Церковь Святого Иулиана Тарсийского
в Царском Селе. Фото
начала XX века

Витражный иконостас храма
Святого Иулиана Тарсийского.
Фото начала XX века
Ольга Писаренко

ООО «АЛЛЕГОРИЯ»:
ОБЪЕКТЫ С НЕПРОСТОЙ СУДЬБОЙ

Сегодня стало модно почем зря ругать «лихие девяностые». Особенно достается рыночным реформам и их авторам. Действительно, в обозримой истории вряд ли можно что-либо сравнить с прошлым десятилетием по числу всевозможных катаклизмов в этой сфере. Отечественный бизнес как явление рождался в муках. Хотя у каждой медали есть своя оборотная сторона: именно в этот период одновременно с созданием множества частных фирм начали заявлять о себе и организационно оформляться новые для России отрасли экономики, в их числе – реставрация. Предприятие «Аллегория» было организовано в 1991 г., обозначив это направление основой своей специализации наряду с проектированием и строительством.

С. В. Павлова, возглавившая коллектив, была на тот момент, что называется, «в теме»: за плечами после окончания истфака ЛГУ два десятка лет работы в КГИОП. Тогда каждый выживал, как мог, однако присущее Светлане Викторовне хорошее знание ситуации и многих «подводных камней» в области охраны памятников помогло фирме быстрее других сориентироваться на юном реставрационном рынке. Кто-то скажет: «повезло», подразумевая под этим, что в числе первых больших работ ООО «Аллегория» оказалась инвентаризация историко-культурного наследия Петербурга, проводившаяся по заказу Минкультуры. Однако никому и никогда, особенно в таком архисложном деле, как реставрация, не может «подфартить случайно». Что касается этого предприятия, его позитивная репутация является следствием того особого отношения к своим объектам, которое отличает и саму Павлову, и ее коллег-подчиненных. Реставраторы «Аллегории» привыкли видеть в конкретном памятнике не только незаурядную архитектуру, но и индивидуальную судьбу с отраженной в ней нашей историей.
После инвентаризации стали появляться другие приличные по финансированию и интересные по проектированию заказы. Первое время на подрядных началах к их исполнению привлекались сотрудники архивов, архитекторы, искусствоведы, высококлассные специалисты своего дела, у которых многому можно было поучиться. Повсеместная безработица лишь поощряла такую кооперацию.
В 2003 г. «Аллегория» выиграла тендер на реставрацию фасада Церкви Богоявления на Гутуевском острове (Двинская ул. 2). За нее принимались в начале 90-х гг., однако почему-то начали не с фасада, а с дорогостоящих работ по внутреннему убранству. При этом многое делалось не в соответствии с правилами, а им вопреки. Так, леса для восстановления росписи центрального купола были смонтированы на многоярусных металлических конструкциях грузового лифта, который был установлен в советские времена, когда храм использовался как склад. В середине 1990-х гг. интерьерная реставрация была свернута. Вслед за этим масляная живопись по штукатурке купола начала постепенно отслаиваться. Вся ранее проделанная работа пошла насмарку (специалисты убеждены, что новые утраты стали результатом воздействия сильного конденсата, образующегося из-за неубранных металлических конструкций лифта и лесов). Демонтировать их «Аллегории» пришлось уже за собственный счет.
Реставрация кирпичной кладки фасадов началась с обследования ее состояния и определения степени разрушений. Одних только типов фигурного, и к тому же неформатного полнотелого кирпича здесь было насчитано 24(!), при этом констатировались утраты архитектурных элементов, полностью состоящих из сложных художественных композиций.
С. Павлова:
– Все это следовало восполнить, хотя ни один питерский завод не взялся исполнить данный заказ. Проблему удалось снять после посещения нашими ГАПом и ГИПом строительной выставки в Ленэкспо, где представители Боровичского кирпичного завода (Новгородская обл.) согласились «приспособить под нас» одну из своих технологических линий по изготовлению фигурного полнотелого кирпича. Перестройка производственного цикла – дело сложное, поэтому нам остается только благодарить конструкторов и технологов из Боровичей за их неординарное решение. Досталось трудностей и нашим реставраторам-каменщикам. В первый месяц работы они выкладывали от 2-х до 4-х м3 стены, что очень мало. Правда, через месяц они освоились, работа пошла, стало понятно, как обтачивать кирпич специальными инструментами, где это надо делать механически, а где – ручным способом. Один из мастеров до того овладел этим искусством, что его стали зазывать во Францию.
До «утечки мозгов», слава Богу, дело не дошло, «Аллегория» выполнила восстановление кирпичной кладки фасадов до центрального барабана. Однако закончить проект целиком коллективу не довелось: следующий тендер выиграл РПНЦ «Специалист», продолживший наружную реставрацию памятника. Коллектив Павловой еще некоторое время не расставался с объектом, доводя до финальной черты выколотные и позолотные работы по главкам апсиды и усыпальницы.
Примечательно, что другая церковь – Иулиана Тарсийского в Пушкине – по характеру реставрации во многом перекликается с Гутуевским храмом (тот же стиль, то же время, и во многом сходные проблемы).
С. Павлова:
– Есть здесь, в то же время, и свои особенности. Проектом реставрации этой редчайшей по своему внутреннему убранству церкви мы занимаемся вот уже второй год. Думаю, что к Рождеству наша часть работ будет закончена. Храм этот, являющийся федеральным памятником, поруган до предела и имеет очень сложную историю. Вся постройка в конце XIX в. сделана по проекту малоизвестного архитектора В. Н. Курицына, работавшего по военному ведомству. В 1894 г. ее заложили, а уже через четыре года освятили (нижний храм «пещерного» типа – во имя Ильи Пророка, верхний – Иулиана Тарсийского, большого страстотерпца, жестоко истязавшегося римлянами). Кстати, на Иулианов день, то есть в годовщину его гибели, Николай II венчался с Александрой Федоровной.
