Нина Тимофеева

ООО «Возрождение Петербурга»
В СТАРИННЫХ ГОРОДАХ РОССИИ

Успенский собор Астраханского кремля Петр Великий назвал когда-то «самым лепотным храмом России». Памятуя о словах царя – основателя родного города, реставраторы ООО «Возрождение Петербурга» под занавес уходящего года отправились в низовья Волги возрождать шедевр русского зодчества.
Нынешний собор – третий по счету, построенный на этом месте. Первый храм, деревянный и небольшой, был возведен в 1568 г. и освящен игуменом Кириллом в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По мере роста Астрахани такой маленький собор все слабее соответствовал статусу города. Это понимали и царь Федор Иоаннович, и первый российский патриарх Иов. По их благословению в начале 90-х годов XVI века в Астрахань был послан игумен Феодосий с поручением построить здесь новую «соборную и апостольскую церковь». Каменный храм был закончен в 1602 году, получив наименование в честь Успения Божией Матери.
К концу следующего века церковь стала ветшать, тогдашний митрополит Савватий начал собирать пожертвования на строительство новой. Удалось собрать достаточную сумму, но деньги большей частью (в связи со смертью митрополита) были изъяты для гражданских нужд. Новый главный иерарх православной церкви Сампсон продолжил дело, и благодаря его усилиям собор был возведен в достаточно быстрые сроки. Проект практически целиком принадлежал самому митрополиту. Собор построили в виде корабля правильной кубической формы о двух этажах и весь украcили деталями белокаменного декора. Здание венчают пять глав с восьмиконечными крестами, под кровлей находятся арки – по три на каждую сторону света, – с сюжетами из Священного Писания. После революции 1917 г. изображения не реставрировались и со временем пришли в плачевное состояние.
Внутренний облик собора тоже претерпел изменения. В 1812 г., например, были обнесены искусственным мрамором четыре массивных столпа, поддерживающих своды верхнего храма и стены собора, которые также были подведены под мрамор белого, желтого, серого и красного основных тонов. По оценке специалистов, в настоящее время утрачено около 20% этого декора.
В чрезвычайно плачевном состоянии находится и внутрихрамовая живопись. При скудности иконографических материалов, специалистам придется приложить поистине титанические усилия для ее реставрации и воссоздания. Осложняют ситуацию сжатые сроки: работы нужно завершить в июле 2008 г., чтобы к 450-летию Астрахани «самый лепотный храм» предстал во всей красе. В числе прочего здесь намечены такие виды работ, как золочение, реставрация медных трехстворчатых дверей, куполов, воссоздание церковной утвари. Все это от начала до финальной стадии будет вестись специалистами ООО «Возрождение Петербурга».


Отреставрированное убранство соборов Смольного и Владимирской иконы Божией Матери

Для коллектива подобный опыт не внове. Несколько лет мастерская участвовала в федеральном проекте «Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России». В рамках этой программы были, к примеру, проведены работы на таких памятниках историко-культурного наследия, как Казанский собор и церковь Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце, построенная в XV веке, здания Дворянского собрания и Гостиного двора во Владимире. Вместе с тем фирма продолжает соответствовать своему названию в деле возрождения родного Санкт-Петербурга.
Среди объектов этого года – восстановление орнаментальной росписи интерьеров церкви Владимирской иконы Божией матери, реставрация подкупольного пространства Смольного собора и главок Сампсониевского – тоже имеют прямое отношение к сохранению богатств русского православного зодчества. Тема сложная, интересная и всегда обещающая множество профессиональных открытий.
Среди недавно реализованных проектов – бывшая Морская библиотека (ныне Центральная Кронштадтского района) архитектора Г. А. Косякова. Основанная ровно 165 лет назад, она считается одной из старейших в России и насчитывает в фонде более двухсот тыс. томов. В ее запасниках хранились настоящие раритеты, и когда Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина была на ремонте, то многие приезжали работать именно сюда – только здесь удавалось обнаружить издания, которых не было в остальных доступных собраниях Ленинграда. В этом здании-памятнике профессионалами ООО «Возрождение Петербурга» выполнен комплекс интерьерных работ, включая реставрацию живописи и авторской мебели. В ходе работ специалисты фирмы, искушенные в своем деле, обратили внимание на крайне необычную для читальных аудиторий деталь внутреннего убранства. Это кессонный потолок, обычно применявшийся для улучшения акустики. Вопрос, для чего данная конструкция была сооружена в библиотеке, пока остается открытым.
Фирма – участник губернаторской программы «Фасады Петербурга». Среди десятка отреставрированных по ней объектов особенно запомнился специалистам фасад дома на Нестерова, 9, в Петроградском районе. Утепление эркеров здесь исторически было выполнено кирпичом из прессованной пробковой крошки. Специалисты восполняли утраты в соответствии с методикой, согласованной в КГИОП.
Подводя итоги года, реставраторы с удовлетворением отмечают, что внушительный список их прошлых работ (реставрация третьей сцены Мариинки, Концертного зала с вестибюлем у Финляндского вокзала, восстановление более десяти залов Эрмитажа, реставрация фасадов Исаакиевского собора, фасадов и кровли Цирка на Фонтанке и многого другого) постоянно пополняется не менее значительными и интересными.

Интерьеры Концертного зала
у Финляндского вокзала
Объекты реставрации, реализованные
в рамках программы «Фасады Петербурга»


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>