Елена Иванова

«ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИЗАЦИЯ»:
ПОТРЕБНОСТЬ ОЧЕВИДНА


РЕШАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
В нынешнем Генеральном плане нашли свое отражение все направления строительства в Санкт-Петербурге – жилищное и общественное, транспортное и индустриальное, высотное и подземное и т. д. Перспектива динамики мегаполиса на ближайшие десятилетия вроде бы ясна, остальные вопросы носят частный характер и могут быть урегулированы на уровне взаимоотношений инвесторов, проектировщиков, подрядчиков между собой, а также с городом. Остались, впрочем, некоторые существенные моменты, которые разработчики главного градостроительного документа обошли своим вниманием. Северная столица объективно будет развиваться не только ввысь и вширь, но и вглубь. Как раз это обстоятельство учтено слабо. Круг будущих подземных объектов города, если не брать во внимание метро, по существу ограничен одними только гаражами и автостоянками.
Возможно, причина в том, что до сих пор нет единого подхода к застройке ниже уровня поверхности суши, хотя такого рода разработки велись всегда. Примерно десять лет назад на международной конференции «Подземный город: «Геотехнология и архитектура» даже была заслушана «Концепция комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга». Потом, правда, в связи с усугублявшимися экономическими трудностями, она так и не была принята. Вместе с тем, подземная урбанизация активно развивается во всем мире. Зарубежный опыт показывает, что для обеспечения устойчивого равновесия и комфортного проживания в мегаполисах доля заглубленных сооружений от общей площади вводимых объектов должна составлять не менее 20–25%. В Москве же за последние пять лет их введено в эксплуатацию около 8%, а в Питере этот показатель еще ниже. Да, у нас инженерно-технические трудности освоения подземных пространств усугубляются сложностью физико-механических характеристик грунтов. Однако появление инновационных технологий строительства котлованов, трубопроводов и тоннелей, разработка и апробация новых методов укрепления грунтов делают вопросы подземной урбанизации вполне решаемыми. Больше того, социально-экономическое развитие многомиллионного города на современном этапе выводит это направление в разряд особенно актуальных для градостроительной политики властей.

Испытания метода «стена в грунте»
на начальном этапе реконструкции
жилых зданий напротив Петропавловской
крепости (Зоологический пер.)
Сооружение подземных ограждающих
конструкций для перекладки инженерных сетей
перед сооружением Орловского тоннеляк

«СТЕНА В ГРУНТЕ» ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА
Рассматриваемые сооружения, как уверяют геотехники, гораздо сложнее высотных и относятся к высшему классу строительных работ. В то же время, именно возведение высокоэтажных объектов требует надежного обустройства их подземной части для обеспечения устойчивости всей конструкции. Многоуровневые подземные объекты в стесненных условиях городской застройки, как правило, выполняются в котлованах, образованных путем устройства опускных колодцев, «стен в грунте», металлического шпунта или роторного закрепления грунтов. Ограждения по их контуру должны предотвращать подвижки оснований соседних зданий, а глубина с применением распорных и анкерных систем может достигать 20 и более метров. В нашем городе немногие геотехнические компании профессионально владеют методом «стены в грунте» и далеко не всегода могут реализовать его в своих проектах. В прошлом году мы уже представляли на наших страницах ООО «Геоизол» (в АРДИС № 4[32] 2006 рассказывалось, в частности, об уже построенном комплексе «Комендантская площадь»). О том, что эта геотехническая компания динамично развивается, осваивая все новые технологии, свидетельствуют материалы нашего недавнего интервью с ее техническим директором Вячеславом Юрьевичем Смоленковым.
В. Смоленков:
– В течение 2006 и в начале 2007 года нашей фирмой были достаточно успешно отработаны технологии устройства глубоких котлованов. Тогда, впрочем, дело касалось объектов, расположенных в относительном удалении от других зданий и сооружений. Сегодня впервые в Северной столице мы ведем комплексные опытные работы, определяющие саму возможность применения метода «стена в грунте» в непосредственной близости к существующим постройкам, причем в историческом центре города.
– В этом и состоит принципиальная технологическая новизна разработки?
В. Смоленков:
– Давайте оценим градостроительное окружение. Стройка ведется буквально в двух шагах от Петропавловской крепости, и там, неподалеку от старых шестиэтажных домов (которые потом будут снесены), наши специалисты работают с достаточно тяжелой техникой. На этом месте, за сохраненным историческим фасадом, возведут современный объект с трехэтажной подземной парковкой. Заказчик согласовал проведение опытных работ до сноса домов. Это позволило подтвердить возможность подземного строительства при незначительном удалении от других зданий, не угрожая им разрушением и деформацией. «Стена в грунте» существенно снижает динамические и вибрационные воздействия, что особенно важно для условий плотной городской застройки. Перед нами стоит задача выполнить замкнутый фрагмент ограждающих конструкций, а затем откопать его на полную проектную глубину(–13,5 м). Общий мониторинг за подвижками грунтов, деформациями стен и осадками соседних зданий осуществляет компания «Геореконструкция-Фундаментпроект».
Многие питерские геотехники настороженно относятся к подобным работам, скептически полагая, что подземные многоярусные парковки в условиях обводненных, со слабой несущей способностью грунтов, в центре города, прямо рядом с историческими зданиями реализовать невозможно. «Геоизол» своим примером хочет доказать обратное, для чего, собственно, и ведутся сравнительные исследования разных геотехнологий на предмет пригодности их использования в старом Петербурге. Надеемся, что после успешного завершения работ на этом объекте данному методу будет открыта «зеленая улица».

