Дмитрий Ильин

ЮБИЛЕЙ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГА
РЕСТАВРАЦИЯ И НОВЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ
На протяжении века с момента основания этот музей не однажды менял и свое название, и месторасположение. В начале прошлого столетия группа известных деятелей искусства, исследователей и коллекционеров выступила с инициативой «собирать предметы, относящиеся к истории Петербурга: его основанию, застройке и расширению, а так же истории его окрестностей, представив возможно полную картину жизни города во все последовательные эпохи». У истоков создания будущего музея стояли А. Н. Бенуа, П. П. Вейнер, В. А. Покровский, П. Ю. Сюзор, А. Ф. Гауш, Н. Н. Врангель, Н. Е. Лансере, В. Я. Курбатов и В. Н. Аргутинский-Долгоруков. По их инициативе при Обществе архитекторов-художников была сформирована «Комиссия по собиранию материалов по русской архитектуре XVIII – начала XIX веков». Эта коллекция положила основу будущего знаменитого собрания, а председателем дирекции «Музея Старого Петербурга» был избран известный живописец Бенуа.

Датой основания ГМИ СПб считается 12 декабря 1908 г. Именно в этот день Министерством внутренних дел Российской империи было утверждено положение о музее. Первоначально коллекция, включавшая документы, чертежи, фотографии, предметы быта, произведения искусства, книги, детали разобранных или подвергшихся перестройке зданий и т. п., располагалась в доме П. Ю. Cюзора на Съездовской линии. Спустя четыре года музейные фонды уже насчитывали 1457 единиц хранения. В их числе были представлены: архитектурная графика Ф.-Б. Растрелли, Ч. Камерона, А. Д. Захарова, Ж.-Ф. Тома де Томона, О. Р. Монферрана, 20 старинных экипажей, 245 чертежей и рисунков Дж. Кваренги, собрание питерских меню, изделия Императорского фарфорового завода, заводов бр. Корниловых и Ф. С. Батенина. Первая экспозиция в личном кабинете Сюзора открылась в 1909–1910 гг. После Февральской революции коллекции сначала перевезли в Зимний дворец, а затем – в дом Мятлевых на Исаакиевской пл.
В 1918 г., когда Музей Старого Петербурга на правах самостоятельного отдела вошел во вновь образованный Музей города, разместившийся в Аничковом дворце, домах графини Н. Ф. Карловой и Серебренниковых на Фонтанке, его фонды объединяли 2865 ценнейших экспонатов. В 1920-е гг., когда всем этим учреждением, рассказывающим об истории мировой урбанистической культуры, руководил Л. А. Ильин, оно стало крупным научным и просветительским центром Петрограда-Ленинграда. Однако спустя 10 лет после реорганизации его ликвидировали, передав многие уникальные экспонаты Всероссийскому экспортному фонду после принятия советским правительством в 1929 г. решения «О мерах по усилению экспорта и реализации за границей предметов старины и искусства». В их числе оказались библиотека герцога Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого, произведения декоративно-прикладного искусства из особняка графини Н. Ф. Карловой, имущество Сервизной кладовой Аничкова дворца и др. Оставшееся хранилось в Аничковом дворце еще на протяжении нескольких лет и использовалось для создания тематических экспозиций: от «Выставки-музея строительства и городского хозяйства» до «Музея социалистической реконструкции». В 1935 г. было принято решение об освобождении здания и вывозе сохранившихся предметов в особняк Румянцева на нынешней Английской набережной. Тремя годами позднее здесь был образован Музей истории и развития Ленинграда, куда вдобавок были перевезены коллекции по истории Петербурга из других собраний города на Неве. Сразу после Отечественной войны и очередной реорганизации он стал именоваться «Музеем архитектуры Ленинграда», и лишь в 1954 г. стал вновь «Государственным музеем истории Ленинграда» с возвращением изначального профиля. Благодаря деятельности нового директора, Л. Н. Беловой, ему и был передан комплекс зданий Петропавловской крепости: Петропавловский собор, Великокняжеская усыпальница, Ботный дом, Трубецкой и Зотов бастионы. В тот период в состав ГМИ Ленинграда вошло более 10 филиалов, включая Исаакиевский и Смольный соборы, краеведческие музеи Ораниенбаума, Пушкина, Сестрорецка и др. пригородов.

Вид на реставрируемые объекты
Петропавловской крепости
с новой смотровой площадки
«Первооткрывателями» нового
экскурсионного маршрута
стали петербургские журналисты
Фламандский карильон
Петропавловского собора

В 1993 г., после возвращения городу его исторического имени, музей получил свое современное название. В настоящее время этот музейный комплекс с коллекциями, насчитывающими более 1,5 млн экспонатов. Кроме Петропавловской крепости, в его состав входят и семь филиалов: особняк Румянцева на Английской наб., Музей-квартира А. А. Блока, Музей С. М. Кирова, Музей печати на Мойке, Шлиссельбургская крепость «Орешек», Музей петербургского авангарда (Дом М. В. Матюшина), Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы.
Текущий год стал для музея не только юбилейным, но и знаменательным в плане восстановления и нового функционального приспособления многих основных объектов. Специально к Дню города в Петропавловке была завершена реконструкция инженерных сетей и благоустройство территории крепости, проведана реставрация Тюрьмы Трубецкого бастиона, купола Великокняжеской усыпальницы, шпица и аппарели Иоанновского равелина, фасадов и крыш крепостных сооружений. Коллективы, которые принимали участие в этих важных проектах, стали героями ряда публикаций этого номера «АРДИС». В скором будущем, по завершении интерьерно-реставрационных работ, в Никольской куртине Петропавловской крепости разместятся открытые фондохранилища ГМИ СПб. Здесь на всеобщее обозрение в так называемой «форме открытого хранения» будут выставлены фонды костюма и тканей, а также историко-бытовой коллекции с материальными свидетельствами повседневной жизни петербуржцев XVIII – середины XX веков.
Кроме того, с 1 мая и до середины сентября для жителей и гостей нашего города в музее открыт экскурсионный маршрут на колокольню Петропавловского собора. Одно из известнейших зданий Санкт-Петербурга с золоченым шпилем, увенчанным фигурой ангела, до сих пор является у нас самым высоким сооружением (122, 5 м). Строительство каменного собора на территории крепости началось в 1712 г. по проекту первого архитектора города Доминико Трезини, а деревянные конструкции его шпиля были изготовлены по проекту «шпицных дел мастера» Х. Фан Болеса. Петр I все время торопил с возведением высотной доминанты не только столицы, но всей России: «колокольню… как можно скорее отделать… а церковь строить исподволь». В 1724 г. здание было полностью готово, и его вершину увенчал флюгер в форме ангела-покровителя города, исполненный также по трезиниевскому проекту. Строительство же самого собора продолжалось до 1733 г.
В ходе экскурсии посетители смогут подняться на высоту 42 м и оттуда полюбоваться панорамными видами Петербурга, познакомиться с интереснейшими страницами истории строительства собора, своими глазами увидеть уникальные башенные часы и колокольный комплекс: голландские колокола XVIII века, русские церковные – XVIII–XX веков, а также установленный семь лет назад карильон. Это музыкальный инструмент с клавиатурой и системой из 51 колокола – подарок Фландрии Санкт-Петербургу.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>