Игорь Разживин

ТВОРЧЕСКИЙ УНИСОН
ВОЗВРАЩЕНИЕ К АРХИТЕКТУРНОМУ
СИНТЕЗУ ИСКУССТВ

Каким бы разносторонним и универсальным ни старался быть тот или иной архитектор, если это действительно стоящий мастер, он со временем обязательно становится узнаваемым. C профессиональным и жизненным опытом удается отсечь много лишнего, узреть главное и дальше двигаться по своей стезе согласно точному маршруту. Рынок тем временем трансформирует запросы, параллельно меняется архитектурная мода, у одного и того же автора могут рождаться произведения, самые разные по назначению и объемам, образам и стилю. Однако некоторые общие, хотя порой и не сразу уловимые черты продолжают угадываться в каждом его проекте. Еще ощутимее это, когда речь идет об определяющей теме творчества.
Для Василия Никифоровича Питанина, нынешнего главного архитектора ЗАО «Дальпитерстрой», на всем протяжении его долгой профессиональной карьеры таким лейтмотивом стало проектирование новых зданий в местах исторической застройки Петербурга. Задача эта хоть и благодарная, зато не такая простая, как где-нибудь еще. У нас городской центр – уже сам по себе памятник, а оттого он всегда становится требовательным, и даже может казаться капризным, едва дело доходит до свежих «вкрап­ле­ний» в базисный архитектурный слой. «Законсервировать» все в положении, соответствующем определенному году и даже веку, возможным не представляется – мегаполис, да еще современный и смотрящий в Европу, как-никак. Строить и реконструировать в охранных зонах так или иначе придется. Вопрос в том – каким образом. Тут уже цель зодчего становится сродни реставраторской: сохранить образную суть, ни малейшим образом «не навредив» сложившимся ансамблям. Хорошо, когда наравне с проектировщиком эти вещи понимают инвесторы с девелоперами.
В. Питанин:
– Мне в этом смысле очень повезло с нынешним заказчиком или, правильнее будет сказать, работодателем. С одной стороны, влившись в штат Дальпитерстроя, я получил возможность реально работать по своему излюбленному направлению, с другой – между нами нашлось много общего в трактовках проектных задач. С самого начала генеральный директор компании Аркадий Анатольевич Скоров, словно прочитав мои сокровенные мысли, определил линию будущего взаимодействия: создавать объекты, современные по наполнению, но историчные по звучанию и, главное, внешне насыщенные деталью, которая поможет фиксировать их образы. Оказалось, что не только художник, но и современный руководитель способен понять и тонко почувствовать роль синтеза искусств в архитектурном проектировании. Его элементы, если вы обратите внимание, в той или иной мере присутствуют во всех работах, которые я веду в составе ООО «Строительная компания «Дальпитерстрой». Это, в частности, уже построенный дом на Манежном переулке, о котором подробно рассказывалось в прошлом журнале, а также объекты на улицах Лабутина и Гороховой.


Декоративные элементы скульптурной отделки на этапе изготовления отливок

Синтез, некогда поощряемый, признававшийся не просто уместным, но и необходимым разделом архитектурной лексики, в один момент оказался хорошо и надолго забыт. По времени это почти совпало с эпохой развенчания культа личности, сопровождавшейся новым витком борьбы с излишествами в материальных и нематериальных искусствах. Дальше наступили десятилетия, когда авторская архитектура начала постепенно сдаваться под натиском типовой. Синтезировать искусства и фантазировать насчет детали при тогдашних «грандиозных масштабах» и «опережающих темпах» становилось попросту некогда. Уже в наш компьютерный век, который сопровождается сменой функционального инструментария проектировщика, проблема дополнительно усугубляется. Сам Василий Никифорович, признанный мастер архитектурной графики, который предпочитает «сочинять» свои дома, вооружившись привычными карандашом и сангиной, пастелью и акварельными красками, ничего не имеет против виртуальных технологий в принципе. Наоборот, он считает их появление закономерным, а развитие – необходимым. В то же время в проектном бюро строительной компании «Дальпитерстрой» стартовый импульс замысла, концептуальная идея обычно появляется не на экране монитора, а на альбомных листах, чертежах на ватмане. На следующем этапе к работе своего руководителя подключается весь многочисленный отряд остальных специалистов, происходит компьютерная адаптация работы, которой требуют нынешние стандарты подачи. К прорисовке деталей у Питанина тот же подход – он убежден, что и самая совершенная AutoCad’овская модель вряд ли способна передать чувства и мысли художника.
Один из строящихся сегодня объектов – дом под золотым куполом, расположенный на ул. Тележной, 15, между станциями метро «Площадь Александра Невского» и «Площадь Восстания». Сюжет горельефа, который украсит фасад, облицованный натуральным гранитом, подсказан В. Н. Питанину местом, точнее, его близостью к Александро-Невской лавре. Образ святого князя, навеянный мотивами православной иконописи, стал темой декоративного оформления здания.


