Ольга Кузнецова

ЛИСТАЯ СТАРЫЕ АЛЬБОМЫ

Когда в великолепном историческом архитектурном ансамбле старого Петербурга появляется что-то, как говорят, «резонансное», в обществе с новой силой начинаются дискуссии: насколько это удачно или вообще допустимо, развиваться городу или законсервироваться, и т. д. Между тем, без лишнего шума и иногда без всякого внимания со стороны архитектурной критики остаются некоторые скромные, но одновременно очень удачные реализации современных проектов в центре Петербурга. Возможно, это и есть своего рода форма признания творчества тех авторов, которые способны так тактично, едва заметно вплести свой новый узор в сложившуюся градостроительную ткань. А прохожие лишь задаются вопросом: может, все здесь всегда так и было, только фасад обновили?..

Жилой дом на Исполкомской, 12, построенный по проекту мастерской «Простор-Л» (ГАП Е. А. Цветкова, архитекторы Е. М. Нетисова и Е. П. Макушина, ГИП Л. И. Варганова, ведущий конструктор А. Г. Логунцов), был сдан в эксплуатацию летом прошлого года. В этом творческом коллективе, образованном 15 лет назад, как выяснилось, не любят много рассуждать о своих работах. Главное – результат. Здесь считают: в создании объектов средовой застройки нет ничего необычного, а факт, что и она в историческом центре Петербурга требует очень взвешенных подходов и порой весьма оригинальных решений, рассматривается архитекторами как определенная планка. Держать ее – профессиональный и гражданский долг, не более того. Следуя этому правилу, авторы четыре раза принципиально переделывали проект, доводя его до рабочего и опять начиная с нуля. В результате и появился этот дом, где план меняется на каждом из восьми этажей.
Е. Цветкова:
– Действительно, поначалу этот объект выглядел совершенно по-другому, а все последовавшие затем проектные трансформации так или иначе были связаны с одной из обычных проблем, возникающих при строительстве жилых объектов в условиях очень плотной застройки исторического центра. Имеется в виду соблюдение требований по инсоляции. В поисках оптимального решения этой задачи пришлось испробовать самые разные варианты расположения дома. Однако, как бы мы его ни ставили, внутренняя дворовая часть получалась сильно затемненной. Оставалось только начать «подрезать ломтями» верхние объемы. В итоге так и было сделано. Это не только помогло справиться с проблемой освещения, но и сделало архитектуру объекта более рельефной и запоминающейся. Возникли большие террасы, контрфорсы оформились в виде колонн, а весь объем оказался поделенным на три основные части.
Поскольку на каждом жилом уровне здания делалась своя «подрезка», кардинальным изменениям подверглась вся их внутренняя планировка. Почти не коснулось это только первого этажа с офисами, служебными помещениями и заездом в небольшой гараж на 10 машин. На определенном этапе возникли вопросы с окнами в чердачной части, которые у нас никак не «прорисовывались». Примечательно, что добавить нужной выразительности этому элементу нам помогла прямая подсказка главного архитектора города Александра Викторова.



