Дмитрий Ильин

НЕ НИЖЕ «ЗОЛОТА» :
«СТУДИЯ 44» ПРИВЕЗЛА
В ПЕТЕРБУРГ
ОЧЕРЕДНОЙ ТРОФЕЙ
ФЕСТИВАЛЯ «ЗОДЧЕСТВО»

Свое интервью с Н. И. Явейном, руководителем крупнейшей в городе архитектурной мастерской, захотелось начать «с места в карьер». Показалось не­безын­те­ресным узнать мнение одного из питерских золотых дипломантов последнего «Зодчества», учитывая, что сам он выступает не только как участник фестиваля, но временами входит в состав его жюри, а то и возглавляет судейскую команду по одному из разделов. Комплексный петербургский стенд, вывезенный этой осенью в первопрестольную, Никита Игоревич, кстати, назвал очень удачным. Касаясь же своего непосредственного участия в «Зодчествах», архитектор все сформулировал в ответе на наш вопрос.
– Стоит ли петербуржцам из года в год доказывать свое «я» в Москве, суетной и ревнивой? Может, нам хватило бы и собственного «Архитектона»?
– Что бы там ни говорили насчет возрастающей представительности столичных архитектурных конкурсов, куда, кстати, нашу мастерскую стабильно приглашают, все они, за исключением смотра «Зодчество», так, в сущности, и остаются «московскими тусовками». Они неплохо пиар-раскручены, за происходящим там все время очень интересно наблюдать, но не более. Тем временем фестиваль явно набирает обороты и в силу федерального статуса, и за счет расширения зоны охвата. Так что «главным архитектурным событием года» его можно называть без малейшего преувеличения.
Иной раз это мероприятие упрекают в некоторой необъективности результатов или даже в определенной политической подоплеке, в особенности когда речь идет о присуждении главного приза. Нет смысла с этим спорить, однако «Зодчеству» нет аналогов по массовости и репрезентативности. Поэтому свое участие в нем мы всякий раз подтверждаем и обеспечиваем. На петербургском фоне суммарный (за несколько лет) результат нашей мастерской, который, правда, ни с кем еще не сравнивался в российском масштабе, считаю, очень неплох – два «Хрустальных Дедала», восемь Золотых дипломов и т. д.
– Минувшая осень не стала исключением, и, пользуясь подходящим поводом, мы поздравляем ваш коллектив с очередной профессиональной наградой…
– Так вышло, что мы ограничились показом только своего комплекса у Ладожского вокзала. Готовить и выставлять что-то еще из проектов, признаюсь, не было времени, а построек, полностью законченных к тому моменту, у нас не было. В итоге оказалось, что со своим единственным экспонатом мы и на этот раз «попали в точку».
– Закономерен вопрос: как это удалось?
– Наверное, никакого особого секрета в этом искать не нужно. Просто работа и для Петербурга выглядела достаточно ново, и получилась необычной в принципе, что, может быть, и не всегда приветствуется, однако в идеале должно поощряться. Впрочем, родился сам проект как некая альтернатива башне Газпрома – говорят, «если не можешь противостоять – попытайся возглавить». В рамках дискуссий, сопутствовавших продвижению идеи «Охта-центра», в которых я не слишком хотел, но, тем не менее, вынужден был участвовать, сложилось довольно четкое представление о том, что можно, а чего не стоит делать в нашем городе. Сейчас «небоскребный вирус» обширно поразил умы действующих архитекторов и их заказчиков – все мы им переболеем, увы, нескоро. При этом очень хочется, чтобы это увлечение не привело к патологическим изменениям городского ландшафта, губительным для архитектурной репутации Санкт-Петербурга.
– Это к теме мотивации, но, надо полагать, не только «градостроительный патриотизм» спровоцировал решение взяться за данную разработку?
