Ирина Радченко

ПЛЮСЫ «КОРПОРАТИВНОЙ ДЕМОКРАТИИ»

Не так давно к названию «Петербургского Архитектурного Товарищества» добавилось уточнение: мастерская «Головин & Шретер». Шаг этот не является следствием какой-то исключительной претенциозности, а, как утверждают сами архитекторы Антон Головин и Александр Шретер, предпринят в основном из практических соображений. Проектный рынок Северной столицы изначально и сейчас продолжает формироваться как авторский. Поэтому и продвижение, и успех здесь во многом зависят от конкретного имени. В свою очередь современные заказчики и инвесторы также придают вопросу персонификации все большее значение. Если подразумевать под архитектурой в первую очередь искусство, то такая расстановка акцентов вполне оправданна.

Тем не менее, определенные основания заявлять о себе как о полноправном участнике проектного процесса в масштабах Петербурга у этого творческого коллектива появились по истечении шести полных лет самостоятельной работы (товарищество создано в 2001 г. – прим. авт.). Благодаря успешному участию в целом ряде перспективных конкурсов, реализации и началу выполнения новых проектов разного функционального свойства, фамилии молодых авторов оказались, что называется, «на слуху» у коллег, потенциальных клиентов и партнеров. Достаточно пробежаться по страницам недавно обновленного сайта мастерской, чтобы понять: даже с поправкой на нашу особую питерскую требовательность к объемно-планировочным и эстетическим частностям здесь, действительно, успели создать немало интересного. А сколько новых идей ждут своего воплощения! Команда единомышленников, средний возраст которых – 30 лет, отличается не только свежестью мысли и оригинальностью подхода, но и невероятной работоспособностью.
Незадолго до нашего разговора с руководителями мастерской мы подводили своего рода итоги архитектурного года с председателем КГА Александром Викторовым. Тот в качестве позитивного примера деятельности новой генерации зодчих не преминул отметить проект недавно построенной в Петербурге церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Эта работа «Петербургского Архитектурного Товарищества» не только была удостоена серебряного диплома «Архитектон-2007», но, как выяснилось, имеет весьма интересные истоки и конкурсную предысторию.


Часовня на Троицкой пл. Санкт-Петербург, 2002 г.
А. Шретер:
– Тема получила свое начало еще в 2002 г., когда наш проект часовни на Троицкой площади занял второе место в открытом конкурсе. Созидать нечто свое, но в ключе православных зодческих традиций показалось нам чрезвычайно увлекательным и профессионально важным делом. На эту работу обратил внимание известный художник И. Г. Уралов. Именно он и предложил нам в дальнейшем заняться храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Поскольку предстоящая проектная задача отличалась определенной новизной, внутри коллектива был устроен свой небольшой конкурс. Каждый из наших архитекторов представил собственное видение будущего объекта, потом настал черед обсуждения вариантов и выбора базового эскиза. «Дорисовывали» его уже сообща, стараясь отыскать оптимальные решения и дать возможность творчески высказаться всем.
А. Головин:
– На самом деле внутренний конкурс идей и последующая совместная доработка наиболее удачного предложения – это обычная практика в нашей мастерской.
А. Шретер:
– Мы еще достаточно молоды, оттого, наверное, в структуре мастерской не выявилось некоего жесткого лидера, и пока, слава Богу, все проникнуто нормальной дружеской атмосферой. Допускаю, трудиться «под одним начальником» в какой-то мере проще – что тот сказал, то и следует сделать, но у нас изначально повелось по-иному. Такая корпоративная демократия заставляет всех без исключения думать, предлагать и в полной мере отвечать за свои профессиональные действия. Конечно, бывает непросто справиться с обычными человеческими эмоциями, когда побеждает чья-то, а не твоя концепция, которую надлежит понять, принять и потом вместе с коллегами развить, но, с другой стороны, в своей авторской работе сложнее усмотреть какие-то недостатки, чем в чужой. Так что в творческом плане подобная состязательность, сопровождающаяся конструктивной критикой и завершающаяся совместной доработкой проектов – это совершенно нормальная вещь. Главное, чтобы происходило это внутри коллектива единомышленников, исповедующих одинаковые архитектурные ценности.
Да и в целом в этой мастерской к любой работе принято относиться как к первой и последней, с тем особым чувством, что «она единственная, и только так ее можно сделать». Такой взгляд на вещи архитекторам привил академик А. В. Жук, у которого им посчастливилось учиться.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Санкт-Петербург, Курортный р-н

