Нина Тимофеева

НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЖИЗНИ

Шпалера «Битва при Арбелах», почти столетие украшавшая один из залов научной библиотеки Российской Академии художеств (с 1868 г. библиотека располагается на Университетской наб., в здании бывшей Императорской Академии художеств) долго ждала того часа, когда к ней, наконец, прикоснутся руки реставратора. Одним произведениям искусства уготована сравнительно спокойная и размеренная жизнь, почтительное и внимательное отношение. История иных насыщена драматизмом и неожиданными сюжетными поворотами. На сохранность и, в конце концов, продолжительность жизни шедевра влияет множество факторов: от климатических условий до смены политического режима. Под их влиянием предметы искусства могут претерпеть не только естественные материальные утраты, но и неожиданные образно-стилевые изменения.

Появление гобелена «Битва при Арбелах» (другое название – «Победа Александра Македонского над персидским царем Дарием») в стенах Императорской Академии художеств связано с открытием в научной библиотеке Памятного зала великого князя Владимира Александровича, который был ее президентом в период с 1886 по 1909 гг. Стоял ноябрь 1915 года, шла первая мировая война, но несмотря на это церемония была обставлена со всей придворной торжественностью. Освящение состоялось в присутствии президента АХ великой княгини Марии Павловны, великой княгини Виктории Федоровны, свиты их высочества и академического персонала. Мемориальное помещение, сильно впечатлившее тогдашнюю публику, до сих пор способно эстетически поразить любого, кто сюда попадает. Конечно, оно может быть прочитано лишь в контексте интерьеров библиотеки и Академии в целом. Однако, как и каждое из здешних пространств, является самобытным произведением искусства и таит в себе бесценные сокровища.
Во внутреннем убранстве зала воплотился проект архитектора В. А. Щуко. Монументальная живопись под сводом потолка принадлежит кисти Е. Е. Лансере, декоративно-орнаментальная часть исполнена учениками живописных мастерских школы Императорского Общества поощрения художеств, лепные украшения и искусственный мрамор – братьев Аксерио. И неудивительно, что именно в такое достойное окружение попало удивительное творение рук человеческих – шпалера «Битва при Арбелах».
Шпалеры этой серии были исполнены по картонам Шарля Лебрена, который, в свою очередь, обращался к древнеримскому литературному источнику – «Истории Александра» Курция Руфа. При снятии гобелена для реставрации на подгибе кромки был обнаружен авторский знак: Ioannes Franciscvs Van Den Hecke. Это открытие позволяет утверждать, что «Битва при Арбелах» была выполнена в 1670–х гг. в крупнейшей брюссельской мастерской Яна Франса Ван де Хекке. Сегодня в России находится пара полотен-побратимов: одно в научной библиотеке Академии и другое в Эрмитаже («Александр Македонский и семья Дария»). Эти произведения могли быть приобретены русским двором или получены в качестве дипломатического подарка кем-либо из наших царей. До середины XIX в. тканные картины служили украшением императорских дворцов, а в 1860-х гг. поступили в Придворно-Конюшенный музей. «Битва при Арбелах» официально была передана в Императорскую Академию художеств в 1914 г.


Реставрируемые фрагменты шпалеры «Битва при Арбелах»

Нынешний директор библиотеки Людмила Сергеевна Полякова вместе с остальными сотрудниками очень переживала за это произведение тканного мастерства, явно нуждавшееся в реставрации. И в этом году для бесценного экспоната все сложилось более чем удачно: КГИОП решил вопросы с финансированием его реставрации, а профессионалы не мешкая принялись за дело. Непосредственное участие КГИОПа в судьбе шпалеры – важный факт, в связи с которым любопытно такое обстоятельство: в библиотечных архивах было обнаружено уникальное фото, запечатлевшее эпизод одного из заседаний Госинспекции по охране памятников, предшественницы этого комитета. В блокадном 1942 году оно проходило как раз в памятном зале Владимира Александровича. Интересно, что в этот кадр попал подрамник, на котором крепилась шпалера. К сожалению, теперь уже вряд ли удастся установить, находился на нем сам гобелен или нет. Как бы там ни было, в процессе предреставрационного демонтажа шпалеры единодушно участвовали все работники библиотеки. Настолько «Битва при Арбелах» любима этими людьми.
Восстановлением шедевра тканного искусства занимаются специалисты по реставрации тканей под руководством Марины Владимировны Денисовой. Стать причастным, прямо или косвенно, к процессу восстановления материализованной человеческими руками красоты – значит соприкоснуться с мистикой, волшебством и теми светлыми эмоциями, которых человечеству так не хватает в повседневной жизни. Непосредственное же участие в «оживлении» художественных памятников, несомненно, делает честь мастерам. Подробное знакомство с особенностями описываемой ниже реставрации состоялось благодаря нашему сотрудничеству с компанией «Сфера XXI век», которая является генеральным подрядчиком данных работ.
Общее мнение всех участников процесса: шпалера – замечательная, очень красивая и яркая. Сейчас, благодаря заботливым рукам реставраторов, вещь действительно ожила, краски заиграли с новой силой. Одна из наиболее сложных процедур – очистка – значительно изменила ее внешний облик. Технически выполнить задачу непросто, ведь размер тканной картины составляет 40 м2, но профессионалы и с этим справились. Им было на что ориентироваться – это цветовая гамма изнаночной стороны, на которой лучше сохраняется подлинный колорит.
Следующим этапом стало собственно восполнение утрат. В настоящее время специалисты заняты техникой шпалерного ткачества. Сам уток, создающий изображение, местами выцвел, местами утрачен – видны только нити основы. Задача художников-реставраторов заключается в устранении деформаций рисунка, обычно ткавшегося участками, которые соединялись шелковыми нитями. Это достаточно недолговечный материал, и со временем нити во многих местах рвались, т. е. шпалера, как говорят специалисты, «раскрывала рты». Чтобы приблизить рисунок к оригиналу, необходимо установить, как проходили эти швы. Среди материалов, с которым работают реставраторы данного направления, встречаются шерстяные, шелковые и изредка металлические нити. Из перечисленного наиболее хрупким сырьем считается шелк. Впитывая пыль, он часто пересушивается и выпадает.




Конечно, шпалеру, прожившую относительно долго, нельзя идеально приблизить к первоначальному варианту. Да и не входит это в планы художников-реставраторов. Их задача – отыскать баланс, такое оптимальное реставраторское решение, которое позволит сохранить то, что имеется, и одновременно подчеркнуть привнесенные за время жизни полотна изменения. Речь в данном случае идет только о виртуозных, оригинальных вкраплениях. Практика показывает, что со времен существования тканного творчества, полотна штопаются, починяются, на них выставляются заплаты. Иногда это делается настолько мастерски, что, по словам реставраторов, пока к ним не приглядишься, не рассмотришь фрагмент внимательно, очень сложно догадаться о присутствии поновлений – так искусно они вшиты. Такие детали обычно оставляют, понимая, что это тоже история вещи, к которой нужно относиться бережно и внимательно.
В планах реставраторов закончить работу в августе будущего года. Тогда шпалере предстоит пережить долгожданное событие – торжественное возвращение в стены Памятного зала научной библиотеки РАХ, продолжая и в своей новой жизни вдохновлять людей искусства.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>