Тамара Дук

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
НА МУРИНСКОМ РУЧЬЕ
И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ
АРХИТЕКТОРА ГЕННАДИЯ ЧЕЛБОГАШЕВА

ТЕМА "ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ"...
…была «заявлена» еще во время учебы в Академии художеств. Именно так называлась курсовая работа будущего архитектора, а на сегодняшний день руководителя мастерской «Модерн» Геннадия Карповича Челбогашева. Тогда это было некое вступление к осознанию того, что собой представляет православный храм. Для будущих профессионалов тема фактически была открытием – время агрессивного атеизма, литературы почти не было, да и проектирование культовых объектов не приветствовалось и почти не практиковалось. Тем не менее, курсовая студента, учившегося у А. В. Жука, была высоко оценена и сейчас хранится в Домовом храме Академии художеств.
Вторым соприкосновением с этим жанром стал для Геннадия Карповича проект небольшой деревянной церкви на пр. Народного ополчения, выполненный в традиционном стиле северной архитектуры.
Позже архитекторами студии, до 2006 г. называвшейся ООО «Челбогашев энд Ко аркитекс», был спроектирован храм на Пискаревском мемориальном кладбище, строительство которого, к сожалению, до сих пор пребывает в «замороженном» состоянии. Наконец, поступательное движение в русле церковного зодчества привело Челбогашева и его коллег к созданию Сретенского храма… В 90-е гг. мастерская с этим проектом участвовала во Всероссийском архитектурном конкурсе и получила «бронзовый» диплом, а на международном, «Лучшие проекты года», – «серебряный».
Г. Челбогашев:
– Казалось бы, минуло не так много времени, но тогда на различного рода смотрах еще не существовало нынешнего четкого деления архитектуры на градостроительный и объемно-пространственный разделы, или, допустим, на промышленную и церковную. Комиссия пристально изучала и оценивала сами принципы создания проектов. Функционально объекты могли быть совершенно разными, но архитектурный прием – одним и тем же. Вот почему особенно приятно, что на обоих конкурсах относительно Сретенского храма был сделан вывод: работа действительно заслуживает внимания.
Мы с коллегами приступили к проекту в конце 1993 г. Ваш покорный слуга «видел» на Муринcком ручье крупный храм, который будет держать и организовывать все пространство. Особенно уместным он представлялся в новом районе с типовыми жилыми постройками. По моим предположениям, в этой зоне напрашивался храм довольно массивный, выше всех прочих зданий, но избавленный от архитектурных излишеств. Такой образ мог концентрировать вокруг себя все средовое окружение. Что интересно, в ходе работы я еще больше утвердился в верности своих первоначальных трактовок.
Затем мы взялись за эскизную часть проекта, команда вошла во вкус, дело «закипело»… Конструкторской частью занималась мастерская Б. А. Миронкова «СИЛКО». Концептуальные вопросы по конструкции храма решались сов­местно с О. А. Курбатовым.




ЖИТЬ ПРОСТО - МЫСЛИТЬ ВОЗВЫШЕННО
Первая визуальная оценка: стиль Сретенского храма, построенного там, где Гражданский проспект пересекается Му­ринским ручьем, близок к византийскому. Здесь выдержан общий принцип центрической крестово-купольной системы и соблюдены все канонические условия. Однако при более пристальном рассмотрении обращаешь внимание на одну из образных особенностей здания: мотивы, детали, элементы, присущие византийской архитектуре, стилизованы.
Постепенным «движением» от земли вверх полукуполов и четвериков строение «подбирается» к одному большому куполу, который объединяет всю композицию и является ее средоточием. Медная анодированная отделка кровельной части хорошо гармонирует с краснокирпичной кладкой стен, придавая зданию дополнительную монументальность.
Г. Челбогашев:
– В Храме Сретения Господня не хотелось делать золотые купола – мы посчитали, что в наружном декоре этой церкви сдержанные интонации будут более уместны. Православные здания зачастую очень просты по архитектуре. К тому же в итоге все неплохо сочетается. Особенно в пасмурную, «серую» погоду, которая чаще всего стоит в Петербурге, создается определенный контраст с красным кирпичом, куполом, который местами сливается с небом, и лишь акцентирует внимание на основном знаке веры – кресте, парящем в воздухе. Кстати, его мы сделали по древневизантийской традиции – с полумесяцем, символом спасения на Ноевом ковчеге.
По главной оси, с запада на восток, последовательно расположены: колокольня, перекрытая куполом, крытый переход и основное здание храма. Такое трехчастное решение объема позволяет выделить основное направление, придать основному фасаду уникальную характеристику, постепенно настроить и подготовить прихожан к восприятию главного литургического действия внутри. К слову, колокольня изначально «виделась» очень высокой – выше самого храма. Вывод, что надвратная звонница будет гораздо интереснее и поможет усилить принцип контраста, пришел уже в процессе непосредственной работы.
С другой стороны, я всегда считал, что духовная архитектура не должна быть помпезной. Именно поэтому изначально планировался фактурный храм с чередованием полос темного и светлого кирпича, как это делали в древности. К сожалению, у нас осталось не так много каменщиков, владеющих секретами своего мастерства. Поэтому, в итоге, здание, силуэтом напоминающее византийский храм, имеет современную трактовку традиционных форм и отделано облицовочным кирпичом одного тона. В интерьере изначальная концепция такая же – никакой напыщенности. Внутренние помещения оформлены светлым известняком, а купола – декоративной штукатуркой. Ставилась задача сделать простой храм с внутренним убранством, выдержанном в византийском стиле.
Зафиксировать полукупола на стенах, как это было традиционно принято в подобных случаях, оказалось невозможным – сильно «деформировалась» бы архитектурная часть. Чтобы не допустить этого, профессионалы разработали оригинальное решение – полукупола храма опираются на железобетонные консоли, связанные воедино и представляющие собой замкнутый пояс. Эта конструкторская находка довольно интересна, учитывая, что в результате стены гармонично «сдвигаются» к куполу. Это делает Сретенский храм уникальным и в конструктивном отношении.