ТОННЕЛЬ ПОД НЕВОЙ
Транспортный коллапс в Петербурге общеизвестен – пробки на дорогах стали привычным и неизбежным явлением. Пропускная способность городских магистралей не рассчитана на все возрастающее количество личного автотранспорта. Тесно стало не только на суше, но и на воде: возросла интенсивность судоходства, а вкупе с ужесточением требований при проходе невских мостов это привело к увеличению простоев в ожидании проводки. В общем, страдают и авто-, и судовладельцы. Смягчить ситуацию может только строительство дополнительных переходов через основную водную артерию города. Строительство нового Орловского тоннеля под Невой не только облегчит ситуацию с автомобильными заторами, но и удлинит время разводки мостов на один час в сутки, соответственно увеличив пропускную способность петербургского водного пути. С одной стороны, автодорога с многоуровневыми развязками улучшит транспортную ситуацию на правом берегу в зоне Пискаревки и Полюстрова, а с другой – развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить уникальный внешний облик центральных районов, городские ландшафты и целые природные комплексы.
История проекта тоннеля под Невой не так нова, как может поначалу показаться. Сооружение было обозначено еще в Генеральном плане развития Ленинграда 1966 года, но тогда что-то не срослось, идея вскоре (и на очень долгое время) была забыта, чтобы вновь «выстрелить» в начале нового XXI века. В прошлом году проект получил одобрение федеральных властей на финансирование из средств Инвестиционного фонда РФ. Заказчиком Орловского тоннеля выступил КБДХ, а генподрядчиком – ЗАО «16 Трест». Совсем скоро будет проведен конкурс с участием ведущих европейских генподрядчиков и определен концессионер, а на конец следующего года намечено строительство. С тем, чтобы без обременений передать основному исполнителю фронт работ, город в лице Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, а также ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» взяли обязательства выполнить элементы тоннеля с новыми развязками инженерных коммуникаций. Учитывая, что в активе ООО «Геоизол» имеется удачный опыт реализованных в Петербурге подземных работ, включая торговый комплекс «Комендантская площадь», компанию решили привлечь на два участка начального этапа строительства этого объекта.
На экскурсии 25 октября журналистам были показаны элементы въезда и выезда тоннеля на левом берегу Невы со стороны Орловской ул. Размеры двух котлованов (глубиной 12 и 16, длиной по 30 и шириной до 15 м) оказались способны поразить самое смелое воображение. Здесь объем, выполняемый компанией «Геоизол», включает сооружение ограждающих конструкций, необходимых для перекладки сетей перед выполнением основных работ по тоннелю. Строительство ведется на двух участках: один проходит в зоне инженерных сетей Водоканала, второй – посередине проезжей части набережной.
В. Смоленков:
– Спорный момент заключается в том, чтобы перекладка не пересеклась со строительством. В случае если проектировщики все грамотно разведут, фронт работ для «Геоизола» закончится еще до определения концессионера. На сегодня мы свои дела практически закончили, выполнив замкнутый контур из ограждающих конструкций методом «стена в грунте», по размеру на 1 м больше, чем сам тоннель. Сейчас внутри котлована выполняются постоянные конструкции, а потом над ними будут проложены новые инженерные сети. Хочется особо отметить новые особенности уникальной технологии, примененной на этом объекте. Впервые была сделана стена не плоская, как обычно, а с наружными контрфорсами, которые образуют ребра жесткости для всего сооружения. Конструкцию отличает повышенная жесткость, что позволило сделать открытый котлован без дополнительных распорок в нижних уровнях. В настоящий момент ведутся работы на второй площадке, в связи с чем днем частично перекрывается, а ночью вообще закрыто движение автотранспорта по набережной.



