Нина Тимофеева

ЛЮДМИЛА ВАЛЬБРИТ:
ПУТЬ В ПРОФЕССИЮ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ
Когда берешься написать творческий портрет того или иного архитектора, вполне могут сгодиться некие стандартные приемы. И в нашем и в других схожих изданиях, например, часто используется такая схема подачи: фокусируем внимание на одном проекте или предпринимаем экскурс в прошлую деятельность мастерской – может получиться неплохой результат. Есть и другой вариант, когда журналист вместе со своим героем берется за обсуждение какой-то важной архитектурной темы. Оба жанра уже были использованы при подготовке статей о работе профессионального тандема «Людмила Вальдбрит – Карл Ворпулев», опубликованных в прошлых номерах. Казалось бы, дело сделано, и все же оставалось чувство некоторой недосказанности.
Это стало поводом для новых встреч и очередного интервью с Людмилой Александровной, в котором она поведала о своем пути в зодческую профессию. Подумалось, что рассказ моей собеседницы, настраивая на серьезное и вдумчивое отношение к делу, заслуживает внимания как минимум начинающих и будущих архитекторов. Ведь говорили мы о таких необходимых любому профессионалу качествах, как решительность, смелость, самоотдача, честность, искренность. Их наличие (особенно последнего!) может во многом свидетельствовать, насколько сам человек хочет прогрессировать и развиваться в своей деятельности. А ведь моей героине пришлось буквально завоевывать профессию. В этом смысле ее творческая биография может проиллюстрировать сразу две жизненные мудрости: случайностей не бывает, и ничто не дается даром.


Л. Вальдбрит:
– Я родилась и выросла в городе Петродворце. Мама, коренная петродворчанка, всю жизнь трудилась на Петродворцовом часовом заводе. Отец – «Заслуженный изобретатель и рационализатор» – более 15 лет проработал в СНПО «Реставратор» в мастерской №1.
Еще до ВОВ дедушка по материнской линии выполнял реставрационные работы по Большому петергофскому дворцу и на о. Валаам. По рассказам матери, он неплохо рисовал. В доме, до войны, висело живописное полотно «Вид на монастырскую бухту», выполненное дедом в последней командировке на о. Валаам.
Существует мнение, что генетические наклонности передаются через поколение. Вот и у меня появился интерес к рисованию еще в детские годы, а потом усилился, благодаря соседке-старшекласснице, которая неплохо рисовала и «красиво писала», демонстрируя нам, малолеткам, свои работы. Помнится, именно с тех пор у меня появилось внутреннее стремление научиться рисовать не хуже. С пятого класса стала занимать первые места по рисованию, участвуя в школьных конкурсах-выставках; позже стала художественным редактором классной стенгазеты. Увлекаясь «мультяшками», частенько развлекала свою соседку по парте, рисуя просмотренные сюжеты.
Однако в эти годы у меня были неплохие успехи в спорте, поэтому большую часть свободного времени я уделяла занятиям в ДЮСШ лыжным спортом. Поэтому на занятия изобразительным искусством времени не оставалось.
После учебы перед выпускниками открывается необъятное и неизведанное пространство. Кажется, что хочешь, то и делай. Но часто «что хочешь» не совсем ясно, а «что делать» – тем более. Знакомых художников, чтобы наставить на путь истинный, у Людмилы Александровны не было, а связывать жизнь со спортом совсем не хотелось. Тогда она просто пошла работать чертежницей в училище им. А. С. Попова. Быстро наловчилась работать пером, писать от руки без разметок. Однажды случайно встретилась с той самой соседкой-художницей. Девушка в то время занималась в изостудии и пригласила туда же. Атмосфера в студии была удивительной, большинство учащихся уже успели проявиться как неплохие самодеятельные художники. Глядя на их работы, хотелось овладеть и техникой рисунка, и мастерством живописца. Большую поддержку в этом оказал дядя, морской офицер, большой ценитель искусства, сам, кстати, тоже увлеченный живописью. Как раз он-то и порекомендовал поступить на вечерние рисовальные классы при Академии художеств. С этого момента началась серьезная работа под руководством художника-педагога Николая Андреевича Гижи, который преподал первые и неоценимые уроки построения в пространстве и светотени, часто напоминая: «Основа живописи зиждется на рисунке; научишься рисовать – научишься писать».
К тому времени Людмилу Вальдбрит полностью поглотила мысль о профессиональном образовании. Она пыталась поступить в училище им. В. Серова, в ЛПХУ им. В. Мухиной. Но Н. А. Гижа предложил ей попробовать «взять штурмом» архитектурный факультет Академии Художеств. Причем сама Людмила Александровна признается, что о такой перспективе даже не мечтала. Решив, тем не менее, последовать совету учителя, она сразу же поняла, что без посещения вечерних рисовальных курсов архитектурного факультета Академии художеств эта задача недостижима.
Л. Вальдбрит:
– Рискнула поступать в Академию только через два года, и то первая попытка оказалась неудачной. Сказалось и отсутствие опыта, и то, что одновременно со мной в этот престижный вуз поступали более подкованные выпускники СХШ им. Б. В. Иогансона. От волнения начался мандраж, руку словно что-то сковало, вот и не смогла достойно сдать экзамен по живописи.
Вернувшись на работу, Людмила решила не сдаваться, стала активно готовиться к экзаменам на будущее лето, продолжала посещать подкурсы и ходить в вечерние рисовальные классы. Параллельно вспоминала и общеобразовательные предметы. За месяц до экзаменов уволилась. Настроена была решительно, думала: «Теперь я должна обязательно поступить. Это мой выбор».
Л. Вальдбрит:

