Андрей Ильин

УК «МОРСКОЙ ФАСАД»:
ВСЕ ПО ГРАФИКУ
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВОГО ПАССАЖИРСКОГО ТЕРМИНАЛА
И ДВУХ ПРИЧАЛОВ НА НАМЫВНОЙ ТЕРРИТОРИИ ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
ЗАНЯЛО МЕНЬШЕ ДВУХ ЛЕТ
10 сентября все без исключения федеральные телеканалы обратили взоры на Северную столицу. Начиная с девяти утра по Москве и до позднего вечера, каждый их информационный выпуск открывался сообщением о вводе первой очереди нового морского пассажирского пор­та. Церемония встречи итальянского круизного судна Costa Mediterranea у санкт-петербургского причала во всех подробностях транслировалась в прямом эфире «Вестей». Редко какое событие последних лет, включая даже космические старты, удостаивается столь щедрого внимания телевизионщиков. Обстоятельства так сложились, что на периферию новостных лент сместился даже запуск большого адронного коллайдера, имевший место примерно в это же время, но где-то на бельгийско-французской границе. В итоге так называемый БАК, так и не успев проделать обещанную скептиками «черную дыру» в теле планеты, приостановлен после череды досадных поломок, зато наш новый пассажирский терминал исправно функционирует.



Аэрофотосъемка территории на разных стадиях реализации проекта

Начиная с первой публикации («Наше новое «окно в Европу», №3[24]-2004) АРДИС старался информировать обо всех основных этапах работы по образованию и освоению новых намывных территорий в западной части Васильевского острова. Делая основной акцент на архитектурной составляющей, мы, разумеется, не обходили стороной экономику и социальное содержание проекта. К слову, ничего сопоставимого по размаху до сих пор не появилось не только в петербургском, но и в отечественном градостроительстве. При этом все, что связано с «Морским Фасадом», реализуется достаточно спокойно и уверенно. Вот в чем, пожалуй, состоит заметное отличие данного проекта от многих начинаний такого рода, предпринимавшихся в последние десятилетия.
Фактически штабом, откуда исходит стратегия и где непосредственно решаются тактические вопросы строительства на новых землях, выступает Управляющая компания «Морской Фасад». Вся деятельность, связанная со строительством порта, осуществляется на основе принятого 4 октября 2006 г. городского Закона о целевой программе «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге». Согласно этому документу, общий объем финансирования основных мероприятий по причальным сооружениям и береговым объектам МПТ за счет собственных средств инвестора (УК «Морской фасад») и привлеченных средств до 2011 г. составит 6147 млн. рублей.
Благодаря использованию механизма государственно-частного партнерства, стро­и­тельство объектов первой очереди, включающей здание терминала и два причала, а также другие сопутствующие сооружения, заняло меньше двух лет. Причальные и береговые сооружения нового порта УК «Морской Фасад» возводит за счет собственных средств. Углубление Петровского фарватера и акватории Финского залива до отметок «-11м», оборудование подходных путей и широкополосных пунктов пограничного пропуска финансировал федеральный бюджет.

Из диспетчерской следили за каждым маневром 16-палубного красавца, приближавшегося под итальянским флагом. Петербург стал конечной точкой в семидневном круизе двух тысяч его туристов по балтийским столицам. Многие высыпали на палубы в надежде не упустить важные эпизоды встречи, которая сценарно была выстроена в форме увлекательного шоу с торжественным салютом и выступлениями около 350 артистов. Грандиозное действо шло под красноречивым девизом «Все флаги в гости будут к нам». В самом начале испанский театр Fura Dels Baus исполнил номер «Колесо», а чуть позже еще один – «Сеть», в результате получился большой парус из воздушных акробатов, который поднялся прямо с земли. В про­‑ грамме вовсю были задействованы стробоскопы, управляемые горелки на конструкциях, театральные дымы, на башнях отбивали ритм барабанщики с большими африканскими тамтамами, перед рампой дюжина статистов раскатывала «морские волны» из ткани, другие их коллеги с факелами, с флагами из лент в это же время демонстрировали свою ловкость на передвижных сценических конструкциях. Между ними летали тканевые чайки на «удочках». Всюду возникали артисты в подобающих случаю костюмах «океанических» персонажей.
Встреча носила отчасти и протокольный характер. Валентина Матвиенко, по ходу дела прямо в рубке вникая в тонкости морского дела, лично дала разрешение на подход Costa Mediterranea к новому причалу. Кроме петербургского губернатора и других высших городских чиновников, на церемонии присутствовали руководители Федеральных агентств погранслужбы Владимир Проничев, а также морского и речного транспорта Александр Давыденко, директор СПб филиала ФГУП «Росморпорт» Анатолий Савкин. Столь высокое представительство вполне соответствовало значимости происходящего.
В. Матвиенко:
– «Шагнув в море», мы воплотили нереализованные мечты Петра I. По соседству с морским вокзалом вырастет современный городской район, которому и предназначено стать морским фасадом Санкт-Петербурга, его новым европейским лицом. На отвоеванном у залива пространстве появятся благоустроенные жилые кварталы, деловые, спортивные центры. При этом все, что планируется возводить на намывных территориях, будет пристально изучаться архитектурным сообществом и контролироваться Смольным, и есть гарантии, что новая застройка не нанесет ущерба архитектуре города, будущее которого – за амбициозными проектами, способными дать сильный толчок его дальнейшему развитию. Новый современный пассажирский порт, я уверена, станет новой достопримечательностью Северной столицы. Ни один подобный проект в мире не был реализован в такие рекордно быстрые сроки. Его смогли осуществить во многом благодаря уникальным инновационным технологиям, впервые примененным в строительной практике города. Со сдачей в эксплуатацию первой очереди пассажирского порта, который готов принимать гостей со всего мира, в Петербурге начат процесс формирования всех необходимых условий для самого активного развития морского туризма.



