Андрей Ильин
Людмила Онуфриенко

ВРЕМЯ ПРЕДЛАГАТЬ КАМНИ
НОВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: АКТУАЛЬНО И СО ЗНАНИЕМ ТЕМЫ
В текущем году этой компании предстоит отпраздновать 20-летний юбилей. Ее специализация, безусловно, отражена в названии, но, как выясняется, далеко не в полной мере. Да, камины – направление приоритетное и не теряющее актуальности. Однако наряду с этим компания занимается комплексным созданием интерьеров в камне, реставрацией наружного и внутреннего исторического убранства зданий, художественной обработкой цветных металлов и другими «смежными темами».

Вполне закономерно, что маршруты творческих поисков коллектива с момента его основания были самыми разными. Соответственно строился и бизнес фирмы. Иначе никакого особого успеха в таком специфическом жанре, каковым является интерьерное искусство, попросту не добьешься. Если же иметь в виду репутацию ООО «Стрелец. Камины Петербурга», то на протяжении двух десятилетий присутствия на строительном рынке Северной столицы она стабильно укреплялась как в кругах архитекторов, так среди корпоративных и частных клиентов. Подчеркнем, что, избрав природный камень своего рода «материальной основой» решения дизайнерских задач, здесь отлично осознают: без сочетания традиций и новаций в его использовании, знания всех технологических тонкостей, помноженного на способность мыслить высокоэстетическими категориями, достойного результата не получится. Для петербуржцев, которые изначально отличались взыскательным вкусом, такая постановка вопроса более чем важна. У нас привыкли ценить не только качество, но и изыск. Кому как не руководителю знать такие потребительские и вытекающие из них производственные нюансы. Встретившись с директором фирмы Еленой Анатольевной Земляничкиной, мы намеренно углубились в некоторые специальные аспекты. Они, думается, представят немалый интерес для читательской аудитории, причем не только в ее профессиональном сегменте. Популярность естественных материалов вообще и камня в частности со временем только растет.
Е. Земляничкина:
– Правильнее всего будет начать с того, как организовано наше взаимодействие с поставщиками. На всех этапах добычи и первичной обработки камня велика доля ручного труда. Даже сейчас, несмотря на достижения технического прогресса. В результате изделия из камня остаются относительно дорогими. Мрамор, к примеру, добывается блоками, которые затем подвергаются вакуумной обработке, далее распиливаются на так называемые слэбы и обрабатываются по поверхности – это полировка или проклейка. Селекцию камня приходится проводить очень тщательно, в расчете получить материал оптимального качества. Когда отбирается мрамор, сомнению подвергается едва ли не все – ведь хочется заглянуть и «внутрь» блока, чтобы понять, каким тот окажется при распиле, пригоден для будущей работы или нет. Разумеется, очень важны физико-механические свойства камня. Поэтому еще до того, как материал поступит на последующую переработку, наша компания вступает в процесс как весьма требовательный покупатель. Ожидаемого результата можно достичь только при сочетании многих составляющих, одна из которых – качество материала. В ООО «Камины Петербурга» упор на это делался всегда. Мы находимся в перманентном поиске, отчего постоянно внедряем все новые и новые камни.
