Ольга Писаренко

ООО ГДЕ НЕ НУЖНЫ СЛОВА
НОВЫЕ РАБОТЫ МАСТЕРОВ ООО «КАРЭ»
Реставраторы немногословны. Хотелось, например, выяснить, что же все-таки означает отделка мебели «под французский лак», уточнить, сколько слоев краски следует нанести... «Это надо почувствовать», – был ответ. После чего тот же мастер продолжил: «Талант для реставратора не так важен, больше всего требуются усидчивость и терпение». «Вообще же главное – не причинить вреда», – подхватил другой. Резюмируя, получаем: реставратор должен терпеливо работать, умея почувствовать, что нужно памятнику и ставя главной своей целью «не навредить». Только мнение, что здесь можно обойтись без выдающихся способностей, начинает казаться спорным, когда смотришь на результаты этого труда. Недавно в столярных мастерских фирмы «Карэ» завершены работы по реставрации спального гарнитура из восьми предметов, отделанных «под французский лак», и шести стульев с позолотой. Вся мебель принадлежит Юсуповскому дворцу. На очереди реставрация театральных стульев и диванов. Прокомментировать значение этой работы для музея мы попросили его главного хранителя Ольгу Уточкину:
– У Юсуповского дворца очень непростая судьба. Он был национализирован в 1919 г. Следующие шесть лет здесь располагался так называемый музей дворянского быта. То же самое произошло и во многих других особняках высшей петербургской знати: Шуваловском, Шереметьевском, Строгановском дворцах. Потом подобные музеи закрылись, а здания были переданы в разные ведомства. Юсуповскому посчастливилось в том, что он был отдан педагогической интеллигенции города, которая понимала ценность как самого архитектурного памятника, так и находящихся в нем произведений искусства. В результате наш дворец не подвергался такой безжалостной эксплуатации, как Шереметьевский или Строгановский, где находились закрытые учреждения. Но не повезло ему в другом: при передаче из музейного ведомства в «наркомпромовское» отсюда изъяли очень много ценностей. Поэтому то, что здесь к настоящему моменту осталось, мы очень тщательно и скрупулезно храним.
На протяжении 1920-30-х, но особенно в послевоенные годы из таких памятников, как наш, в разрушенные пригородные дворцы-музеи забрали немало предметов декоративно-прикладного искусства, живописи, скульптуры и т. п. Един­ственный пример в истории Юсуповского дворца, когда ему что-то было возвращено, случился лишь несколько лет назад. Речь идет о шести резных золоченых стульях второй половины XIX в. Произошло это благодаря пониманию проблем нашего музея и дружескому отношению со стороны генерального директора ГМЗ «Петергоф» Вадима Валентиновича Знаменова и главного хранителя Тамары Николаевны Носович. Такой пример для нас очень важен и показателен. Поэтому, получив стульчики, мы их тут же отдали на реставрацию. Сейчас эта мебель выставлена в художественных интерьерах парадной анфилады, то есть «естественно экспонируется», а не хранится в запасниках.

