Владлен Лявданский

ПРЕОДОЛЕВАЯ МОЛЧАНИЕ
ДЕТАЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

От редакции: Летом этого года в историческом центре города, на 4-й Советской улице, в районе пересечения ее с ул. Дегтярной, вырос новый дом. Скромно вписавшись в окружающую застройку, не выпячиваясь ни вширь, ни ввысь, он «тихо запел свою мелодию». С этого объекта и началось наше знакомство с архитектором Владленом Лявданским. Обычный жилой дом таит в себе какую-то тайну, привлекает внимание не сразу, но зато надолго остается в памяти. Некоторые секреты своего творения архитектор раскрыл после долгого предисловия, вылившегося в две предыдущие публикации («Дом как идеальная модель космоса» – АРДИС № 2[34] 2007 и «Образный язык современной архитектуры» – АРДИС № 3[35] 2007). Сегодня мы возвращаемся к дому на 4-й Советской и, вместе с тем, обращаемся к проблеме детали в современной архитектуре. В данном случае оригинальность взгляда и нестандартность подхода к ее решению отнюдь не противоречат существующей традиции, как это может показаться на первый взгляд, а скорее являются предпосылками к ее обогащению и развитию.

Дом на 4-й Советской завершает цикл работ нашей мастерской, преимущественно проектов жилых домов, связанных с интерпретацией различных «исторических» мотивов в контексте проблем современной архитектуры. В рамках этого цикла мы довольно долго работали над темой майянской культуры. Толчком для обращения к этой теме послужила книга известного писателя мексиканского происхождения Хосе Аргуэльеса «Фактор майя», в которой автор на основе расшифровки и интерпретации майянского священного календаря «Цолькин» приходит к выводу о предстоящей трансформации современной человеческой цивилизации, трансформации, которую предвидели майя много веков назад.
Однако первой работой, в которой мы попытались реализовать наш интерес к этой теме, стал проект бизнес-центра на Васильевском острове, выполненный для ООО «Компания Бизнес-линк» в 2003 г. Силуэт башни, напоминающий силуэты майянских пирамид, архитектурные детали, нарисованные по мотивам пиктограмм календаря «Цолькин», в сочетании с классическим петербургским ритмом пилястр придали фасадам оригинальность и особое художественное качество.


Проект бизнес-центра на 13-й линии В. О., фрагменты

Вторая работа в том же ключе – дом на 4-й Советской (заказчик – ЗАО «Центр долевого строительства»). Здесь мы постарались развить приемы ассоциативного воздействия на зрителя, примененные в проекте бизнес-центра на Васильевском. Помимо силуэта и тематики архитектурных деталей, в игру включены и форма окон, и гранитная облицовка фасада, и рисунок решетки металлических ворот. Все имеет значение, все занимает свое особое место. Таким образом, фасад здания превращается в поле взаимодействия различных по характеру элементов, деталей, формирующих необходимый ассоциативный ряд. Фиксируя узловые композиционные точки и опосредованно рассказывая о работе конструкции, они являются главным средством коммуникации между зданием и зрителем. В этом, как нам кажется, великое значение архитектурной детали.
Вообще, деталь в современной архитектуре – тема важная и чрезвычайно болезненная. Современная архитектура, осуществив прорыв в конструкциях и строительных материалах, в типологии и вариантности объемно-пространственных решений, должна закрепить достигнутое в культуре архитектурной детали как основы архитектурного языка. И здесь современную архитектуру ждут две проблемы, от разрешения которых поистине зависит ее собственная судьба.
Первая проблема заключается в том, что язык традиционной детали – мертв. Заимствованная по преимуществу из античной архитектуры историческая деталь уже не несет в себе миросозерцание и знание античного человека, потому что заимствование это было осуществлено в эпоху Возрождения на формальном уровне. Более того, сам факт заимствования косвенно говорит о том, что и средневековое миросозерцание, господствовавшее после крушения античной цивилизации, находится в момент заимствования в глубоком кризисе. Таким образом, изначальная смысловая нагрузка традиционных декоративных архитектурных форм, их язык был утерян задолго до отказа от исторической детали в ХХ веке. Первая мировая война и русская революция, радикально изменившие культурный ландшафт Европы, похоронили историческую деталь окончательно. Погибла сама культура и традиция производства исторической детали, что ясно говорит о том, что возврат к прошлому невозможен.


Дом на 4-й Советской ул. Проект, общий вид, фрагмент фасада

Вторая проблема заключается в том, что эстетика, пришедшая на смену «историзму», погрузила современную архитектуру в «великое молчание». Рожденная диктатом строительной индустрии, она заставила «извиваться» архитектурное пространство в экстатическом танце, напоминающем жестикуляцию глухонемого. Где изящная простота античной архитектуры? Где спокойное величие древних памятников? Здание, лишенное детали, превратилось в… дом-деталь, угрожая самому существованию архитектуры! Но даже если бы «немой» вдруг заговорил, что мог бы Он сказать в эпоху тотального Рынка? Ведь главная функция любого языка – провозглашение истины, а истина не является товаром.
– Суета сует. Все суета!
...Это ли не последние времена?

Итак, перед нами извечный русский вопрос: что делать? Как преодолеть затянувшееся «молчание» современной архитектуры? И это прежде всего вопрос о языке, на котором она должна «заговорить». Архитектурная лексика должна отражать Истину, она должна быть всем понятна, и она должна быть универсальной. Иерархичность передачи информации позволит воспринимать ее на разных уровнях: каждый человек – по-своему. Величие античной архитектуры зиждется на «демократичности» ее архитектурного языка. Это то качество, которого, возможно, не хватило архитектуре готики с его «элитарностью» и отрешенностью от мира. Не потому ли пришлось вернуться к забытой античной традиции в эпоху Возрождения?
Для того чтобы состоялось рождение поистине нового архитектурного языка, необходимо припасть к первоисточнику, приобщиться к древнейшей традиции, соприкоснуться со временами, когда «боги сошли на землю и жили с людьми», а народы были «едины». Ключ к новой архитектурной лексике – в древнейших памятниках архитектуры. Они хранят все таинства мира, в них – источник понимания бытия, они, наконец, готовы указать нам истинный путь, путь в сферу Абстрактного.


«Цолькин» как как радиальный кругооборот и гармонический модуль


P.S. Меня могут спросить: а все-таки почему майя? С выходом известного фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис» отвечать на этот вопрос стало значительно легче: культура майя, столь стройная и гармоничная, и в то же время такая хрупкая, привлекает нас как символ неотвратимого конца… Это тема последних дней, дней перед грядущей трансформацией!

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>