– Дополнительный интерес к проекту продиктован его качественной новизной, необходимостью пересмотра конструктивных походов, прежних технологических наработок. Мы отдавали себе отчет, что от студии ждут не просто красиво нарисованной картинки – объект предстоит строить, а нам, в свою очередь, – обосновывать и согласовывать всю совокупность решений. Внутри студии даже произошла соответствующая организационная перестройка. Во-вторых, нам хотелось внести свой вклад в разговоры о том, каким может быть современный петербургский «кластер высотных доминант»: ведь пока этот термин существует только в теории, в новых Правилах застройки города.
В этом смысле мы позволили себе выступить лоббистами высотной застройки территории у Ладожского вокзала – значимой точки, которая фактически является завершением оси Невского проспекта. При всем том, градостроительная ситуация в этом месте урегулирована не самым лучшим образом, да и в перспективе, несмотря ни на что, она вряд ли будет идеальной. Одна из проблем состоит в сложившемся здесь случайном характере формирования застройки, который можно и нужно визуально подкорретировать, упорядочить хотя бы при взгляде с дальних точек. Наш своего рода «стоунхендж», вершины которого образуют пятиугольник, как представляется, очень по-петербургски фиксирует значимое место в пространстве и систематизирует его. Хотя, обратите внимание, в прежней архитектурной истории города с присущей ей ордерной схемой не могло быть ничего подобного. Вступают в силу совершенно иные композиционные законы, но при этом в пирамидальных формах наших «кристаллов», в монументальности их совокупного образа можно уловить явные отголоски первоначальных архитектурных импульсов северной столицы.

Комплекс высотных зданий
у Ладожского вокзала,
вид с пр. Энергетиков
Пирамидальное здание
Пять пирамидальных объемов
формируют пятиугольную площадь

– Предположу, что дополнительным фактором обращения к этой работе послужило то, что и самим вокзалом в свое время занимались тоже вы. Получается как бы градостроительное продолжение?
– Разве что в какой-то мере… Тот проект я бы с самой большой натяжкой назвал «градостроительным» – слишком короткие сроки, все сочинялось спонтанно, в духе ранних рыночных преобразований – сначала по проекту другой мастерской был возведен огромный магазин, потом пришла идея построить за ним вокзал и т. д. Тогда со своей стороны мы попытались хоть как-то выправить ситуацию, придать ей более или менее стройные черты и разумные пропорции. Сегодня вроде бы появляется возможность развить процесс в масштабах всего градостроительного узла, но, к сожалению, опять без кардинальной ломки диссонирующих домов. Например, почти всем очевидно, что по-хорошему здешний торговый центр следовало бы снести, но вряд ли кто-то отважится на этот шаг.
– Как правило, при обсуждении на градсовете и в прочих инстанциях петербургские проекты такого масштаба вызывают претензии насчет решенности транспортной схемы…
– В этом отношении нам несколько больше повезло, чем тому же «Охта-центру»: в отличие от него новое строительство у Ладожского вокзала отнюдь не грозит транспортным коллапсом. Во-первых, оказалось проще обеспечить автостоянками все здания своего комплекса – общее количество машиномест около 2 тыс. Каждая из высоток по проекту снабжается пятиэтажной подземной парковкой, плюс под эти цели полностью отводится крыша реконструируемого торгового комплекса. Во-вторых, все наши объекты напрямую привязаны к метро, и можно прогнозировать, что львиная доля пассажирских перевозок здесь придется на данный вид транспорта. В третьих, согласно Генеральному плану развития Санкт-Петербурга, относительно скоро будет осуществлена «пробивка» проспекта Энергетиков, по которой путь до КАД займет считанные минуты.
Таким образом, вся насыщенная жизнь будущего квартала если и не облегчит автотранспортную нагрузку на центральную часть города, то, во всяком случае, не создаст дополнительных сложностей. Больше того, функционально наш комплекс призван «оттянуть» часть офисов из исторического центра – место перспективное, с большим потенциалом развития, и даже престижное. Налицо территориальная близость к Невскому, а в скором будущем и к Кольцевой магистрали, наличие прямого сообщения с узловыми станциями метрополитена, что в совокупности исключает микрорайон из списка периферийных. Обеспечивается и визуальная связь со старым Петербургом, хотя анализ по специальной методике убедил, что наши небоскребы не нанесут ущерба силуэту города. Они не видны ниоткуда из центра, разве что с оси Тучкова моста, да и то лишь теоретически. Зато объект будет хорошо просматриваться с пл. Александра Невского, что, на наш взгляд, не является минусом.