Строительная площадка комплекса «Адмиралтейский» на ул. Лабутина, 18

В. Питанин:
– Вспоминается, как быстро мы нашли общий язык с Михаилом Константиновичем Аникушиным, когда меня ввели в Городской художественный совет. Великий скульптор то и дело «подзадоривал» вашего покорного слугу поактивнее заняться синтезом применительно к проектируемым объектам. Однажды это даже вылилось в большую работу, которая, правда, относилась к индустриальной архитектуре. Началось все благополучно, но потом так же благополучно и закончилось – сейчас не помню точно, то ли из-за отсутствия денег, то ли оттого, что государственный интерес к зданию вообще иссяк… С той поры минуло около тридцати лет, и вот только сегодня у меня появилась действительная возможность реализовать многие из возникавших еще тогда идей. Здесь важно, что дирекция нашей компании, активно вмешиваясь в процесс, не только не мешает ему, но помогает работе с той стадии, когда образ здания еще только выкристаллизовывается. Спорим, устраиваем настоящий «мозговой штурм». Возникает тот творческий контакт, благодаря которому можно рассчитывать на достойный результат воплощения проекта.
Если существует такой унисон, продвигать рожденные сообща замыслы, согласовывать их во всех положенных инстанциях гораздо легче – многое становится просто делом техники. За плечами у Василия Никифоровича полвека профессионального стажа, доскональное знание проектного рынка, высокая авторская репутация и целая система важных связей. В этом плане приглашение такого человека на пост главного архитектора является со стороны руководства ЗАО «Дальпитерстрой» очень обоснованным и прагматичным шагом.
В. Питанин:
– Многие игнорируют деталь из чисто меркантильных соображений: дескать, так объект получается дешевле. Но ведь и тот же скульптурный декор можно выполнять без особого увеличения стоимостных проектных параметров – достаточно внимательно изучить отечественный и зарубежный опыт, предлагаемые рынком технологии. Цена квадратного метра вырастет не так существенно, а образ строения обретет дополнительную выразительность, завершенность, что неминуемо скажется на его потребительской привлекательности. Занимаясь наружным убранством дома на Манежном, мы прибегли к помощи субподрядной организации, которая специализируется на производстве лепных элементов по современным технологиям и из новых материалов. Выглядит это не хуже, чем скульптурная отделка, выполненная в традиционных техниках, а готово простоять ничуть не меньше. Отливки делаются в стационарных условиях мастерской по моим эскизам, после чего уже авторской рукой доводятся до тщательного соответствия своему графическому прототипу.
Декоративное решение отделки фасадов другого нашего дома – на ул. Лабутина, 18 – возводимого в составе жилого комплекса «Адмиралтейский», получило иное тематическое наполнение. Здесь главными героями выступают ангел, держащий в руке на манер державы сферу с изображением парусника, и львы, охраняющие якорь – символ Балтийских ворот России. Эти образы, на мой взгляд, довольно символичны, очень точно перекликаются с «морским» названием комплекса.
Дом также оснащен всей атрибутикой современного элитного жилья, плюс имеет подземную автостоянку. Работа, безусловно, обещает стать одной из интереснейших реализаций последнего времени в историческом центре, а квартиры здешние заранее претендуют на неплохой спрос.
В персональной мастерской Василия Никифоровича обратил на себя внимание один холст на подрамнике, начатый, судя по всему, не так давно. Будущая картина и этюды, что лежали тут же в кабинете мастера, изображали мифическую Ундину. Чуть позднее во время, как обычно, любопытной экскурсии по лабиринту комнат этот же персонаж обнаружился в чертежах фриза одного из проектируемых зданий. В творчестве Питанина-живописца и Питанина-архитектора происходит очередное пересечение образов.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>