ПОИСК РАВНОВЕСИЯ…
Г. Челбогашев:
– Храм хотелось сделать достаточно современным, хотя, повторюсь, все каноны при его постройке были соблюдены. Максимально освободив здание от архитектурных изысков, придерживаясь чистоты форм, мы старались заставить работать пластику, сделать «читабельной» структуру, гармонизировать внутреннее и внешнее пространство. Замечу, эталоном для создания этого объекта послужил Морской собор в Кронштадте (сейчас, кстати, решается вопрос о присвоении нашему храму такого же высокого статуса).
С учетом этого существует даже концепция перспективного освоения прилегающей территории, разработанная нашими архитекторами. Место позволяет «развернуться». В принципе, можно было бы само здание «посадить» в глубину участка, но тогда его восприятие было бы слишком поверхностным. Скажем, едешь по Гражданскому, поворачиваешь на Муринский переезд, и получается, что храм мелькает перед тобой лишь мгновение, как фотовспышка. Когда он слегка отдален, видно купол, весь массив, структуру. Потом, при желании, можно остановиться, рассмотреть более детально.
Вообще, поиск равновесия между новацией и историчностью, стремление к лаконичности архитектурных высказываний можно отнести к характерным особенностям проектов этой студии. Вот и ее жилой дом на Пионерской ул. решен в духе сложившейся застройки Петроградки, спроектирован с использованием традиционных для этой части города деталей и элементов, но опять же «очищенных от излишеств».
Г. Челбогашев:
– Нам, естественно, совсем не хотелось разрушать сформировавшуюся среду. Очевидным представлялось и то, что люди должны жить в домах, которые имеют пластику, выразительные формы, индивидуальные очертания. В архитектуре заложена информация, которая, в свою очередь, становится инструментом формирования пространства. Все зависит от того, насколько выразителен сам проект. Когда человек смотрит на здание, – живет ли он в нем, проходит ли мимо, –то волей-неволей вынужден перенимать заложенную информацию о красоте.
В старом Петербурге «неравнодушное» зодчество. Любой, даже не будучи архитектором-профессионалом, на интуитивном уровне понимает, что такое «красиво», «непривлекательно», «уродливо». В новых же районах города человек может пройти от точки А до точки Б, не почерпнув для себя в безликой архитектуре никакой эстетической информации.
Отсюда, похоже, и вытекает главный принцип студии «Модерн»: архитектура должна быть выразительной, иметь свое лицо. Если в человеке заложено стремление к красоте, оно никуда не уйдет… Но и функциональное решение должно быть таковым, чтобы люди ощущали себя комфортно и обязательно понимали, как, зачем и для чего развивается внутренне пространство построенного для них здания.
К 300-летию города мастерская Г. К. Челбогашева подготовила проект «Башня-часы» для Петровского форта. Эта работа, напомним, заслуженно получила весьма высокие оценки коллег, критики и публики. Три вращающихся колоннады, символизирующих три столетия: классика, модерн, современный конструктивизм. Семантика произведения такова: в триединстве вертикалей создается образ города, живущего своим временем, ход которого и «отсчитывает» ротонда-часы. Это кинетическая скульптура, органично существующая в городском пространстве, – на спуске к Неве, окруженном амфитеатром.
Еще один необычный проект «Модерна» – Памятник жертвам радиационных катастроф. Черный куб посреди желтого песка, по замыслу архитектора, должен был пониматься зрителем как зловещий символ Апокалипсиса, которым могут обернуться (и уже не раз оборачивались) вольное обращение с достижениями технического прогресса, отсутствие политических компромиссов и прочие реалии нашей эпохи. К памятнику с четырех сторон света ведут мосты. По всему периметру с внешней стороны начертаны цитаты из соответствующей части Библии, а во внутреннем, подобном храмовому, пространстве – перечень реально произошедших за историю человечества катастроф…

Жилой дом на ул. Черняховского, 13
Башня-часы
«Три столетия Санкт-Петербурга»
Памятник жертвам радиационных аварий
и катастроф

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>