Юлия Демиденко
(ГМИ, С.-Петербург)

«МОСКОВСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ» В «ПЕТРОПАВЛОВКЕ»

В течение месяца с 1 ноября 2007 г. в комплексе «Потерна и каземат Государева бастиона» Петропавловской крепости работала выставка «Новая Москва 4». Цель проекта, как сформулировали ее организаторы – Государственный музей истории СПб, Институт Про Арте и московский Центр современной архитектуры при поддержке Фонда Форда, – состояла в исследовании градостроительных трансформаций, переживаемых российской столицей, начиная с середины 1980-х гг. до настоящего времени.
На протяжении всего прошлого века в основе генпланирования развития и реконструкции Москвы лежала идея предвидения будущего и проектирования идеального города. В значительной степени она была реализована. В рамках советского периода можно выделить три принципиальных подхода к созданию столицы первого в мире социалистического государства:
- Новая Москва 1 ассоциируется с радикальными градостроительными экспериментами 1920-х гг. (так и не осуществленными);
- Новая Москва 2 – художественный гиперпроект столицы империи победившего социализма, редкий пример воплощения идеального города в действительности;
- Новая Москва 3 – идеалистичная модель городского развития на основе идей комплексного планирования, индустриализации и стандартизации, дискредитировавшая себя по мере реализации.
Что касается «Москвы 4», то она представляется грандиозным эклектичным пространством, объединяющим фрагменты различных моделей идеального мегаполиса, созданных в разное время и проникнутых совершенно разной идеологией, испытывающим воздействие экономических предпосылок, инвестиционных возможностей, творческих амбиций архитектурного цеха и властных – чиновничества, международного диалога, расширившихся строительно-технологических возможностей, социального заказа на «строительство новой столицы обновленного государства».
Проблема развития московской архитектуры, утратившей градостроительную волю периода социализма и еще не выработавшей внятных долговременных стратегий, стала главной темой экспозиции. В ее состав вошли фотографии зданий, построенных в последние десятилетия, и видеоинтервью современных зодчих. В рамках выставки прошли лекции столичных архитекторов Сергея Киселева, Владимира Юдинцева, Бориса Шабунина, Бориса Левянта и Виктора Логвинова, а также круглый стол «Современная застройка в исторической среде. Москва и Санкт-Петербург».


Наталья Гурова
(Москва)

ТРЕХМЕРНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

В конце ноября в Москве состоялось второе вручение премии «Russian Arhitectural Rendering Award», арт-спонсором которой на этот раз выступила компания Wacom. В рамках мероприятия прошли уроки и мастер-классы от гуру российского дизайна, конкурсы и тестирование компьютерных новинок. 
Свои разработки представили компания iCube («MaxScript в архитектурной визуализации» и «Постобработка изображений») и студия DESIGNET («Планшеты WACOM как инструмент трехмерщика»). Было, в частности, продемонстрировано, что графический планшет Wacom упрощает размещение 3D-объектов на поверхности, финальную обработку изображений и создание скетчей, вследствие чего ощутимо убыстряется и упрощается работа дизайнера-трехмерщика. Демонстрировались рабочие станции и рендер-фермы RS Cube и проведена презентация нового плагина «Симулятор динамики автомобиля» от его создателя Андрея Козлова (Karba).
В зале «Винзавода», где проходила основная часть церемонии, были установлены два интерактивных перьевых дисплея Wacom Cintiq 21UX и один – PL-720. Каждый желающий мог попрактиковаться с пером и просто порисовать. После награждения победителей и демонстрации лучших работ состоялась финальная вечеринка.
Russian Architectural Rendering Award – ежегодная российская премия в области 3D-визуализации архитектурных проектов, присуждаемая профессионалам компьютерной графики в номинациях: «Лучший интерьер», «Лучший экстерьер», «Лучшая архитектурная анимация».
В свою очередь, компания Wacom (образована в 1983 г. в Японии) считается мировым лидером в области разработки и производства графических планшетов и интерактивных дисплеев. Она выпустила первый в мире планшет с высоким разрешением и беспроводное, не требующее элементов питания и чувствительное к нажиму электронное перо. Свою миссию Wacom, имеющая более 120 патентов в области передовых технологий ввода и производящая широчайший спектр цифровой техники как для профессионалов, так и для домашних пользователей, усматривает в создании условий для гармоничного взаимодействия между человеком и компьютером благодаря технологиям естественного интерфейса. Доля компании на мировом рынке графических планшетов составляет 80%.



Алена Никифоровская
(Латвия)

ИЗ ЮРМАЛЫ В СОЧИ

13 декабря в рамках фестиваля «Дни архитектуры в Юрмале» представители восьми государств подписали резолюцию о дальнейшем международном сотрудничестве и создании «Центра координации приморских курортов Европы». Главной задачей деятельности этой структуры выдвинуто развитие и решение проблем курортно-туристических поселений в формате профессионального сотрудничества между союзами архитекторов, городскими властями и проектировщиками. «Думаю, что новая организация будет способствовать не только сохранению уникальных ценностей курортных городов, но и обмену идеями, а также создаст новые веяния в развитии городской среды, наподобие тех, что уже реализовались на наших «Днях архитектуры», – подчеркнула Айвия Барда, организатор фестиваля и новоиспеченный руководитель Центра.
Вся предшествовавшая этому событию неделя прошла под знаком архитектуры и дизайна благодаря первому международному фестивалю, где все желающие бесплатно могли участвовать в семинарах и мастер-классах, проводимых профессиональными архитектурными объединениями из 11 стран. В Hotel Jūrmala Spa действовала выставка работ лауреатов архитектурного приза «Дедало Миносе» – «Вода и архитектура». В свою очередь, на экспозиции «Золотое сечение» в Рижской думе с 14 декабря появилась возможность посмотреть новые проекты Москвы. Радует то, что на фестивале были не только выделены масштабные идеи зарубежных архитекторов, но и получили достойное признание местные специалисты. Андрису Кронбергсу, например, российское издание «Татлин» вручило приз за его вклад в архитектуру.
А. Барда:
– Идея проведения «Дней архитектуры в Юрмале» вынашивалась давно, и мы очень довольны, что удалось их успешно реализовать – уже первая конференция фестиваля получила государственную поддержку и положила начало значительному архитектурному проекту между Юрмалой и Сочи – местом проведения следующих зимних олимпийских игр. Делегация Латвии получила приглашение на апрельскую конференцию в этом российском городе.

Участники и гости фестиваля
Айвия Барда (в центре) с участниками конференции
Посол РФ в Латвии В. Калюжный (слева)
и замдиректора РосНИИПИ Урбанистики
Н. Бальский (справа)



>> К СОДЕРЖАНИЮ >>