Олег Самарин

«ПОПРАВЛЯЯ» ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ
ОБЪЕКТЫ «СИНКО» В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА
ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Оказывается, у латинского слова «restauratio», кроме привычного перевода – «восстановление», есть и такой: «поправка». Именно он показался наиболее подходящим, когда появился повод встретиться со старыми знакомыми, чтобы на этот раз рассказать о Строительно-инжиниринговой компании «СИНКО». Тема – ее участие в работах по строительству дамбы, гигантского комплекса сооружений, призванных защищать город от водной стихии. Освоение объекта было начато больше тридцати лет назад. Не вдаваясь в подробности всех перипетий его судьбы, все эти годы подробно освещавшихся СМИ, позволим отметить, что одним из главных героев «новейшей истории» сооружения является именно «СИНКО». Ниже станет понятно, почему в контексте этой статьи мы решили по-новому перевести понятие «restauratio».

Андрей Чубатюк, директор фирмы:
– Общая протяженность дамбы 25 км. Кроме шести водопропускных сооружений, каждое из которых имеет от 10 до 12 пролетов по 27 м каждый, она включает еще и два судопропускных. В 1991 г. стройка была заморожена на последующие полтора десятка лет. Кожухи гидрозатворов стали больше напоминать остовы затонувших кораблей, а ранее смонтированные бетонные конструкции успели за период «бесхозности» настолько износиться, что местами из них начал выпирать металл.
Первая задача, вставшая перед нами, состояла в необходимости выровнять все поверхности, доводя до проектного соответствия их геометрию. Следовало достичь того, чтобы все линии, каждая деталь, корреспондировались с соседними балконами и пилонами. Нашим специалистам в этой связи пришлось выполнять уникальную по сути работу: условия сложнейшие, а надо устранить все изначальные огрехи криво отлитого бетона. Только так можно было добиться целостного и образно гармоничного восприятия этого объекта современной индустриальной архитектуры.
Особая специфика работы на комплексе защитных сооружений заключается в том, что он состоит из сегментов и является «подвижным». Вот почему, например, отделочные гранитные плиты нужно было навесить таким образом, чтобы термошов, оставаясь посредине, в то же время работал. Или еще: есть здесь чисто декоративный элемент, условно названный «улыбка». Термошвы, чтобы линия была идеально ровной, в данном случае выполнялись так называемыми штроборезами. Сейчас настал черед заделывать их мастикой и велотермом, после чего будем закрывать нержавеющей полосой, под которой бетон сможет «ходить».
Возьмем другую проблему, которая также возникла в результате ошибок, которые допустили первостроители дамбы. «Тело» балкона в 70-е гг. было сделано металлическими профилями, и некоторая часть пандуса получилась рифленая. Объяснить это можно только нежеланием предшественников делать ровные отмостки: это очень трудоемкая работа. Тридцать лет назад никто, к сожалению, не задумывался, что последующая отделка рифленых поверхностей окажется куда более сложной и дорогой операцией, чем выравнивание отмостки с самого начала. Тем не менее, в настоящее время пандус уже декорирован гранитом, положенным на специальный раствор и закрепленным на закладные из нержавейки. Примененная технология достаточно сложна, но надежна. Специалисты выложили все, как говорится, по ниточке, поскольку если где-то «вильнет», то это тут же будет заметно. На камне, который лежит на перилах балкона и пандусе, прорезаны специальные бороздки, т. н. «капельники», чтобы вода не затекала под гранит, а стекала ровно по «телу» балконов или пилонов.

Вид сооружения В6 со стороны Финского залива
до проведения декоративно-отделочных работ
Этап работ – придание геометрии фасадным
поверхностям водопропускного сооружения
со стороны Невской губы
Облицовка защитного кожуха панелями
вентилируемого фасада

