Елена Шарова
директор ООО «Архитектурно-реставрационная мастерская «Вега»

РЕСТАВРАЦИОННЫЙ АСПЕКТ ОДНОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Одноэтажная круглая постройка из красного кирпича на набережной Обводного канала, 118а, относится к раннему этапу развития этой части городской территории. В прошлом здесь располагалось паровозное депо на 14 вагонов с корпусом мастерских С.-Петербурго-Варшавской железной дороги. Возведено оно было по проекту архитектора П. О. Сальмоновича (по некоторым источникам – Сальмановича) в период строительства второй очереди ее главной, столичной станции. Работы велись в 1858–60 гг., одновременно с перестройкой вокзала.

Проект реставрации фасадов паровозного депо (фрагмент в осях 7-1)

По своему объемно-планировочному решению этот изначально производственный объект является типичным примером станционного паровозного здания второй половины XIX в. Оно, кстати, было оформлено в «кирпичном стиле», который считается особенно характерным для промышленной архитектуры данного периода. Примечательно, что до наших дней бывшее депо сохранило все главные черты исторического внешнего облика, если не считать двух пристроек, появившихся в советские годы, а также некоторых неизбежных от времени искажений и утрат в отделке фасадов. Все они в комплексе представляли серьезную проблему, но не являлись катастрофическими. Не особенно пострадали и композиционные основы, которые автор заложил в построение здешних интерьеров.
При всем том к началу нашего столетия прежняя функция строения абсолютно утратила актуальность, отсюда, собственно, и возник вопрос его дальнейшего использования. Ответ, в каком качестве оно может быть полезно городу и бизнесу, появился по мере проработки концепции офисно-логистического комплекса ООО «Диво Парфюм». Его объекты предполагалось расположить на участках, прилегающих к круглому депо. Таким образом и появилась идея перепрофилирования этого памятника индустриальной архитектуры XIX в. под современный офисный центр. Генеральным проектировщиком этой реконструкции, осуществляемой на основании соответствующего письма КГА и архитектурно-реставрационного задания КГИОП, выступило ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская», генподрядчиком – ООО «Адамант-Строй». Разумеется, вся разработка велась в увязке с решениями по всему комплексу новых складских и офисных зданий.
Задача стояла непростая, поскольку надлежало и сохранить «историческую наружность» постройки, и существенно увеличить количество ее внутренних полезных площадей. Этого удалось достигнуть за счет деления внутреннего пространства на два этажа и организации мансарды в объеме чердака. Кроме того, в здании был устроен стеклянный фонарь, а на месте поздней пристройки – сооружена открытая эвакуационная лестница. Архитекторы, оставив нетронутыми конструкции сводов по периметральному кольцу и радиальные фермы покрытия светового фонаря над центральным кругом, были, тем не менее, вынуждены несколько измененить внутреннюю структуру объекта устройством второго и мансардного этажей. При этом в центре здания сохранилось двухсветное пространство. Для связи же между этажами теперь устроен панорамный лифт. Появилась также еще одна приметная новая деталь – стеклянный купол атриума, смонтированный с учетом сохранения существующих конструкций ферм.


Предреставрационная фотофиксация состояния паровозного депо на наб. Обводного канала, 118а, лит. В

В масштабе этой разработки нашей мастерской было поручено выполнить проект реставрации фасадов бывшего паровозного депо Варшавского вокзала. Решая свою часть задачи, мы отдавали себе полный отчет в том, что реконструкция такого в прошлом исключительно промышленного сооружения придаст ему принципиально иную, более востребованную функцию. Однако и в реставрационном плане следовало сделать максимум возможного, чтобы эстетические достоинства памятника были не только сохранены, но и подчеркнуты. Здание в полной мере заслуживало такого подхода. Проблем на этом пути оказалось немало. Например, документально характер оформления наружных стен так и не удалось установить. Пришлось во многом основываться на предположениях, что первоначально фасады были решены в кирпичном стиле, имея фрагментарную штукатурную отделку. Реставрацию было решено вести именно в таком направлении. Хотя в самом начале у нас присутствовали некоторые сомнения, связанные с тем, что в середине позапрошлого века в Петербурге стали появляться варианты полностью оштукатуренных построек подобного функционального назначения.
В дальнейшем в соответствии с проектом были выполнены: реставрационный ремонт известнякового цоколя по всему периметру здания, вычинка лицевого слоя кладки с последующим оштукатуриванием стен с рас­шивкой «под кирпич» и отдельных архитектурных деталей – колонн, пилястр, наличников – с расшивкой «под камень», а также устроена парапетная стенка и кирпичный фронтон. В связи с устройством стеклянного фонаря надстроен четырнадцатигранный барабан.
Думается, что в итоге общими усилиями проектировщиков, занимавшихся как реконструкцией, так и реставрацией, а также инвесторов и строителей, нам удалось «вдохнуть новую жизнь» в этот архитектурно своеобразный и исторически ценный объект. В качественно изменившейся экономической и градостроительной ситуации, исправно отслужив петербуржцам почти полтора столетия и сохранив при этом все особенности прежнего образа, бывшее депо оказалось полезным городу в своей новой роли.


На завершающих этапах реставрационного ремонта фасадов и реконструкции интерьеров будущего офисного центра

От редакции: Мастерская «Вега» осуществляет свою деятельность с 2001 г. под руководством архитектора-реставратора I категории, члена СА РФ Елены Алексеевны Шаровой. Сфера деятельности коллектива – выполнение эскизных проектов, архитектурно-археологических обмеров, проектов реставрации и рабочих чертежей объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, историко-культурных экспертиз, составление научных паспортов и другие научно-исследовательские работы. Самостоятельно или в соавторстве с другими организациями его силами выполнены проектные работы по таким объектам, как дача Ульяновых (наб. р. Малой Невки, 35), особняк А. B. Путиловой (пр. Динамо, 2, 2а), особняк А. Н. Труворова (наб. Мартынова, 70), доходный дом А. Ф. Красовского (Мичуринская ул., д. 6 – работа отмечена Серебряным дипломом Союза архитекторов РФ), доходный дом К. А. Шрейбера (Захарьевская ул., 41/3), доходный дом и меблированные комнаты А. Ф. Кирикова (Мытнинская наб., 5; пр. Добролюбова, 6; Зоологический пер., 2–4), здания заводоуправления, проходной и конторы завода Ф. К. Сан-Галли (Лиговский пр., 60–62), быв. Естественно-исторический институт Императорской Медико-хирургической (Военно-медицинской) академии (Пироговская наб., 1/ул. Академика Лебедева, 2), Дворцовая электростанция в Пушкине и Учебная в Николаевской инженерной академии (Кленовая аллея, 2), Каменноостровский, Мариинский и Большой (г. Москва) театры, Балтийский вокзал, потерна и первый каземат правого фаса Государева бастиона Петропавловской крепости, корпус бывшей трапезной Смольного монастыря, церкви Иулиана Тарсийского в Пушкине, Святителя Николая Чудотворца в Пав­ловске, св. апостолов Петра и Павла в Шуваловском парке и Свято-Троицкая церковь в Ивангороде.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>