Мария Троицкая

УСПЕХ ДАВНЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Решение дополнить этой статьей обзор итогов последнего «Архитектона» пришло неслучайно и реализовалось практически в финале подготовки журнала. Если уж главной номинацией смотра являются постройки, чем это не удачный повод устранить давнюю несправедливость. Заказчики и строители, рассказывая о сданных объектах, зачастую забывают упоминать об авторах проекта, а архитекторы, в свою очередь, о тех, кто их работу воплощает в жизнь.Так появилось решение свести вместе руководителя «Студии-44» Никиту Игоревича Явейна, ставшего вместе с коллегами обладателем гран-при конкурса за дом на 10-й Советской, и Юрия Васильевича Пискунова, генерального ди‑ рек­тора ОАО «Городской ремонтно-стро­ительный трест №1», который инвестировал разработку и строил этот объект. Более того, мы сочли необходимым запечатлеть их дуэт на фоне портала нового здания, где, кстати, с недавних пор располагается головной офис компании-застройщика.

Решение дополнить этой статьей обзор итогов последнего «Архитектона» пришло неслучайно и реализовалось практически в финале подготовки журнала. Если уж главной номинацией смотра являются постройки, чем это не удачный повод устранить давнюю несправедливость. Заказчики и строители, рассказывая о сданных объектах, зачастую забывают упоминать об авторах проекта, а архитекторы, в свою очередь, о тех, кто их работу воплощает в жизнь.Так появилось решение свести вместе руководителя «Студии-44» Никиту Игоревича Явейна, ставшего вместе с коллегами обладателем гран-при конкурса за дом на 10-й Советской, и Юрия Васильевича Пискунова, генерального ди‑ рек­тора ОАО «Городской ремонтно-стро­ительный трест №1», который инвестировал разработку и строил этот объект. Более того, мы сочли необходимым запечатлеть их дуэт на фоне портала нового здания, где, кстати, с недавних пор располагается головной офис компании-застройщика.
Сотрудничество между этими двумя коллективами начало складываться полтора десятка лет назад. Период и для проектного комплекса, который едва начал становиться на автономные рельсы, и для строительной отрасли, тоже переживавшей стадию реформации, был непростым. Практика и стиль советской поры не вполне уживались с новыми рыночными реалиями, госзаказ иссяк, денег появлялось не так много, как в более поздние и стабильные времена. Всем участникам процесса приходилось «многому учиться, в том числе и друг у друга», как вспоминает Ю. В. Пискунов. Впрочем, в активе бывшего госпредприятия «ГРСТ-1», еще недавно одного из самых мощных в главке ТСО «Ленстройреконструкция», имелся огромный опыт работы на исторически значимых объектах города. Трест участвовал в реконструкции ряда зарубежных консульств и представительств, сложных жилых и общественных зданий, состоящих под охраной КГИОП, включая Публичную библиотеку на Фонтанке, дачу принца Ольденбургского и др. Во всяком случае, здесь знали, как организовать процесс и устранять многие вероятные проблемы, начиная с первых стадий архитектурного проектирования.
Для студии Н. И. Явейна проект реконструкция дома 16 по Верейской ул. (арх. Юлий Бенуа, 1889) стал первым из трех проектов приспособления старинных жилых строений под нужды кредитно-финансовой организации. По мысли заказчика, СПб Сбербанка РФ, на этом пилотном объекте следовало найти тот фирменный стиль дизайна, который затем мог бы быть использован в интерьерах других отделений. Здесь впервые такие ключевые для банковской сферы понятия, как стабильность, надежность, солидность, получили свое выражение в торжественной симметрии, в имитации руста (сочетании широких зеленых и узких бежевых полос мрамора), в крупных, сочных деталях. Генеральным подрядчиком на объекте тогда выступило ОАО «ГРСТ №1». Во многом благодаря тому, что идеи банкиров были правильно поняты проектировщиками и впоследствии точно воспроизведены строителями, это здание было названо одной из самых достойных реконструкций сезона 1998 г.

Операционное управление
Сбербанка РФ на Фурштадской ул., 5
Здание Сбербанка РФ на Верейской ул., 16

Фактически одновременно тот же подрядчик занимался зданием, в котором размещено Операционное управление Сбербанка. В проекте «Студии-44» была сохранена лишь «внешняя оболочка» этого типичного образца петербургской жилой застройки XIX в. – довольно узкий уличный фасад и уходящая в глубину квартала цепочка проходных дворов-колодцев, исторически характерная для домовладения. Тем не менее, лицевой флигель бывшего особняка купца Черногорова надстроили третьим этажом, как, собственно, и предполагалось в неосуществленном проекте конца позапрошлого века. Внизу устроили входной вестибюль комплекса с двумя арками для въезда машин и центральным пешеходным проходом, дворовые флигели полностью разобрали, уровень первого открытого двора подняли на 60 см для устройства подземного паркинга. В ходе реновации удалось выполнить обширную строительную программу бан­ка, включавшую создание большого операционного за­ла для обслуживания юридических лиц, отдельного банка для VIP-клиентов, хранилища с подъездом для инкассаторских машин, зала банкоматов и обмена валюты, множества офисов и т. д. Двор застроили новым зданием с атриумом, где под стеклянным фонарем пирамидальной формы в три яруса размещены операционные залы. Кладовая индивидуальных сейфов, кассовый узел с инкассаторским блоком, службы охраны и технические инфраструктуры удалось «спрятать» в цокольном этаже.
По отношению к реализованной разработке «Студии-44», получившей «Архитектон-2008», трест Ю. В. Пискунова явился не только генподрядчиком. В данном случае компания выполняла функции и заказчика, и инвестора строительства. Здесь стоит отметить, что занимаясь проектами по преимуществу в старом Петербурге, руководство ОАО «ГРСТ №1» прекрасно отдает себе отчет: успех подобных строек в значительной мере обусловлен взаимопониманием всех сторон. Причем в это вкладывается особый смысл, если за плечами более чем полувековой опыт работы в таком градостроительно сложном и исторически ценном образовании, как Санкт-Петербург, плюс имеется четкое понимание строительной специфики и стратегических перспектив развития мегаполиса. Поэтому ставка делается на партнерство с серьезными проектными структурами, не раз доказавшими свое умение разбираться в проблемных задачах, требующих вдумчивого и творческого подхода.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>