Елена Анатольевна убеждена, что мрамор, обладая собственным языком, является мощным выразительным средством, способным задать характер объекта. Уже само по себе присутствие натурального камня в отделке, сочетание его с другими элементами декора многое может рассказать о владельце, предполагает высокую степень ответственности архитектурного решения и требует особой деликатности в использовании. Вероятно, следует на что-то серьезно претендовать, взявшись за столь непростое дело?
Е. Земляничкина:
– Признаюсь, лично мне оказались понятны и близки слова Дмитрия Быкова (мастерская «Витрувий и сыновья») из статьи о выставке «АрхМосква»: «Именно амбиции избранных формируют прогрессивный вектор развития в любой сфере деятельности, в том числе и в архитектуре». Применительно к нашей фирме скажу, что, наверное, только амбициозная команда, не имея ни особого стартового капитала, ни опыта в этой сфере могла взяться за такое дело в сложные перестроечные годы. С тех пор одним из движителей фирмы у нас являются именно амбиции, коллективные и персональные. Теперь даже иностранцы, работающие в сфере камнеобработки, приезжая в город на Неве, не скрывают восторга от выставочного зала «Камины Петербурга» площадью 400 кв. м, где экспонируется продукция из камня. Ничего подобного, организованного по принципу музейной зоны, как оказалось, нет нигде в Европе. Даже выбирая место для нового салона, мы руководствовались интересами наших клиентов. Поэтому у нас есть отдельный паркинг, склад камня и производство находятся в непосредственной близости от экспозиции.
Мрамор для своих проектов компания, как правило, закупает в Италии. Причин этому минимум две: во-первых, многие отечественные карьеры были затоплены после войны, а, во-вторых, наши технологии добычи несколько отстали.
Е. Земляничкина:
– Есть еще один аргумент в пользу импорта из Италии: там мрамор пилят, полируют, проклеивают и перерабатывают на всех этапах, используя передовые технологии и новейшее оборудование. Но главное – это исторический опыт, основанный прежде всего на уважении к природному материалу. Вот, например, предлагая свой мрамор Stattuario, итальянцы даже не сопровождают поставки перечнем физико-механических свойств. Считается, что этот камень и так достаточно зарекомендовал себя длительной историей использования – его еще Микеланджело резал. К нам мрамор поступает в виде полированных и неполированных слэбов различной толщины. Делая камин или оформляя конкретный интерьер, мы стараемся использовать один и тот же блок или блоки, добытые в одно и то же время. Только при соблюдении таких условий цвет и структура фрагментов отделки будут похожи.
Получив камень, мы подвергаем его различным технологическим операциям на своем заводе – старению, шлифовке алмазными щетками, бучардированию, бучардированию в сочетании со старением, акваобразивной шлифовке и огнеметной обработке поверхности. Кроме того, нами делаются полы, камины, столешницы в технике флорентийской мозаики. Определяется рисунок, затем вырезаются отдельные элементы, подбираются по цвету. Каждая деталь, даже самая маленькая, нумеруется и вклеивается в нужное место. Помимо традиционных техник, мы развиваем и собственные ноу хау. Приходите – увидите.
И профессионалу, не говоря об обывателе, отнюдь не просто разобраться в многообразной палитре природных камней. Есть устоявшиеся классификации, но даже с их помощью наладить адекватный диалог с проектировщиками или инвесторами бывает проблематично. Е. Земляничкина поделила камни на конкретные группы, каждая из которых формирует в нас определенный ассоциативный ряд.

