Андрей Чубатюк
директор ООО «Деметра»

ВОЗРОЖДАЯ ШЕДЕВРЫ РИНАЛЬДИ
В ГМЗ «Ораниенбаум» фирма «Деметра» пришла несколько лет назад, выиграв тендер на реставрацию павильона Катальной горки. Знаменитый шедевр Антонио Ринальди получил новую жизнь. О том, как выстраивается работа реставраторов в этом дворцово-парковом комплексе, мы рассказываем регулярно. Совсем недавно от лесов освободился еще один из архитектурных памятников ГМЗ «Ораниенбаум» – Китайский дворец. Перевернута следующая страница в летописи возрождения этого музея-заповедника. Незадолго до официальной церемонии открытия объекта после комплексной реставрации, мы встретились с генеральным директором ООО «Деметра» А. И. Чубатюком с тем, чтобы подвести очередные итоги этой непростой работы.
– Катальную горку мы восстановили всего за год – такие жесткие сроки были поставлены пе­ред реставраторами. Пришлось одеть здание в «кокон» и при –300 на улице поддерживать внутри +15-20оС. Сжигали в день около 900 литров топлива, но к сроку успели. Все были поражены красотой возрожденной Катальной горки. Мало кто знает, что для этого нам пришлось вспомнить «дедовские» методы – например, классическую из­вестковую систему отделки стеновых поверхностей. Благодаря ее использованию штукатурка легла идеально и удалось добиться уникального цвета – кобальтовой голубизны. Это очень сложная краска, которая при малейших неровностях известки начинает давать «облачность».
Впрочем, с технологической точки зрения не менее уникальным оказался фасад и у Китайского дворца. В данном случае историческую штукатурку пришлось «лечить» с помощью шприцов, закачивая специальный известковый состав в каждую пустоту. Очень внушительным оказался объем каменных работ в ходе восстановления оснований пилястр и колонн. Пришлось потрудиться и над лепниной. Особенно много хлопот нашим мастерам доставили картуш на южном фасаде и скульптурная группа на северном. Здесь также были реконструированы дымоходы и вентиляционные каналы, отремонтирована кровля. Ставни окон отреставрированы и установлены, как в XVIII в. – деревянные реечные.
Когда с дворца были сняты леса, взорам гостей музея предстала дивная картина – здание цвета «бедра испуганной нимфы». В прошлом интервью я подробно рассказывал о том, как колористы решали вопрос с подбором этого очень своеобразного тона наружной отделки, а затем реставраторы-отделочники «Деметры» воплощали их замыслы в жизнь. Не стану повторяться, но в результате удалось привести наружный облик памятника к максимальному историческому соответствию. В ходе реализации этого серьезного реставрационного проекта были также восстановлены все решетки на фасадах и вокруг клумб. Дворцовый металлодекор понес много утрат. Сам Ринальди был далеко не чужд использования изящных украшений. Вот и на упомянутых решетках было много листочков, которые на протяжении двух с половиной веков все время «расходились» на сувениры. Нам пришлось исключительно вручную воссоздавать все полторы тысячи таких деталей.
Как только произошло долгожданное переселение оборонного института из Меншиковского дворца, появилась возможность перейти от слов о необходимости заняться его реставрацией к реальному делу. Работа уже ведется, однако ясно, что она будет далеко не простой. В Церковном и Японском павильонах разрушение кирпичной кладки составляло около 80% (тем не менее, она уже в порядке). Кроме того, в первом из них выложен очень сложный карниз из кирпича особой формы, который делали каменщики из Красной слободы. Естественно, сейчас такой материал взять неоткуда, так что, нашим реставраторам пришлось научиться его делать. Уже закончены работы по террасам, покрыта медью центральная часть дворца, полностью выполнена кровля западного флигеля, появилась возможность интенсивнее заняться и Японским павильоном. Сегодня открыта для обозрения восстановленная часть парадной дворцовой лестницы Меншиковского дворца.
Работа на любом из объектов Ораниенбаума обязательно сулит новые открытия. Вот, например, всегда задаешься вопросом, почему эти дворцы два с лишним века спокойно простояли, а теперь начали стремительно рушиться? Оказывается, строители прошлого прямо в карнизы закладывали жженый древесный уголь, который абсорбировал влагу, а потом ее отдавал – так здание «дышало».
В Ораниенбауме нами проделан колоссальный объем работ, но и предстоит не меньше. Ведь к 300‑летию Ораниенбаума, которое будет отмечаться в 2011 году, намечено привести в порядок весь Нижний сад. Проект реставрации Большого Меншиковского дворца фактически уже закончен, и некоторая его детализация, естественно, будет происходить, но уже в процессе воплощения. Это обычная практика. И все же посмотрим правде в глаза: нерешенных практических вопросов по этому комплексу очень много. Например, идут споры, восстанавливать ли фонтаны в Нижнем парке или прогулочную балюстраду по обоим полуциркулям здания. Окончательное решение на этот счет КГИОП еще не принял, хотя и сейчас без всяких оговорок ясно, что обязательно нужно будет восстановить Померанцевую оранжерею и Картинный дом. Последний мы будем реставрировать уже в этом году, однако приоткрою еще одну тайну: его функциональное предназначение изменится – там будет располагаться Малый театр.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>