Ольга Писаренко

МЕЖДУ ФИНСКИМ ЗАЛИВОМ
И ЛАДОЖСКИМ ОЗЕРОМ


Жилой комплекс со встроенными помещениями,
встроенно-пристроенной автостоянкой.
Пушкин, Санкт-Петербург

Жилой комплекс со встроенными помещениями
и встроенно-пристроенной автостоянкой,
пос. Шушары, Санкт-Петербург

Концепция застройки жилого микрорайона
в районе дер. Старая,
муниципальное образование Колтушская волость,
Всеволожский р-н
Полтора года назад нам представилась возможность познакомить читателей «АРДИС» с архитектурной мастерской Константина Щербина. Работы молодого коллектива, творчески зрелые и профессионально выверенные, весьма разнообразны по направлениям. Это и локальная застройка в центральной части, и жилые комплексы в новых районах, бизнес-центр, гостиница, общественные интерьеры. Среди последних работ – малоэтажный жилой комплекс в Пушкине, жилые дома в Ломоносове, в Петербурге на ул. Хасанской, на пр. Большевиков, гостиница в Ломоносове, бизнес-центр на Московском проспекте.
Проектируемый жилой комплекс в Пушкине находится в непосредственной близости с парком, на углу улиц Парковой и Гусарской, и это обстоятельство удваивает ответственность. Перед архитекторами стояла очень сложная задача, поскольку комплекс от парка отделяют всего три двухэтажных дома. Заказчик же постарался «выжать» из участка как можно больше площади, соответственно повышая этажность. Однако первая задача, которую ставили перед собой проектировщики, заключалась в том, чтобы не навредить окружающей среде (вторая – удовлетворить требованиям заказчика, и только третья – заявить о себе, сделать что-то интересное). Принимая во внимание обозначенные приоритеты, не удивительно, что все проекты, выходящие из стен мастерской, скромны, спокойны, без излишеств. Этими же чертами отмечена и четырехэтажная гостиница с мансардой в Ломоносове, на углу Еленинской и Владимирской улиц. Константин Щербин признается, что не любит «стеклянную» архитектуру, поскольку, в силу воспитания в определенных традициях, старается работать с материалом, видя в этом один из основных элементов творчества, а критериями хорошей архитектуры считает два простых пункта: то, что хорошо нарисовано и на месте поставлено.
Однако большую часть сил и времени в 2007 г. мастерская отдавала градостроительной деятельности: генеральным планам по области, проектам планировок. Последними, в связи с изменением законодательства, многим пришлось заняться поневоле. Но для коллектива, возглавляемого Константином Щербиным, эта сфера представляет особый интерес. В настоящее время мастерская работает над генеральными планами нескольких населенных пунктов, образующих цепочку. В результате получается концепция очень большой территории. Мы попросили руководителя мастерской, не раскрывая пока всех деталей работы, рассказать о своем видении проблем современного градостроительного проектирования в Петербурге и области.
К. Щербин:
– Сейчас наша мастерская совместно с ОАО «Архи Град» занимается разработкой градостроительной документации по довольно обширной территории в Ленинградской области. Хочется надеяться, что эта глобальная тема не завянет на корню. Прежде нами была создана концепция развития большого (порядка 500 тыс. м2) микрорайона под Всеволожском. Особенность градостроительного проектирования состоит в том, что все проекты делаются очень долго и сложно, ведь в планировке нужно увязать все с городским хозяйством, с вопросами транспорта, инженерии, то есть это весьма специфическая деятельность.
Градостроительная школа в России всегда была достаточно сильной. Если же говорить о Петербурге, то здесь этим вопросам изначально уделялось повышенное внимание. Главным требованием, которое предъявлял город к своим зодчим, являлось умение гармонично вписать личный замысел в общий ансамбль. Именно данное обстоятельство сделало Петербург единым архитектурным творением. При этом нескольким поколениям архитекторов, работавших в сложную и драматичную советскую эпоху, удивительным образом удалось не только сохранить, но и развить существующую традицию. Однако бурные 90-е годы не обошлись без некоторых потерь для школы градостроительства Санкт-Петербурга. Оценка их степени и значимости пока не пришла к единому знаменателю, но сетования на нехватку специалистов в данной области приходится слышать довольно часто. Возможно, следствием этого является также нередко отмечаемое отсутствие на сегодняшний день достаточно четкой градостроительной политики, недостаточная обоснованность некоторых современных проектов с точки зрения развития градостроительной системы Северной столицы. Между тем приятно отметить, что былые традиции все-таки возрождаются.