Реставрация Церкви
Трех Святителей
Вселенских
Реставрация колокольни
лютеранского храма
св. Екатерины великомученицы
Воссоздание креста

– Во второй раз уже более успешно сумела справиться с волнением, и в 1976 году стала студенткой Академии Художеств. Здесь многое пришлось начинать с нуля, учитывая мои не самые глубокие до этих пор знания по истории архитектуры и искусств, необходимость глубокого знакомства с творчеством великих зодчих и их произведениями. Два года все свободное время после лекций проводила в библиотеке. На третьем курсе наш поток распределился по мастерским. Я вместе с подругами – Евгенией Онеговой и Еленой Скрылевой – выбрала мастерскую под руководством. Б. Сперанского. У него была самая большая мастерская на курсе – 10 человек, которые оставались дружны как в учебе, так и в «гулянке».
С четвертого курса у меня было желание пойти в реставрацию, наследуя путь деда и отца. По окончании Академии художеств, когда было распределение, мне повезло, я попала в «Спецпроектреставрацию», о чем нисколько не жалею.
Несколько лет Л. А. Вальдбрит проработала в этой организации, в группе ГАПа И. А. Хаустовой, занимаясь фортификационным и средневековым зодчеством в Выборге, Приозерске, Ивангороде. В 1987 г. она перешла в ЛенНИИпроект. Здесь в мастерской № 3 под руководством А. И. Прибульского участвовала в реконструкции гостиницы «Астория», а в составе мастерской №14 П. И. Юшканцева – в проектировании медицинских объектов. Момент вступления Людмилы Александровны в Союз архитекторов совпал с переходом в «Литейную часть-91», которая только-только начинала свою деятельность под руководством Р. М. Даянова, где проработала 3 года в должности ГАПа и вела такие объекты, как Пушкинская,10, Итальянская, 23, инкассационная зона Санкт-Петербургского филиала Центробанка Москвы и др.
В 1995 г. сложился творческий альянс с К. П. Ворпулевым, который длится и по сей день. Началась совместная деятельность с возведения креста на Казанском соборе, затем были выполнены работы на следующих объектах: церковь Богоявления на Гутуевском острове, Конюшенное ведомство, дворец Петра I в Летнем саду, бывший особняк Юнгера на Английской набережной, 46, церковь Трех Святителей Вселенских, храм св. Екатерины великомученицы и др.



Реконструкция и реставрация особняка на Английской наб., 46, по проекту мастерской Л. А. Вальдбрит

Марат Карлеутов:
– С Людмилой Александровной мы познакомились ровно 15 лет назад. Тогда я как раз закончил Академию Художеств. Мы с сокурсниками учились в той же мастерской, что и Л. А. Вальдбрит, правда, у В. С. Волонсевича. В это время она трудилась ГАПом в «Литейной части-91», куда под ее непосредственное руководство я и попал после защиты диплома. Мне повезло очень многому научиться у Людмилы Александровны. Суммируя общее мнение всех тогдашних коллег, могу сказать: она – на редкость хороший ГАП, несмотря на то, что это сложная и, скорее, мужская должность… Строители ее уважали и уважают до сих пор.
Позднее два талантливых профессионала – Вальдбрит и Ворпулев – встретились, чтобы оценив профессиональные возможности друг друга, объединиться в мастерскую. Я же тянулся к этим людям – в силу неопытности и амбиций хотелось научиться всему, что знали «старшие товарищи» – поэтому всегда внимательно следил за их работой. Когда Людмила ушла из «Литейной части-91», мне доверили продолжить работу над ее объектами, включая Санкт-Петербургскую валютную биржу. Заканчивал проект и вел авторский надзор я уже самостоятельно. Замечу, что в этой связи испытывал определенную профессиональную гордость, завершая дело, начатое профессионалом такого класса. Когда и я уволился из бюро Р. М. Даянова, то Людмила Александровна и Карл Петрович решили меня «приютить». Затем они же активно способствовали созданию нашей компании «Традиция».
Пожалуй, главное качество Людмилы – она неизменно честна, и с профессиональной точки зрения, и с человеческой. Поверьте, в наше время это очень серьезный труд – быть честным человеком, избегая компромиссов даже с самим собой. Таким людям всегда приходится непросто, и поэтому они редки. А еще это хороший товарищ и компанейский человек. И, несомненно, архитектор с большой буквы.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>