Ольга Писаренко

«ВЕЗДЕ ПО КУСОЧКУ ЖИЗНИ...»
ПОРТРЕТ МАСТЕРА:
ХУДОЖНИК- РЕСТАВРАТОР АРМЕН ГАЗИЯНЦ

В этом году среди наиболее успешных предприятий города в списке лауреатов конкурса «Сделано в Санкт-Петербурге» было названо ООО «Карэ». Золотым знаком качества этот коллектив был отмечен за воссоздание утраченных икон и реставрацию сохранившегося образа в соборе Владимирской Иконы Божией Матери г. Кронштадта. В своей прошлой публикации, посвященной деятельности фирмы, если читатель помнит, мы немного рассказали об этой работе, впервые обратившись к творчеству старейшего и опытнейшего специалиста «Карэ» Армена Газиянца…

Приехав из Баку, поступил в Ленинградский авиаинститут, параллельно работал на 23-м заводе. Затем по комсомольской путевке был направлен в НКВД, во время войны служил в разведке, а по окончании – отправился отбывать срок. Вернувшись, оказался безработным до тех самых пор, пока старый приятель не устроил его на завод «Светлана» начальником отдела кадров. Началом новой карьеры Сурена Ивановича, которая длилась потом более 30 лет, стал переход в Реставрационные мастерские заместителем директора. Уже возглавив это профессиональное объединение, он оставил по себе самую благодарную память нескольких поколений мастеров.
Сын, между тем, не сразу выбрал ту же сферу деятельности. После полета Гагарина, он, как и многие другие, «ринулся» (по его же словам) в точные науки, электронику, сдал экзамены в радиотехникум, но, проучившись полтора года, понял, что это не его стезя. Следующие три с половиной года были отданы армейской службе в танковых войсках. Лишь демобилизовавшись, Армен устроился в бригаду Якова Казакова в Екатерининский дворец, где тогда работали Владимир Корбан, Виктор Журавлев, Валентин Андреев, Борис Лебедев, Иван Алексеев, Леонид Любимов и другие художники, имевшие огромный опыт в восстановлении памятников нашего города.
А. Газиянц:
– Поступив в мастерскую Якова Александровича, я получил возможность шаг за шагом постигать мастерство восстановления монументальной живописи. В реставрации же станковой и икон моим непосредственным и первым наставником оказался Самуил Федорович Коненков, в чем мне крупно повезло. Этот замечательный человек и великолепный мастер научил меня видеть произведение не поверхностно, как зрители, а глубинно, разгадывая весь ход работы старого мастера, его технику и технологию. Вместе со мной познавали основы реставрации живописи Олег Педаяс, Александр Снятков и Борис Голованов, у которых за плечами теперь уже тоже огромный реставрационный опыт.
Кроме первого основного объекта в Пушкине, Армен Газиянц работал на Спасо-Преображенском соборе и в Мариинском дворце, восстанавливал фрески Гонзаго и Китайский кабинет в Павловске, статс-дамскую и Ольгин павильон в Петергофе, Рафаэльевский и Тициановский залы в Академии Художеств. Среди прочих адресов – Петропавловский собор, Александро-Невская лавра, Михайловский замок, Юсуповский, Константиновский и Гатчинский дворцы, Дом правительства на Воздвиженке в Москве. Совсем недавно с участием художника была закончена реставрация внутреннего убранства церкви Покрова Богородицы в селе Тургиново Тверской области, сделаны расчистки в интерьерах храма Мариинской больницы, восстановлен декор в помещениях Кронштадского Владимирского собора. В настоящее время Армен Суренович вместе с другими коллегами по работе в фирме «Карэ» занимается живописью в здании Сената и Синода, а также в секретарском кабинете и мавританской гостиной Юсуповского дворца.
На вопрос о том, какие объекты наиболее памятны и любимы, Армен Суренович ответил не задумываясь: «Все. В каждом – кусочек жизни». Если нынешнюю бригаду художников-реставраторов фирмы «Карэ» можно в основном отнести к новому поколению, плеяде собственных учеников Газиянца, то к восстановлению тургиновской церкви была привлечена «старая гвардия». Кроме него самого, на объекте трудились все его вышеупомянутые однокашники по учебе у С. Ф. Коненкова. Для реставраторов, отошедших на заслуженный отдых, такой «бригадный подряд» стал исключительно важным событием. Для всех троих, но не для Газиянца, пребывающего в постоянной работе и творческом поиске.

Реставрация внутреннего убранства
церкви Покрова Богородицы в селе Тургиново
Тверской области
Триптих «Благовещение»

А. Газиянц:
– Главная сложность в нашем деле – найти индивидуально правильный подход к каждому объекту. Здесь нет ни правил, ни шаблонов. В свое время, когда Самуил Федорович просил меня что-то сделать, я брался за работу быстро, не особо задумываясь. А тот все время спрашивал: «И тебе не страшно?» По молодости я не понимал его, а теперь, как и учитель, тоже боюсь ошибиться. С годами процесс становится более осмысленным: пробуешь осторожно, начинаешь с малого, потом вникаешь, смотришь, анализируешь.
Однажды, много лет назад, мы пришли на выставку работ старых мастеров. Смотрим и восхищаемся: как там все выписано, волосок к волоску, это же какой тонкой кистью надо было работать! А Коненков: «Эх, вы, это же все просто делается: берешь штихлатку, с пырка, и на вздежку. Вернемся – покажу». Приезжаем в мастерскую, Самуил Федорович берет палитру, накладывает краски, берет кисть, как гребенка – раз! – и действительно, волосок к волоску!.. Ни в одной книжке этого не найти, можно только путем проб и ошибок.
Или другой случай. Как-то, когда по его заданию мне надлежало сделать копию летящего Амура Валериани, я все нарисовал, начал работать в цвете. Учитель стоит рядом и копирует ту же картину. Смотрю и думаю про себя: у него все так лихо, а у меня ничего не выходит – одна мазня. Тут Коненков и говорит: «Ты посмотри прежде, как мастер разложил цвета, с чего начал и чем закончил, и вот этот порядок попытайся соблюсти». Я все выбросил, начал по-новому, и, действительно, стало получаться.
Для истинного художника любое творчество одинаково важно и захватывающе. Газиянц известен не только реставрационными, но и авторскими живописными работами – его картины находятся в частных коллекциях в разных странах мира. Притом, что путь Армена Суреновича в профессию был довольно долгим, осознание своих способностей произошло у него еще на первом школьном уроке рисования. Учитель попросил детей нарисовать круг, мальчик это сделал идеально ровно – педагог не поверил глазам, попросил повторить… Рисунки Газиянца украшали стены 157-ой школы много лет кряду. А между тем, родители упорно хотели, чтобы сын стал музыкантом, и юноша серьезно готовился к поступлению в консерваторию. Но судьба сложилась иначе – может быть, к лучшему?

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>