Мария Троицкая

MEMORIUM
АЛЕКСАНДРА СТРУГАЧА
ОБЛАДАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ДИПЛОМА
«АРХИТЕКТОН-2008»
Работа этого молодого архитектора, представленная на конкурс «Архитектон-2008» привлекла внимание жюри, заслужив впоследствии Специальный диплом СПб СА, прежде всего оригинальностью как восприятия, так и решения градостроительной и объемно-планировочной задачи.
В трактовке автора его «Мемориум» – это призрачный дворец-мираж, выросший недалеко от замка Инстербург. На этом месте некогда стояла скромная, но очаровательная лютеранская церковь. Причудливый стеклянный свод нового здания, подвешенный к тонким каменным готическим аркадам, будет восприниматься как обращение к истории места, его душе. Снаружи похожая на иронично искривленное зеркало, изнутри эта оболочка-вуаль полупрозрачна и работает как голографический экран. Прогуливаясь по залу и балконам среди бережно собранных и аккуратно расставленных предметов старины, посетитель «Мемориума» постепенно погружается в мир тайны и меланхолии под воздействием голограмм, которые создает стеклянный свод. Все, что показывает экран, – это следы воспоминаний о давно ушедших эпохах. Эти воспоминания таятся во множестве артефактов, разбросанных по городам Калининградской области. С каждым годом следов былого становится все меньше: разрушаются старые здания, облетает черепица, блеклые надписи на стенах пропадают под слоями новой краски, булыжные мостовые тонут в асфальте. Все это улавливает чуткая башня-антенна Мемориума, затем, чтобы потом сохранить в своей памяти и транслировать через свод-экран. Иногда метафизический интерьер возрождает и то, что еще никто никогда в этих местах не видел.
Недавний выпускник архитектурного факультета СПбГАСУ, сегодня он не только продолжает теоретическое постижение архитектурных истин в аспирантуре профессора Ю. И. Курбатова. Еще в студенческие годы Александр начал сотрудничать с проектными коллективами. Впрочем, решением только прикладных задач, по его мнению, круг интересов современного архитектора вряд ли можно ограничить. Вот и проект-дипломант лучше всего воспринимать как своего рода попытку воссоздать прошлое, замкнуть временной круг. В такую работу включается не только память, но и фантазия – получается не что иное, как ностальгия по бесконечности. Услышанное вовсе не означает, что «проектирование в стол», создание заведомых произведений «архитектурной археологии» успело стать неким жизненным кредо начинающего автора. Находясь сейчас в относительно свободном творческом полете, он, тем не менее, убежден, что многое из того, что сейчас шокирует неординарностью, заслужит в перспективе воплощения. Не только старшие коллеги в жюри «Архитектона», но в свое время, например, и калининградская публика, местная пресса очень благосклонно приняли замысел петербуржца, в особенности то историческое начало, на котором зиждется его разработка.
Конкретных стилевых привязанностей у аспиранта нет, скорее личностные, которые, как признается сам А. Стругач, распространяются на зодчих, порой воспринимавшихся современниками чуть ли не маргиналами от архитектуры – Н.-Ф. Леду, А. Гауди, Я. Чернихов, К. Мельников… Эти авторы умели как никто другой двигаться от «картинки» к функции, а не наоборот. Наряду с хрестоматийными именами наш собеседник с благодарностью называет своих непосредственных педагогов О. К. Зенькова, руководителя учебной мастерской, и О. С. Романова, руководителя дипломного проекта. Сама же мысль учиться на архитектурном, появившаяся в процессе занятий в дизайн-центре Дворца детей и юношества, укрепилась у Александра после индивидуальных уроков рисунка, которые тому посчастливилось брать у Н. Ф. Маркова, экс-ректора ЛВХПУ им. Веры Мухиной.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>