного исследования икон «неба» знакомит читателей с историей изучения и иконографией потолочных росписей заонежских храмов. Любители древнерусской живописи узнают, что из себя представляет сложная конструкция «неба» в храме, и, кроме того, получат информацию об утраченной в годы Великой Отечественной войны потолочной росписи главного музейного памятника – церкви Преображения Господня. Информация предоставляется по сохранившимся фотографиям и исследованиям финских ученых Ларса Петтерсона и Пенти Хярконена, которые видели кижские иконы. Альбом-каталог имеет богатый справочный аппарат, который поможет и не‑ специалисту сориентировать­‑ ся в этой сложной теме.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>