Белый хозяин Северного Ледовитого океана с удивлением наблюдал за строительством объектов базы погранвойск на Земле Франца-Иосифа

НА БЫВШИХ СОВЕТСКИХ ПРОСТОРАХ
В. Смоленков:

– Прошедший год в географическом плане был интересен двумя проектами, реализуемыми в крайних точках бывшего СССР, северной и южной. Один объект – российская погранзастава, для сотрудников которой создают комфортные бытовые условия работы и проживания, на Земле Франца Иосифа, второй – Санктудинская ГЭС в Таджикистане.
Для пограничников запроектирован достаточно больших размеров административно-бытовой комплекс с зимним садом, которые будут соединять с техническими помещениями и взлетно-посадочной полосой подземные галереи. Сооружение походит на некую космическую станцию. За пять месяцев сезонных работ наши специалисты успели выполнить установку свайных оснований, по которым монтажная организация возвела все здания, в дальнейшем произвела их отделку и подключение инженерных сетей. Объект находится на самой крайней северной точке России, где круглосуточно живут и работают люди. Мы можем гордиться, что смогли принять участие в таком проекте, успев за короткие сроки выполнить порученную работу, забив в общей сложности около 2 тыс. свай.
Второй проект связан с устройством противофильтрационной завесы глубиной до 45 м в грунтовой плотине гидроэлектростанции. Традиционно такая работа занимает не менее года и выполняется цементацией грунтов через пробуренные скважины, расположенные в несколько рядов. Однако на уровне переговоров между правительствами России и Таджикистана до пуска первого агрегата ГЭС было отпущено 6 месяцев. Поэтому для ускорения работ были необходимы другие технические решения, и тогда нами была предложена методика устройства противофильтрационной завесы по методу Jet Grouting, позволяющая справиться с заданием вообще за один квартал.
– Тогда стоит пояснить: в чем особенность метода?
В. Смоленков:
– Его суть заключается в том, что в пробуренные скважины через специальные мониторы подается цементный раствор под давлением 400–500 атм. Струя под таким давлением разрушает и перемешивает грунт с цементом на расстоянии до 50–70 см от скважины, в результате чего образуется грунтоцементная свая диаметром 100–140 см. Если бурить с шагом 1 м, то по окончании работ получится сплошная стена в грунте, которая обладает хорошими противофильтрационными свойствами. Нам удалось за короткий период совместно со специалистами ВНИИГ им. Веденеева и Московского Гидропроекта разработать технологию, опробовать ее на опытном участке и выполнить весь противофильтрационный элемент плотины, дав возможность возводить ее в соответствии с жестким графиком строительства. Резонанс удачного выполнения работ ООО «Геоизол» для РАО ЕЭС Единой Энергосистемы, признание компании победителем в номинации «Лучший проект года в системе РАО ЕЭС» дает о себе знать новыми приглашениями поучаствовать в других проектах российского энергогиганта. Не собираясь останавливаться на достигнутом, мы уверены, что гидроэнергетическое направление специализации ООО «Геоизол» в дальнейшем будет развиваться достаточно активно. Спрос на ГЭС не ослабевает, ведь при минимальных вложениях это самый экологически безопасный источник электричества, также и наименее затратный при эксплуатации с высокой степенью надежности по безопасности.

Для справки: Строительство Санктудинской ГЭС в Таджикистане предусматривает возведение каменно-земляной плотины высотой 76,5 м и длиной по гребню 517 м. Срок строительства составляет 3,5 года: с ноября 2005 г. по апрель 2009 г. В теле плотины предусмотрены дренажные устройства, а ее основание укреплено цементационной завесой. Сооружения такого типа получили широкое применение в этой центральноазиатской республике при строительстве гидроузлов в сложных геологических, сейсмических и климатических условиях высокогорья. С их учетом плотина Санктудинской ГЭС-1 будет оборудована контрольно-измерительными приборами, позволяющими контролировать состояние станции в любой момент.


Подземные работы в скальном грунте при сооружении первой очереди Санктудинской ГЭС в Таджикистане

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>