В день встречи Costa Mediterranea на новом пассажирском терминале Санкт-Петербурга

Есть смысл освежить в читательской памяти и уточнить некоторые цифры. В прибрежной зоне Финского залива с использованием технологий гидронамыва образуется новая территория общей площадью около 400 га. Из них около 30 гектаров отводится Морскому пассажирскому порту, еще 3 – займет речной. Остальные намытые земли образовываются для девелопмента. Согласно проектам планировки и межевания, утвержденным городским правительством, площадь недвижимости в зоне намыва составит около 4 млн. кв. метров. В итоге западный берег Васильевского острова выдвинется в Финский залив на 800‑1200 м, для чего потребуется около 24 млн. кубометров песка, добываемого из морских месторождений.
По прогнозам, в новом районе Санкт-Петербурга будет проживать около 35 тыс. и найдет работу около 60 тыс. человек – здесь будут построены современные жилые кварталы и планируется создание общественно-делового центра федерального уровня. В объемно-планировочную основу будущей застройки положена высотная архитектура. Что касается улично-дорожной сети, зеленых насаждений, рекреационных пространств и объектов социальной инфраструктуры, то на их долю приходится более половины намываемых земель. По ним также пройдет внушительный отрезок Западного скоростного диаметра. Тем самым будет обеспечен удобный транзит между районом и историческим центром, аэропортом, а также другими частями города.
Параллельно проект призван кардинально изменить ситуацию на рынке пассажирских перевозок Балтики за счет строительства современного морского порта. В планах сооружение семи причалов с периметром причальной стенки 2108 м. В сезонный период это позволит довести ежедневную пропускную способность терминалов до 12 тыс. туристов. Таким образом, в течение года через новый порт, способный принимать круизные и паромные суда длиной до 311 м и осадкой до 9 м, к нам в город будут прибывать около 1,5 млн. гостей. Все здесь проектируется и строится в соответствии с существующими международными стандартами безопасности судоходства, пропуска и обслуживания пассажиров. Отметим, что до недавних пор нигде в России не было такого рода специализированных портовых комплексов – ни на Баренцевом, ни на Черном морях, ни на Дальнем Востоке. Повсюду лайнеры с туристами на борту причаливают по соседству с торговыми судами. В смешанном режиме работает и наш Морской торговый порт – вплоть до 10 сентября он один мог принимать океанские мегалайнеры. Терминальный комплекс Васильевского острова создает принципиально новый уровень комфорта, который не в состоянии предложить сегодня ни одна гавань Северной Европы. Более того, по завершению строительства он станет самым крупным объектом круизно-паромной индустрии и в общемировых масштабах. Обороты этой отрасли, в свою очередь, стабильно прирастают на 8-10% в год. Морские круизы по североевропейским странам признаются самой динамичной частью рынка – в этом сегменте объем перевозок ежегодно увеличивается на четверть.
Не стоит в стороне от общей тенденции и Санкт-Петербург. Количество круизных ту­ристов за последние три года у нас ровно удвоилось – со 163 до 336 тыс. С учетом своих прежних возможностей, максимум, что мог позволить себе город, так это принять 430‑450 тыс. человек, тогда как новый пассажирский порт открывает возможность поднять этот показатель к 2011 г. более чем в 3 раза. Актуальность и инвестиционная обоснованность проекта при этом вряд ли могут внушать хоть какие-то опасения. Во всяком случае, большинство зарубежных аналитиков единодушно сходится в том, что именно Петербург является «жемчужиной» популярных маршрутов по Балтике и Скандинавии. Из всех портовых городов по степени «туристической привлекательности» с ним могут сравниться разве что Лондон и Стокгольм – суда будут прибывать к нам чаще, чем во многие другие места, и стоять здесь особенно долго.
Ш. Кары-Ниязов,
президент УК «Морской Фасад»:
– В рамках первой очереди будут введены в строй два причала с сопутствующими береговыми со­‑ оружениями, а площадь террито­рии до конца года увеличится до 155 га. Оба направления – строительство МПТ и образование территории с целью девелопмента – изначально были связаны между собой. Разумеется, движущей силой всего проекта являлась идея создания порта. По мере углубленного изучения вопроса всем становилось очевидно, насколько он необходим Петербургу, который рано или поздно перестал бы справляться с растущим пассажиропотоком. Обслуживать круизных туристов исключительно в торговом порту, встречать гостей только на Английской набережной или в других местах, отнюдь не приспособленных к приему крупных лайнеров, стало и несовременно, и в первую очередь невыгодно городу. Очевидно было также и то, что пассажирские причалы в отличие, возможно, от грузовых, не могут располагаться в чистом поле. Здесь важны и близость к историческому центру, и наличие вокруг развитой городской среды, и вся надлежащая инфраструктура.
Круизный порт мы рассматривали как ключевой якорь проекта девелопмента. Чтобы на новые участки приходили застройщики, а одновременно и бизнес выбирал их для размещения своих офисов, и люди хотели переселиться сюда, нужны какие-то магниты. В нашем понимании именно МПТ – один из самых притягательных моментов в потенциальном развитии намывной территории в западной части Васильевского острова.