– Всегда любопытно приоткрыть завесу тайны над авторским знанием проблемы, узнать, что называется, из первых рук, насколько скоро, в частности, сам проект удастся воплотить в жизнь. Затея дорогая, прогнозы в наше время – вещь вообще неблагодарная, тем не менее?
– В «Студии 44» создана специальная бригада, занимающаяся только этой темой. Предпроектная часть завершена, фактически выполнена и первая часть стадии «Проект». Имеются некоторые юридические сложности с небоскребами, которые неизбежны, если строительство ведется не в Москве, а где-то еще. Проблема вытекает не из нашего высотного регламента (с этим все в порядке), а из установленной законом процедуры согласования высотных объектов. Этот закон у нас очень мудрен и противоречив.
В настоящий момент у нас уже возводится левая башня из первой очереди комплекса, по правой – пока идут проработки, поскольку дело здесь осложняется вопросами расселения. Думаю, как только они будут решены, на площадке тут же начнут забивать сваи. Что касается проекта планировки всего участка застройки, то он вступил в финальную фазу утверждения.
– Долгостроя, надеемся, не случится. Теперь (принцип контраста, знаете ли!) хотелось бы продолжить разговор, переключившись с нового строительства на сохранение архитектурного наследия города. Оно, по логике вещей, должно выступать квинтэссенцией любых проектов реконструкции исторических объектов. Данное направление также актуально, тем более, что известно, насколько мастерская Никиты Явейна хорошо преуспела в таком деле. Прежде мы не раз об этом писали. Сегодня у редакции есть планы сосредоточиться на еще одном значимом объекте приложения сил «Студии 44» – дворцово-парковом ансамбле «Михайловская дача». После его реконструкции в этом пригороде должен появиться целый функционально и образно законченный городок из объектов Высшей школы менеджмента СПбГУ. Для тех, кто следит за событиями в архитектурной жизни Петербурга, это не окажется открытием, так же, как и то, что саму стройку здесь намечено завершить к 2010 г.
– Здесь мы имеем дело с последним по времени возникновения звеном в цепи резиденций императорской фамилии по Петергофской дороге. В начале ХVIII в. на этом месте располагались «приморские дворы» или «докторские дачи» личных врачей Петра I. Позднее домами в Михайловке в разное время владели глава Монастырского приказа Мусин-Пушкин, фельдмаршал Миних, гетман Малороссии и президент Академии наук Разумовский. Благодаря последнему усадьба некоторое время называлась «Гетманской мызой». В начале XIX века здешние строения были объединены, после чего имение целиком отошло к княгине Шаховской, в очередной раз сменив название на «Монкальм», что в переводе с французского значит «мой покой». В 1834 г. участок со всей недвижимостью был куплен для устройства резиденции младшего сына императора, великого князя Михаила Николаевича. Вскоре все деревянные постройки разобрали, облагородили дачные зеленые массивы, высадив сотни лип, дубов, елей, ясеней, лиственниц и берез, вырубив больные насаждения. Была расчищена сосновая роща к югу от шоссе, осушены болота, проложена прибрежная Морская дорога, сооружены проезжие и пешеходные мосты.
