Олег Самарин

НЕВЗИРАЯ НА ПОПРАВКИ
«Он опирался на свой колоссальный жизненный опыт
и профессиональные достижения,
но одновременно был открыт для дискуссий»

Сразу напомним, лучшей по итогам международного архитектурного конкурса на проект нового стадиона на Крестовском острове, состоявшегося в 2006 г., была признана концепция японца Кисё Курокавы. Сегодня она практически реализуется генподрядчиком по проектированию и строительству – петербургской компанией «АВАНТ» (гендиректор – Г. Е. Фельдман). Очень «в тему» будущий основной пользователь объекта – «Зенит» – успел стать чемпионом России, что послужило дополнительным поводом то и дело запускать по телевизору рекламный ролик, где ярый болельщик клуба артист Мигицко обосновывает состоятельность этого совместного начинания Газпрома и городских властей.
Тем временем, как любое крупное дело, стартовавшая здесь стройка вызывала и продолжает вызывать множество споров. В настоящее время основной вопрос, волнующий архитектурную общественность и, как всегда, неравнодушных к судьбе своего города петербуржцев можно сформулировать так: действительно ли в итоге всего мы увидим «космический корабль» великого японца, или это будет нечто иное? Не секрет, что в ходе доработок проект претерпел ряд изменений. Насколько они были необходимы и в какой степени повлияли на изначальный образ, можно дискутировать бесконечно. Между тем, заявление г-на Фельдмана, что все поправки на сегодняшний день согласованы лично с автором архитектурной концепции – бесспорный факт. Вот почему у российской стороны есть все основания утверждать, что на Крестовском острове, действительно, появится первое в стране творение Курокавы. К сожалению, самому великому мастеру результат собственного замысла, воплощенный в реалии, увидеть уже не доведется. Архитектор скончался 12 октября. Однако жителям и гостям города ждать остается недолго – стадион откроется в 2009 году. Думается, тогда разговор о художественных и функциональных особенностях объекта в нашем журнале будет более уместным и предметным. Сегодня же нам представляется более актуальной другая тема: как складывались взаимоотношения Григория Фельдмана с докто­ром Курокавой, и, главное, благодаря чему удалось избежать повторения истории со второй сценой Мариинки? К тому же, такой рассказ о встречах с одним из крупнейших архитекторов нашего времени послужит достойной данью его памяти.
Г. Фельдман:
– Первое впечатление от личного знакомства было достаточно тяжелым, доходило даже до швыряния друг в друга альбомов с архитектурной концепцией. Впрочем, иначе, наверное, и быть не могло, так как пришлось в очень сжатые сроки, без раскачки и привыкания друг к другу, сразу же приступать к практической работе. А ведь культурные, характерологические отличия, разницу в ментальности никуда не денешь, тут нужно время на «притирку». Его как раз и не было. Только на подписание контракта у нас ушло почти два месяца. В итоге, Курокава завизировал его согласно всем требованиям Российского законодательства. На каждом из 360 листов чертежей архитектор поставил свою подпись и печать (пришлось долго ему объяснять, что в России, в отличие от Запада и Востока, это совершенно необходимо, поскольку у нас гораздо более зарегулированная архитектурно-строительная отрасль). Словом, подходы настолько разнились, что сопрягать их было крайне трудно. Преодоление этой пропасти можно считать гигантским достижением всей нашей команды. В одиночку такого не сделать.
В выстраивании отношений с Курокавой лично мне помогла совершенно случайная на первый взгляд деталь: мой интерес к японскому оружию, и в частности – знание технологии изготовления меча катана, что вызвало у мастера нескрываемое уважение. Вот таким образом, на каких-то культурных моментах, удалось найти общий язык. Потом все складывалось намного легче, наладилось обычное, даже, можно сказать, дружеское общение. Мы много беседовали с ним о культурных традициях, истории, философии… Я даже побывал у него дома, хотя в этом уже, разумеется, не было рабочей необходимости.
– Что повторения истории с Мариинкой не случится, вы не раз заявляли публично.
– Откуда бралась такая уверенность?.. Просто знаю, что «глаза боятся, а руки делают». Понятно, что нет никакого «закона», согласно которому вас в работе с именитым иностранным архитектором обязательно ждут проблемы. Это вопрос организации процесса, методики, в чем у меня, в самом деле, накоплен большой опыт. Плюс всегда присутствует вера в свои силы. Впрочем, сказать, что я все рассчитал и во всем был уверен на сто процентов, по меньшей мере, несерьезно. Взглянуть на архитектурную концепцию Курокавы и сходу все понять, пожалуй, не удалось бы никому, а времени, повторюсь, чтобы детально разбираться, было крайне мало. Лучше сказать, его вообще не было: когда от момента подведения итогов конкурса до объявления тендера на проектирование и строительство проходит всего месяц или день – разницы никакой. Поэтому в проектах такого рода всегда есть элемент риска. Подтверждением этому в нашем случае являются, например, изменения в объеме выполненных земляных работ. К примеру, вместо 200 тыс. кубометров грунта, которые предполагалось срыть, фактически «подняли» более 800 тыс. Площадь внутренних помещений увеличилась со 105000 м2 до 174000. Это гигантские изменения. К тому же, нельзя забывать, что наш объект – это огромный многофункциональный комплекс, который в этом смысле просто невозможно сравнивать с каким бы то ни было действующим стадионом мира.
– Довольно близкое общение с такой неординарной личностью наверняка оставляет яркий след в памяти?
– Если говорить об общем впечатлении от этого человека, то для меня основной его чертой была независимость. У Курокавы на все было свое мнение, и другие суждения не могли вот так сходу на него повлиять, кому бы они ни принадлежали. Он опирался на свой колоссальный жизненный опыт и профессиональные достижения, но одновременно был открыт для дискуссий. Кончина Курокавы – конечно, очень печальное событие, но на нашу работу оно не повлияет, поскольку все, что требовалось от автора концепции, архитектор сделать успел. И петербургский стадион займет свое место в списке произведений великого мастера.



Макет футбольного стадиона на Крестовском острове
в составе объединенного стенда Санкт-Петербурга
на фестивале «Зодчество-2007»

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>