Costa Mediterranea.
"Все флаги в гости будут к нам"
Градостроительная модель развития
намывных территорий «Морской Фасад»

Проект ППФ «А.Лен» Сергея Орешкина, по которому строятся береговые объекты порта, в свое время стал темой большой публикации в архитектурном разделе нашего журнала (№3[31]–2006). Мы, в частности, отмечали, что в мастерской изначально восприняли будущий комплекс как новый морской фасад города, и его облик в авторской трактовке соответствует не только основной функции перевалочного пункта, но и представительской. Быть может, эффект первого впечатления здесь играет определяющую роль, поэтому в проекте заложено немало «эксклюзива» в конструктивных, образных и композиционных решениях. Сегодня появилась возможность оценить не макет и не хорошо исполненную компьютерную картинку, а полноценную реализацию, пусть речь пока идет о первой очереди строительства.
Получилось достойно, и это первая большая победа не только УК «Морской Фасад» и проектировщиков, но также всех, кто задействован в работах по образованию и развитию намывных территорий Васильевского острова. Это очень серьезный консорциум ведущих российских и зарубежных компаний. Заказчиком по федеральной части, то есть по реконструкции подходного канала является ФГУП «Росморпорт». Ведение работ по дноуглублению и образованию территорий поручено VAN Oord and Marin Contractors BV, Инжиниринговой корпорации «Трансстрой» и Балтийской дноуглубительной компании. В числе подрядчиков Морского фасада – ГТ «Морстрой», трест «Севзапморгидро­строй», ОАО «Балтморгидрострой», ЗАО «Мосты и тоннели».
Аудиторская компания «КОНТО» ведет постоянный экологический мониторинг на объектах строительства. Это подразумевает химико-аналитические и санитарно-бактериологические исследования проб воды и грунта, производственный экологический контроль, гидрологические и метеорологические наблюдения, а также рыбохозяйственный мониторинг и космические съемки района производства работ. Каждые две недели осуществляется контроль состояния водного объекта. По результатам проведенных исследований готовятся ежемесячные отчеты, а в конце года выдается итоговое экспертное заключение. Сегодня по данным экологического мониторинга можно сделать вывод, что фактическое воздействие строительства МПТ на окружающую среду не превышает параметров, заложенных в ТЭО проекта. В полном объеме и в установленные сроки инвестором осуществляются все предусмотренные действующим законодательством выплаты за неизбежные экологические последствия самой большой в Петербурге стройки. Так, по итогам 2007 г. объем таких компенсаций составил 76,1 млн. руб. за воздействие на окружающую среду плюс 32,75 млн. руб. за нанесение ущерба рыбным запасам.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>