В 1850 г. Николай I повелел архитектору Штакеншнейдеру составить проект нового дворца и одновременно возвести в Михайловском имении две новые оранжереи с домом садовника. В дальнейшем тему постарались развить другие выдающиеся зодчие той эпохи – Шарлемань и Боссе. Закладка дворца состоялась в 1858 г., помимо него, были возведены Кухонный и Конюшенный корпуса, а старый дом Разумовских перестроен в Кавалерийский или Гофмейстерский. Тогда же соорудили караулку, еще одну оранжерею, егерский дом с псарней, мосты и плотины, оформили главный въезд в парк. Дворец окружили многочисленные парковые сооружения: перголы, веранды, статуи, фонтаны. Когда спустя четыре года основные работы по ансамблю завершились, великокняжеское имение превратилось в сложный пейзажный архитектурно-ландшафтный комплекс на двух террасах, основой композиции которого являются две центральные оси, соединяющие с Верхней Петергофской дорогой – Гофмейстерский и Церковный проезды. Все, что строилось здесь дальше, представляло собой не особенно значительные сооружения  – небольшая чугунная часовня, гараж, кегельбан, теннисные корты.
В нашей беседе я преднамеренно углубился в предысторию ансамбля, чтобы проиллюстрировать сложность реставрационной составляющей и объяснить, почему нам приходится очень внимательно соотносить свои композиционные и объемно-планировочные решения с воплощенными в разное время архитектурными замыслами предшественников.
Загородный кампус Высшей школы менеджмента СПбГУ на территории дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача»
После реставрации во дворце Великого князя Михаила Николаевича разместятся НИИ менеджмента и Центр подготовки руководителей
Группа студенческих общежитий и библиотека

– Надо полагать, что в прошлом веке, подобно другим дворцово-парковым ансамблям под Петербургом, Михайловскую дачу не обошли стороной утраты советской эпохи?
– На протяжении первых после революции десятилетий в имении располагались то учебно-воспитательная колония, то педагогический техникум. В годы Отечественной войны дворец сгорел, получили значительные повреждения другие здания ансамбля и парк. В 1945 г. «Михайловскую дачу» передали птицефабрике Ленмясокомбината. Эта организация отремонтировала ряд наиболее сохранившихся зданий, но продолжала разрушать все, что повреждено, разбирая дома на стройматериалы. Последним хозяином усадьбы в советское время с 1967 г. стал Кировский завод, причем в период 1970–79 гг. ее приспособили под базу отдыха по проекту арх. М. И. Толстого. Чуть раньше на основании Постановления Совмина РСФСР от 1960 г. дворцово-парковый ансамбль был взят под государственную охрану. Уже в наше время этот акт был продублирован президентским Указом 1995 г. и Постановлением Правительства РФ, изданным в 2001 г.
– Такой статус как-то повлиял на дальнейшую судьбу памятника?
– Поворотным в ней становится XXI век. Четыре года назад ансамбль отошел в ведение Управделами Президента, а в июле позапрошлого года в рамках национального проекта «Образование» был передан в оперативное управление Университета для создания Высшей школы менеджмента на базе его одноименного факультета.
– Правда, что первый камень в фундамент нового вуза заложил лично Владимир Путин?
– Да, и особое внимание со стороны «первого лица» объяснимо, раз речь идет о проекте, крупнейшем в нашей стране по масштабам бюджетного финансирования. Он ориентирован на формирование современной отечественной системы подготовки сотен специалистов частного и государственного секторов экономики. Комплекс занимает территорию в 104 га, а после строительства новых и реконструкции старых объектов полезная площадь здешних строений увеличится почти пятикратно (!) – с 22 до 100 тыс. м2. «Студия 44» здесь выступает проектировщиком, а генеральным подрядчиком – девелоперская компания Setl City. В конце сентября между ней и СПбГУ был подписан соответствующий государственный контракт.
– Есть повод процитировать президента холдинга Setl Group, в состав которого входит Setl City. Максим Шубарев отметил: «Перед нами стоит задача не просто реставрации объектов, имеющих большое историческое и культурное значение, но и приспособления исторических зданий к новым образовательным функциям в соответствии с нынешними международными стандартами бизнес-образования. Последнее обстоятельство существенно повышает сложность проекта». – Несмотря на это, согласно контракту, строители должны все сдать «под ключ» в 2010 г. Планируется поэтапный ввод новых объектов и реконструируемых зданий: первым делом в эксплуатацию будут введены главный учебный, административный и хозяйственный корпуса, научно-исследовательский институт, кампус и объекты инженерной инфраструктуры. К концу года намечается открыть Центр подготовки руководителей, гостиницу и физкультурно-оздоровительный центр, произвести работы по благоустройству территории.