Салон «Камины Петербурга»
Интерьер ванной комнаты
Выставка мрамора в салоне

Е. Земляничкина:
– Первую группу составляют мраморы Crema Marfil, Arabescato Oro, Breccia Sardo, Emperador Dark. Они сравнительно недороги, используются чаще прочих и всегда дают гарантированный результат. Колористика этих камней колеблется от бежевого до коричневого, а также белого с прожилками этих цветов. Интерьеры с включением таких мраморов выглядят достаточно «теплыми».
В самостоятельную группу выделяется Stattuario, который отлично поддается финишной обработке, включая самую изысканную резьбу. Камень особенно хорош, смотрится парадно и красиво в сочетании с элементами флорентийской мозаики и позолоченной бронзы. В интерьерах Stattuario вызывает ассоциации торжественности, изысканности. Спрос на данную позицию довольно высок. Учитывая, что среди блоков Stattuario практически не бывает одинаковых, их целесообразно использовать для изготовления локальных и особо выразительных элементов, задающих тон интерьеру. Стоит такой материал заметно дороже, чем позиции первой группы.
Следующая категория – ониксы. Разные по окрас­ке – молочно-белые, перламутрово-ро­зо­­‑ вые, медовые, цвета зари, кофе с молоком, зе­леновато-фисташковые, ярко-красные – они счи­‑ таются одними из наиболее дорогих отделочных материалов. Селекция этого камня – достаточно сложный процесс. Отметила бы, что сейчас на нашем строительном рынке появились искусственно окрашенные ониксы, которые, впрочем, ничуть не дешевле натуральных. Их мы никогда не покупаем: поначалу камни красивы, но с годами их цвет «выгорит». Поэтому важно, чтобы материал выбирал профессионал.
Очень интересны эксклюзивные мраморы Nero Portoro, G. Siena, Сalacatta, Breсhe de Vandom. Желтый, черный с золотой жилой. Добыча их ведется очень ограниченными объемами на частных карьерах, которые к тому же истощаются. Nero Portoro привозят с небольшого итальянского острова, где время, отведенное на разработку месторождения, очень ограничено. Порода трещиноватая, с этими камнями надлежит очень аккуратно работать и при распиловке, и при транспортировке, и при резьбе. Ассоциация – шикарный интерьер. Но вместе с тем интеллигентно. Сложно работать, но результат превосходит все. Такие мраморы выбирают люди, наделенные хорошим вкусом.
Заметно дешевле, чем Stattuario, но все же дороже первой группы обходятся мраморы Levanto, Verde San Denis, Rosa Francia, San Loran. У этих камней с красивыми именами прекрасные эстетические, а также физико-механические свойства. Используются такие мраморы не так часто. Возможно, сказывается некая путаница в представлениях об этом материале. Настоящий Levanto в гамме от бордового к зеленому, что можно увидеть в зале Эрмитажа, где стоят часы-павлин, по всем параметрам отличается от турецких аналогов. Взгляните, как там к месту и благородно смотрится этот камень. А вот недавно мы получили новый Levanto потрясающей красоты, но совершенно другой – в нем даже появились какие-то новые современные черточки, будто природа тоже изменяется в зависимости от времени. Из этого материала в качестве эксперимента был выполнен камин в английском стиле – получился прекрасный результат. А вот Verde San Denis – это потрясающей глубины зеленый камень. В мире известно пять основных карьеров с залежами мраморов такого цвета. При этом чаще используются похожие виды камня, которые проще добываются, стоят дешевле и выглядят несколько более привычными – например, Верде Индия или Верде Гватемала. В свою очередь Rosa Francha имеет необычный красноватый цвет и использовался в Версальском дворце, а вот в Петербурге – все еще редкость. San Loran – шоколадный мрамор с нежной жилочкой. Из этого материала не так давно сделана работа для автосалона «Ягуар» на Пулковском шоссе. Архитекторы, решив колористику интерьера в бе­жево-коричневых тонах, подыскивали мрамор для камина. Мы предложили San Loran. В том, что работа удостоилась первой премии за оформление интерьера среди российских автосалонов, есть и наш вклад.
Следующая группа – ардезия, используемая для устройства полов и облицовки стен. При нулевых показателях истираемости и гигроскопичности этот очень интересный материал относительно недорог.
Особая категория – юрский мрамор, исключительно вариативный по цвету и по фактуре. Такой камень можно использовать не только для вентилируемых фасадов и теплых полов, но и для декорирования интерьеров загородных домов. Актуален материал не только для частных построек, но и для общественных зданий, таких как торговые и культурно-зрелищные центры, выставочные залы, медицинские учреждения и т. д. Юрский мрамор на сегодня наверное, самый доступный из камней, но, несмотря на это, он может послужить роскошным фоном, придаст интерьеру уют и комфорт.
Для компании «Камины Петербурга» работа с камнем – дело привычное. Оценив свой практический опыт, наличие кадровых ресурсов и складских площадей, руководство предприятия решило выделить продажу камня в отдельное направление.
Е. Земляничкина:
– Этот шаг был продиктован не только изучением конъюнктуры сегодняшнего рынка. Главное – мы по-настоящему любим и умеем работать с камнем, понимаем его ценность, способны тонко прочувствовать и раскрыть его природную красоту архитекторам и строителям. Не исключено, что теперь с помощью ООО «Стрелец. Камины Петербурга» и в нашем городе, и в соседних регионах будет реализовываться все больше оригинальных проектных разработок с включением природных материалов. Мы абсолютно открыты к творческому сотрудничеству в этой области, ждем идей и предложений от архитектурных и интерьерных студий. Причем чем смелее они будут, тем интереснее представляется будущая совместная работа. Есть вполне обоснованная точка зрения, что человеческая история как таковая началась с обработки камня. Первым делом homo sapiens стал проникать в его эстетику, а лишь затем открыл красоту остального окружающего мира. Всякая цивилизация развивается по спирали, и нет ничего удивительного в том, что сейчас архитектурная востребованность натурального камня переживает своеобразный ренессанс. Мы уже отреагировали на эту ситуацию…

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>