К. Щербин:
– В этой связи хотелось бы сказать, что в областном градостроительном комитете сохранился прежний, профессиональный и серьезный подход к работе. Выражается он в первую очередь в интересе людей к тому, что они делают. Сейчас очень бурно развивается Всеволожский район, ведется поиск места для новой столицы Ленинградской области. Развитие в восточном и северо-восточном направлениях для нашего города логично и обосновано. Однако ошибочно, на мой взгляд, проводить эти мероприятия только в рамках области. Развитие города в сторону Ладоги позволило бы, к примеру, решить такую актуальную проблему, как организация транзитных обходов, которые сегодня упираются исключительно в кольцевую дорогу. Между тем очевидно, что западный скоростной диаметр, о котором шла речь еще в генеральном плане 1966 года, не решит всех существующих проблем. Сейчас, к примеру, идут разговоры о следующей кольцевой. Примечательно, что рисуют ее практически в том же створе, в котором она была нарисована раньше. Ведь современная кольцевая построена совсем не там, где планировалась. По сути, это не обходная дорога, а еще одна городская магистраль. Вторую же кольцевую рисуют как раз по плану первой, как она была предусмотрена в 1985–86 гг.
С 1966 г. город развивался на основе генерального плана, составленного под руководством В. А. Каменского и А. И. Наумова. Одна из главных его идей – выход к Финскому заливу: освоение низменных приморских территорий и создание общегородского «морского фасада». Генплан 1986 г. продолжил эту линию развития. В результате город как бы клешнями охватывает Финский залив. Отсюда идут разговоры о том, что Маркизову лужу остается только засыпать.
К. Щербин:
– Думаю, пришло время вспомнить о том, что город задумывался как ворота между Финским заливом и Ладожским озером. Если бы наряду с Морским фасадом существовал фасад Ладожский, то Петербург стал бы действительно въездными воротами в Россию. У нас есть мечта сделать одну большую сплошную набережную с красивыми домами от Ладоги до кольцевой дороги. И сейчас наши усилия направлены на то, чтобы приблизить ее к реальности.
В финале нашего разговора Константин Владимирович затронул еще одну актуальную тему как в градостроительстве, так и в архитектуре. Она касается повышения привлекательности жилья в удаленных районах. По мнению архитектора, работа в этом направлении может и должна стать альтернативой «выжиманию» квадратных метров.
К. Щербин:
– Ликвидность любой территории можно повысить правильным подходом. Прежде всего, он предусматривает соблюдение параметров застройки. Уже сейчас средний покупатель вряд ли поедет во двор-колодец, образованный домами совершенно безумной высоты. Скорее его привлечет более гуманная среда обитания. Немаловажную роль играет и благоустройство дворовой территории. Несколько лет назад в Москве обозначилась тенденция строить жилые комплексы, представляющие собой замкнутую территорию, на которой есть все, вплоть до маленького водоема с уточками и мини-зоопарка, а на детской площадке расстелены коврики. К сожалению, такое в нашей стране пока возможно только в резервациях. Но все-таки это более правильный подход, чем просто погоня за квадратными метрами, которая сегодня является уже пройденным этапом. Тогда как именно формирование среды видится мне самой актуальной проблемой.
Как ни удивительно, но наиболее удачную городскую среду обитания на сегодня образует сталинская застройка: большие дворы, относительно «гуманная» высотность максимум в 6–8 этажей. К тому же это еще и хорошая архитектура, характеризующаяся классическими пропорциями и тщательно прорисованными фасадами. Ничего нового, но, по-моему, ничего нового и невозможно изобрести в архитектуре, которая по сути своей является искусством построения пропорциональной системы из набора стандартных элементов.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>