Если главное – результат, то для его достижения, помимо таланта и собственной настойчивости, автору необходимо, по крайней мере, понимание со стороны заказчика. В сегодняшнем Петербурге можно отыскать немало примеров не самого, мягко говоря, деликатного вмешательства в сформировавшуюся застройку исторической части. Чаще всего это проистекает от непоколебимого желания некоторых девелоперов «выжать» максимум доходности из своего участка, несмотря ни на что. Подобная меркантильность вполне объяснима – кругом, в том числе и в сфере недвижимости, рынок со всеми вытекающими последствиями. Но как в этом случае быть с уникальным композиционным единством Петербурга и его особыми архитектурными традициями, и не отсюда ли сплошь нервные интонации в последних спорах бизнеса, власти и общественности по поводу правил землепользования и застройки, высотного регламента и т. д.? Беда, что «крайним» в большинстве таких ситуаций остается проектировщик, хотя часто его вина состоит лишь в том, что он не сумел доказательно убедить клиента в обоснованности собственной позиции.
К счастью, в процессе взаимодействия мастерской «Простор-Л» с компанией «Балтийская коммерция» ничего подобного не случилось. Хотя в результате неоднократных переделок и приведения проекта к инсоляционным нормам, общая площадь дома начала заметно сокращаться. Нельзя сказать, что представители заказчика были исключительно рады этому обстоятельству, но, тем не менее, согласились с окончательным решением архитекторов. Более того, перед потенциальными владельцами квартир ставилось условие не стеклить балконы. Этот пункт, оговорив при согласовании в КГА, специально внесли в договор купли-продажи.
Е. Цветкова:
– Хотелось построить дом в традициях рядовой питерской застройки Петербурга XIX века, с балконами, мансардой и достаточной высотой помещений. В то же время была задача удержать конек на высоте, которая диктовалась, прежде всего, соседним домом, асимметричным, с провалами балконов, башенкой и брандмауэрной стеной на стороне примыкания к новой постройке. Помимо прочего, он имеет две арки, через которые осуществляется проход в общий с нами двор. Если внимательно присмотреться, то в образе повышенной части нашего объекта по Исполкомской улице прочитывается довольно открытая реплика к архитектурным особенностям этого соседнего строения.
В целом же наша постройка по стилю ближе к эклектике, идущей от попытки вписаться в старый Петербург. То есть это в какой-то мере стилизация жилой средовой застройки позапрошлого столетия. Я ее знаю, чувствую и очень люблю, поскольку сама выросла на Лиговке. Когда перед нами встала задача внедрить новый дом в такую архитектурную среду, мне не оставалось ничего другого, как обложиться книгами, среди которых было великолепное издание конкурсных проектов XIX в., представляющее и Витебский вокзал, и другие общественные здания, и типовые дома для рабочих, и коттеджи. Потом мы стали фотографировать окружающие здания. Соседство Рошфоровского дома, решенного в конструктивистском модерне, обязывало в какой-то мере соответствовать и ему. Снимали, делали предпроектные инсталляции, прорисовывали несколько вариантов...
Очевидно, что в таких случаях сочинение вариации на тему окружающей архитектуры – это не единственный путь. Напротив нас коллегами из другой студии делался Английский клуб. Их дом смотрится абсолютно современно, но при этом, на мой взгляд, тоже очень корректно вписывается в окружение и может служить примером стилизации совершенно другого рода. Довольно скромный, он в чем-то повторяет великолепный дом Рошфора, но построен с распространенными на сегодня стеклянными эркерами. Сейчас поблизости появился еще один дом, спроектированный архитектором Кирилловым, он также весьма современен, хотя удивительно совпадает с нашим по цвету. Есть еще и путь прямого копирования. Мне он не особенно нравится, но это уже дело вкуса. Единственное, что я считаю однозначно недопустимым, это повышение высотности в исторической части.
При стилизации, как правило, возникают определенные проблемы с подбором материалов, а дальше очень многое зависит от добросовестности и квалификации строителей. В данном случае заказчик являлся еще и застройщиком, а удачный тандем с проектной организацией был образован на предыдущих объектах. При сооружении дома на Исполкомской, 12, предпочтение было отдано исключительно современным конструктивам и от­‑ делке. Использовались монолитный каркас несущих стен, снаружи – кирпич, по нему выполнялось фасадное утепление Rockwool, а поверх всего наносился тонкий слой штукатурки. Руст здания представляет собой резанный Rockwool на клею.



Е. Цветкова:
– Над этим домом работали на редкость добросовестные и профессиональные фасадчики. Одно то, что со всеми вопросами технологического характера они напрямую обращались в нашу мастерскую, говорит о многом. Да и мы на площадку ездили постоянно, как на работу. Вся рустовка была прорисована, и подрядчики соблюдали ее буквально до миллиметра. Очень высоко можно оценить и их работу по металлу. Резные решеточки на балконных ограждениях и террасах, которые мы старались сделать традиционно питерскими, были выполнены также в абсолютном соответствии с проектом.
Безусловно, без взаимопонимания с заказчиком и застройщиком, проект попросту не может состояться. В данном же случае наши общие усилия были направлены к одной цели – сохранению традиционной средовой застройки Петербурга.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>