А. Головин:
– Для нас упомянутая главным архитектором работа в определенном смысле оказалась этапной. Во-первых, речь шла о строительстве храма, что исторически и до сих пор воспринимается архитекторами как особо почетная и ответственная миссия. Правда, тут стоит обратить внимание и на другой важный момент: нас абсолютно не ограничивали сметными вопросами, о чем большинство коллег может только мечтать. Кроме того, в процессе ведения этого проекта мы трудились вместе с известными художниками из группы «ФОРУС», которые декорировали церковь своими мозаиками и писали иконостас. Эта часть работы была особенно интересной, хотя и проблемной одновременно. Иконостас, к примеру, получился не сразу. К его общему решению пришли где-то через полгода, когда результат устроил всех.
В текущем году, кроме серебряной награды на городском архитектурном смотре, это здание удостоено диплома «Знак соответствия-2007» от Всемирного клуба петербуржцев и занесено в его «Белую книгу». Еще раньше, на проектной стадии, церковь отмечена дипломами конкурсов «Архитектон-2003», «Зодчество-2003» и золотым дипломом I Минского международного конкурса «Леонардо-2005». Все это можно трактовать в качестве официальных подтверждений правильности избранного формата и творческой идеологии мастерской «Головин & Шретер». Основной принцип, которым руководствуются здесь: архитектура есть искусство, центром которого является человек. Причем его совсем не стоит воспринимать как спасительную апелляцию молодежи к хрестоматийному постулату. В данном случае он уже основательно проверен практикой. Антон и Александр усматривают основное направление своего творчества в создании таких зданий и сооружений, которые, обладая ярким образным решением, становятся уникальными произведениями современного архитектурного искусства. К тому же, независимо от масштаба объекта, подход к решению проектных задач остается индивидуальным.


Теннисный клуб. Санкт-Петербург, Курортный р-н, 38 км. 2003 г.
А. Шретер:
– В общей сложности мы выполнили примерно полтора десятка конкурсных проектов, многие работы были отмечены дипломами и памятными знаками. Для мастерской это не самоцель, и даже не популяризация творчества, а важный его элемент. Что-то в итоге получается более удачно, что-то – менее, хотя именно в конкурсе ты можешь освободить мысль и фантазию от финансовых сдержек, предложить нечто неординарное. И это самое важное.
Наша мастерская на нынешнем этапе своего развития уже пытается – правда, постепенно – вый­ти за пределы этой весьма ограниченной ниши. Безусловно, еще слишком рано рассчитывать на «вал заказов» по объемным проектам – пока есть смысл говорить о разовых работах. В качестве одной из иллюстраций привел бы многофункциональный торгово-развлекательный центр в районе Шувалово-Озерки (кв. 12, корп. 29в). На конкурсе «Леонардо-2005» он получил серебряный диплом. Это единственное в Петербурге здание с 35-метровой в диаметре сферической оболочкой. В свое время дипломом «Архитектон-2005» была отмечена идея мастерской, положенная в основу проекта многоквартирного жилого дома на Ждановской наб., 25–27. Годом раньше аналогичную награду жюри этого смотра-конкурса присудило теннисному клубу в Курортном районе, который мы делали совместно с известным архитектором Яковом Волошиным. Из других объектов отмечу 25-этажный жилой дом, строящийся по нашей архитектурной идее на пр. Королева.


Многоквартирный жилой дом. Санкт-Петербург, Ждановская наб., 27, 28. 2005 г.

В структуре работ мастерской достаточно весомую часть занимают частные дома. Занимаясь такими проектами, мы стараемся избежать стандартизации подходов и уверены, что многое в образном их решении всегда будет зависеть и от места, и от исторических обстоятельств, и от конкретных человеческих запросов. А это уже отдельная тема уместности архитектурных решений.
А. Головин:
– Мы ведь не просто так называем свое занятие искусством, центром которого является человек. Если приглядеться, то и все построения наших объектов как бы подчинены человеческим пропорциям. Зная, что наша петербургская архитектурная школа всегда отличалась умением тонко уловить гармонические ряды строения тела и души homo sapiens, надеемся приумножить ее успехи и своим творчеством.


Многофункциональный торгово-развлекательный центр.
Санкт-Петербург, Шувалово-Озерки, квартал 12, корпус 29в. 2003 г.


>> К СОДЕРЖАНИЮ >>