Золоченый гарнитур после реставрации
Шкафчики с флорентийской мозаикой

Основная сложность работы по реставрации другого, спального гарнитура состояла в необходимости точно восстановить его историческую отделку. Идеальная, почти зеркальная поверхность «под французский лак» технологически достигается многослойным красочным покрытием с постоянной расшлифовкой и располировкой, исключительно вручную. Колер обычно варьируется от молочно-белого до слоновой кости. Что касается самих слоев, то в зависимости от состояния древесины, ее структуры и т. д. их число может быть разным. Оценка результата идет визуальным способом. Поверхность должна быть идеально гладкой, но при этом не блестеть, а выглядеть теплой, шелковистой.
Другой набор мебели, театральный, тоже был создан в конце позапрошлого века. Заказ на изготовление этого гарнитура выполнялся по проектам и рисункам архитектора Александра Степанова на довольно известной в то время петербургской фабрике Соколова. Важно, что, хотя его предметам уже более ста лет, они, имея значительную художественную и антикварную ценность, до сих пор используется по первоначальному назначению: зрители в театр Юсуповского дворца приходят почти каждый день. Вообще, мебельная реставрация – дело очень щепетильное, требующее обращения к самым разным историческим материалам и техникам декорирования. Задача тем более осложняется, когда вопрос касается интерьеров княжеского дворца, неизменно поражавших современников особой изысканностью и роскошью обстановки. Восстановление отделки из камня, которым занимается мастер Д. В. Егоров, относится к числу таких уникальных работ.
О. Уточкина:
– Несмотря на многочисленные изъятия, во дворце, по счастью, сохранилось довольно много шкафчиков, которые часто называют выполненными в технике «буль». Их реставрация еще впереди, поскольку у нас имеется определенная очередность. Пока же специалистам «Карэ» наряду с прочим было поручено восстановить другие шкафы – черного дерева с бронзовым декором. Их дополнительная особенность состоит в наличии декоративных панно, очень разных по орнаментам и набранных в технике флорентийской мозаики. В некоторых случаях используются поделочные камни: мрамор, оникс, змеевик – те самые минералы, из которых делали пластику Фаберже. При том, что, к примеру, набор филенки в технике флорентийской мозаики – работа действительно юве­‑ лирная, все эти предметы дворцовой мебели сегодня у нас отреставрированы с величайшим мастерством.
Не менее уникальны реставрационные операции, которые в течение нескольких лет пришлось выполнить, занимаясь двумя консолями, с середины XIX в. украшавщими один из самых миниатюрных и интересных интерьеров Юсуповского дворца – фарфоровый будуар княгини. На старинных акварелях, которые по заказу владельцев в 1860-е гг. выполнил талантливый рисовальщик А. А. Редковский, четко запечатлены обе эти примечательные детали дворцового убранства. Время оказалось к ним не слишком благосклонно, начало XXI в. фарфоровые консоли встретили в аварийном состоянии. Одну еще можно было восстановить, а вот вторую по специальному реставрационному заданию пришлось воссоздавать, или, как еще говорят, «научно реконструировать». Это обычно предполагает соответствующую исследовательскую проработку, последовательные технологические стадии, с подбором аналогов, возможно, с фрагментарным воссозданием, если какие-то фрагменты все же сохранились. Всю эту работу мастер-керамист «Карэ» М. Н. Макаренко проделал совместно с хранителями Юсуповского дворца.

Шкаф из спального гарнитура
после реставрации
Стул до реставрации
Театральный стул
до реставрации
Консоли
до и после реставрации

М. Макаренко:
– Консоли, сделанные на одной из Берлинских мануфактур в конце XIX в., до наших дней сохранились очень плохо: деревянное основание и одна деталь. Иконографическая основа – акварели Редковского – не давала точного представления о деталях, поэтому долгое время оставалось загадкой, что и как конкретно повторять. Самое неприятное в нашем деле, когда толком не ясно направление самой работы. Нужна была научная реконструкция, только на ее основе удалось создать будущий образ, хотя полной уверенности в его достоверности нет и сегодня… По каждому элементу нужно было принимать отдельное решение, все листочки восстанавливать по аналогичным образцам. Где-то, допустим, небольшие обломки сохранились, но ведь всех лепных элементов более сотни! Маршруты поиска подбирались разные. Если, скажем, в Катальной горке Ораниенбаума висит похожая по стилю люстра, то какие-то элементы брали оттуда как пример. В XIX в. в Германии существовала знаменитая Мейсенская и еще несколько частных мануфактур одной и той же, в принципе, школы – изучали их продукцию, приемы и т. д.
Спустя примерно год после завершения работы мне попалась книжка, где говорилось о фарфоровом кабинете с точно такой же консолью в одном из берлинских дворцов. Оказалось, что мы все воспроизвели верно, за исключением одной детали, которая у меня всегда вызывала сомнения. В немецком варианте присутствует амурчик, которого у нас нет. Подозрения, что в будуаре княгини он должен быть тоже, основывались лишь на интуиции. Поэтому я не стал им доверяться, сделав на этом месте просто букетик цветов. Сейчас, когда есть эта книга, можно что-то доделать или переделать, а вот стоит ли и когда – прояснится со временем.
Всегда интересно проникнуть в какие-то профессиональные секреты, узнать что-то новое. И всегда по-настоящему завидуешь реставраторам, забота которых состоит в возрождении материальных богатств нашей национальной культуры. Нашу очередную экскурсию по Юсуповскому дворцу, который благодаря тесному сотрудничеству музейщиков и реставраторов уверенно возвращает себе первозданный облик, подытожил генеральный директор ООО «Карэ» А. Коротецкий:
– Сегодня у нас действует пять мастерских: керамическая, ювелирная по камню, металлическая и две столярных. То есть фирма занимается комплексной реставрацией интерьеров, имея для этого свою довольно солидную базу, к тому же постоянно ее наращивая. Однако главное богатство коллектива – это, конечно, люди, и я не без гордости могу сказать, что у нас работают высочайшие профессионалы, подлинные мастера своего дела из числа лучших реставраторов нашего города.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>