При закладке этого храма некоторым образом был нарушен христианский канон планировки: главный вход должен быть на западе, дальше – притвор, трапезная, и основной объем с алтарем на востоке. Здесь все наоборот: алтарь находится юге, а главный вход – на севере. Между тем, император, будучи покровителем Кирасирского полка, основанного еще при Анне Иоанновне (а церковь строилась как полковая), не просто присутствовал при закладке, но и собственноручно возложил икону под алтарь. В полковой истории есть очень подробное описание этой церемонии: кто присутствовал и где стоял, вел службу, сколько было членов императорской фамилии, военного начальства и т. п. Ошибка открылась буквально сразу, но все уже успели освятить, поэтому продолжили строить, несмотря на то, что еще в пещерных христианских храмах основная икона всегда находилась на востоке.
Кроме того, было допущено много строительных просчетов как в конструкциях, так и в качестве работ. Однако по художественно-пластическому решению, близкому к московским церквям XVII в., храм удивительно гармоничен, хотя его архитектура, поскольку это все-таки военная церковь, довольно строга. Следует признать, кроме канонического нарушения, все здесь было спроектировано и выполнено великолепно. По фасаду здания располагалось шесть образов, писанных на металле маслом. Главки и шатры, металлически окрытые в косую шашку и окрашенные в два тона, что придавало большую выразительность вертикальным объемам, завершали золоченые кресты и изображения трехглавых орлов. При исследовании технического состояния мы выявили 14 видов неформатного кирпича.
Если внутренняя отделка нижнего храма была скромнее, то в верхнем стоял уникальный витражный иконостас. Обычно алтарь не доходит до верха арки, в перспективе мы видим образы Святого Духа, либо Вседержителя, либо Святую Троицу в конхе абсиды. Здесь же до ее свода от основания солеи шла алтарная преграда. Иконостас с центральным изображением Богородицы, а в створках дверей – евангелистов, изготовили в Мюнхене на стекольном заводе, полностью соблюдая весь чин алтарной преграды. Во втором ярусе окон имелись цветные витражи с изображением Богородицы и апостолов. По воспоминаниям современников, это было совершенно уникальное зрелище, учитывая, что для России подобное художественное решение иконостаса являлось исключительной редкостью. Необычно воспринимался и здешний витраж в центральном куполе с изображением Вседержителя. Все перечисленное придавало церкви некие «западные» черты. Оказывается, на завершающем этапе Курицына, дав возвести только основные объемы, отстранили от производства работ. Заканчивал строительство Сильвио Амбросиевич Данини – архитектор Царскосельского Дворцового Правления – хотя, что он в точности делал, до конца не ясно. Возможно, как раз он и привнес что-то западное в декор интерьера верхнего храма. Заканчивая работу над проектом его реставрации, не могу сказать, что нам хотелось бы остаться на объекте и дальше. Да, церковь, безусловно, необыкновенно красива и с загадочной судьбой, но присутствует чувство, что свое дело «Аллегория» здесь завершает.
Случается и так, и даже не возбраняется, если понимать под реставрацией определенный вид творческой деятельности человека, который невозможно осуществлять «через силу». Зато еще один памятник – дача Белосельских-Белозерских на Крестовском острове – воссоздан буквально из руин по материалам исследований мастерской, согласно ее проекту и ее же силами.
С. Павлова:
– Начиная с середины XIX в. остров целиком стал принадлежать этому очень древнему роду, выдающейся фамилии высшего российского света. Первым же владельцем Крестовского стал гетман Разумовский, для которого Ф. Б. Растрелли в южной прибрежной части возвел небольшой загородный дворец. Позднее это здание было деликатно перестроено Белосельскими-Белозерскими.
Изначальную трехчастную крестообразную планировку павильонного типа новые хозяева сохранили, но над двумя прежними этажами захотели надстроить третий. Работы проводились по проекту А. И. Штакеншнейдера, основная задача которого заключалась в объединении и гармонизации растреллиевской постройки со своим дополнением. Этому архитектору принадлежит и весь наружный декор дачи. Что особенно интересно, отсюда затем были заимствованы мотивы для городского дворца Белосельских на Невском пр., 41.
Род этот не только слыл одним из богатейших в России, но и славился особым неумением распорядиться своим имуществом. Как результат их загородный дворец на Крестовском острове оказался заложен за долги. В залоговом банковском фонде в свое время мы отыскали материал Поземельного банка по даче, проектные чертежи и планы участка, а в архиве кинофотодокументов – обнаружили фотографии. К 1954 г. дворец обветшал так, что его разобрали полностью. Известная в городе фирма «Петербургреконструкция», для которой мы делали много разных проектов, попросила нас заняться этим объектом, то есть мы получили заказ на проект восстановления всей архитектурной отделки фасада, выполнили его, а затем сами же все и восстановили: вазы, балюстраду, картуши, все тяги, сухарики – то есть полностью наружный декор. Самое большое восхищение на воссозданном фасаде вызывают прекрасные кариатиды на пилястрах, почти настоящие «круглые» скульптуры, высота которых больше 3,5 м. Этой работой мы, наверное, будем гордиться всю жизнь, она действительно того стоит. Когда попадаются такие «жемчужины», то кажется, что можно трудиться бесконечно, поскольку прикасаться к подобным сокровищам – огромное счастье.


Комплекс зданий Крестовоздвиженской церкви

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>