Своим названием «Квартал за Гербом» обязан соседству с Большим Петергофским дворцом, украшенным гербом царской фамилии

– Допускаю, что эта совместная с компанией Setl City работа стала развитием предыдущей, тоже в Петродворце. Речь о комплексе, который с поры своего проектного младенчества успел получить условное, но поэтичное и очень подходящее Петергофу имя «За гербом». Нам довелось присутствовать на Градостроительном совете, когда там заслушивалась концепция «Студии 44». Автору разве что не аплодировали – так убедительно и блестяще вам удалось подать свой материал. Кто-то, конечно же, оппонировал, но большинству коллег нечего было возразить. Этот инвестиционно-девелоперский проект комплексного развития территории площадью 35,2 га, финансирование которого будет осуществляться Setl City совместно с другими привлеченными соинвесторами, также беспрецедентен для Петербурга.
– Здесь, в границах, обозначенных ул. Морского десанта и Разводной, Санкт-Петербургским пр. и Фабричной канавкой, предполагается реализовать основную идею – не меняя уникальной исторически сложившейся концепции зоны отдыха Петродворца, сделать ее максимально привлекательной для туристов и жителей соседних районов. Это подразумевает строительство апартаментов, спа-центра международного уровня, спортивно-оздоровительного клуба, бизнес-центра, паркингов, кафе и ресторанов. Общая площадь застройки 85 000 м2, а ориентировочная инвестиционная стоимость – $150–200 млн. Разумеется, что и эту работу обязательно должна была предварять серьезная историко-культурная экспертиза территории, которая помогла бы сберечь дух места и его архитектурную целостность.
– Тогда на всякий случай еще одна цитата, теперь от генерального директора Setl City Василия Селиванова: «Учитывая, что Петродворцовый район сейчас активно развивается, можно прогнозировать, что в ближайшем будущем количество посещающих его туристов значительно увеличится. Соответственно, стоимость объектов, предлагаемых к реализации в рамках проекта, будет конкурировать с ценой на аналогичные объекты в центре Петербурга. Кроме того, открытая торгово-развлекательная площадка будет привлекать не только гостей отелей и местных жителей, но и приезжих отдыхающих из других районов». – Важно, что у нас зона отдыха, прилегающая к коммерческим комплексам, не будет закрытой для посещения местных жителей и тех отдыхающих, которые не являются постояльцами апартамент-отелей. С одной стороны, вполне логично, что у многих занимающих апартаменты может возникнуть желание некоторой уединенности и приватности. С другой стороны, ограничивать свободный доступ публики к уникальной исторической территории недопустимо. Мы предложили следующий выход из положения: поверхность земли в зоне строительства отелей заглубляется относительно существующей отметки на 1,65 м. Это позволяет развести по разным уровням пешеходные потоки: туристы будут прогуливаться по заглубленным улицам, в то время как обитатели апартамент-отелей смогут переходить из дома в дом по мостикам, устроенным на высоте второго этажа. Кроме того, такой прием дает возможность, не выходя за рамки строгого высотного регламента, получить существенный прирост полезной площади. Внутренние пешеходные улицы, историческая сеть прудов и каналов, система открытых террас, лестниц, пандусов и мостиков, пересекаясь и накладываясь друг на друга, образуют микрорельеф, являющийся, на наш взгляд, органичным продолжением ландшафта Верхнего и Нижнего парков.
– Единственное, что мне остается, так это поблагодарить вас, Никита Игоревич, за очередной интересный рассказ о работах мастерской, пожелать коллективу новых творческих побед и профессиональных успехов. А нам будет о чем еще поговорить, и даже тема для следующего номера известна…

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>