В руки специалистов «СИНКО» объекты КСЗ попали далеко не случайно. В числе прочего компания известна разработками весьма своеобразных технологий использования кальматрона в качестве архитектурно-отделочного материала. Являясь гидроизолирующим и санирующим слоем, он в то же время выполняет декоративно-защитную функцию. Фирменным know-how «СИНКО» является метод нанесения кальматрона через распылительный аппарат фирмы «Грако». Жидкость разбрызгивается под большим давлением, а потом застывает, образуя своеобразные «шубки». Начальный опыт использования кальматрона приобретен фирмой в сотрудничестве с Кольской горной кампанией, когда по ее заказу специалисты «СИНКО» утепляли предприятия Мончегорска, Оленегорска и Заполярного, промерзающие при низких температурах и сильном ветре. В частности, на Ковдорском ГОКе есть сооружения над шахтами – так называемые копры, стоящие на высоте 1,5–2 тыс. км. над уровнем моря и продуваемые насквозь. Для их утепления применялся пенополиуретан, наносимый методом спрея. Сверху, для закрепления, он был покрыт кальматроном, и тоже при помощи распыления. И уже третий слой образовывала органосиликатная краска. В свои «шубки» фирма одела уже не один объект, но все это было за пределами Северной столицы. В Петербурге же местом первого применения этой прогрессивной технологии стала именно дамба. Здесь используется тот же конструктив, а краска поставляется Морозовским химическим заводом г. Всеволожска. Ее цвет (РАЛ 9007) утверждался художественным советом города. Разработана у компании «СИНКО» и технология эксплуатации объекта, она предполагает ежегодное мытье выкрашенной поверхности подающейся под давлением струей воды с разведенным в ней моющим средством.
Наибольшую сложность вызвала окраска кожухов гидрозатворов. Эта часть конструкции выполнена в форме башен. На сегодня эксперименты по их отделке закончены, и одна из башен уже представляет собой образец того, как эти элементы будут выглядеть.
А. Чубатюк:
– Сейчас перед нами стоит задача произвести их отделку. На лицевой, то есть выходящей на дорогу стороне первой башни можно видеть наиболее удачный и соответствующий требованиям архитекторов вариант. Это монтируемая поверхность из нержавейки, состоящая из кессонов, укрепленных на некий конструктив по принципу вентилируемых фасадов. Мы пробовали красить кожухи, не получилось – их «повело». Потом решили даже покрасить навесной фасад – тоже неудачно, поскольку не удавалось достичь необходимого цвета, соответствующего колерному бланку. Только полностью отказавшись от окраски и применив монтируемую поверхность из нержавейки, мы достигли того, что цвет стал сочетаться, корреспондироваться со всей колористикой сооружения.
В общей сложности коллективу предстоит отделать 128 башен, каждая из которых, к слову, имеет иллюминатор. Помимо чисто декоративной функции, он призван служить световым фонарем во время подъема гидроприводов.

Восстановленная геометрия и покраска пилонов
на водопропускных cооружениях
Сооружение В5, подготовленное к сдаче
фасадной поверхности
Предприемочный осмотр водопропускного
сооружения В6 RPC 7 октября 2007 г.

Проект дамбы делался в институте «ЛЕНГИДРОПРОЕКТ». Сейчас авторский надзор осуществляет его представитель – Светлана Николаевна Волкова. Однако очень многие частности и принципиальные моменты старой разработки меняются прямо в ходе работ, поскольку тридцать лет назад и требования, и материалы были совершенно иными. Сейчас заказчиком (а им является Росстрой) поставлена задача сделать дамбу не только действующей, но и красивой, достойно открывающей въезд в «культурную столицу». Нынешние проектировщики и реставраторы трудятся над ее решением, тщательно выверяя каждый совместный шаг. К примеру, по одним только водостокам проектное решение менялось несколько раз, не говоря уже о более крупных деталях. Последними штрихами архитектурного оформления станут столбики с якорными цепями на парапетной части. Используемый в отделке гранит поступает из Ладожского урочища Кондопога в Карелии и имеет серо-розовый цвет с доминированием розовых оттенков.
Один из практических вопросов – укреп­ление отделочного камня. Авторами проекта предусмотрено использование в этих целях специальных шайб из нержавейки. Правда, местные рыбаки уже ходят и облизываются, видя в них превосходные грузила. Во избежание повторения истории чеховского «Злоумышленника», шайбы сверху маскируются под камень и прячутся под накладные чугунные элементы.
Помимо всего перечисленного, есть еще и невидимая, но оттого не менее сложная часть производственных работ, связана она с наличием технологических проемов в местах вхождения гидрозатворов в воду. Авторами проекта принято решение опустить отделочные работы практически до уровня воды, причем произвести их как с российской стороны, так и с финской (правда, в последнем случае без использования кальматрона). В настоящий момент компания «СИНКО» уже приступила к этим технологически непростым операциям, производя их методом промышленного альпинизма.
Строительство дамбы идет опережающими план темпами, что для «СИНКО» является нормой в том случае, если ей никто не мешает. Думается, что секрет успеха заключен в умении руководства правильно подобрать и расставить людей, на которых будет можно опереться. Во время интервью директор предприятия познакомил нас с начальником одного из участков работ – Сергеем Гаджиевым. Тот, в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию по своему «фронту работ», подумав и взвесив каждое слово, произнес великолепную фразу, достойную стать девизом всей фирмы: «Перед нами была поставлена задача – она нам оказалась по силам. Поставят следующую – ее мы тоже выполним».

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>