Светлана Седова

ПЕТЕРБУРГ НА «ЗОДЧЕСТВЕ-2007»:
«ЗОЛОТО, ПОКРЫТОЕ СЕРЕБРОМ»

18–21 октября. XV Международный фестиваль «Зодчество-2007» в Московском ЦВЗ «Манеж». В смотре-конкурсе «Архитектура и градостроительство регионов и городов России. Национальные приоритетные проекты» Санкт-Петербургу вместе с Пермским краем достались второе место и серебряный диплом. На первом оказались Татарстан и Екатеринбург. Бронзовыми дипломантами стали Московская область и Самара. Независимо от официально провозглашенных итогов, Северной столице, представившей на всеобщее обозрение свои настоящие и будущие градостроительные достижения в формате единого стенда, есть чем гордиться. По непредвзятым отзывам публики и оценкам околофестивальной критики, наша экспозиция выглядела наиболее цельно и в лучшем смысле «архитектурно». Красивость подачи – вопрос отдельный, хотя в этом смысле хайтековский дизайн в сочетании с питерской классицистичностью смотрелся в Центральном выставочном зале «Манеж» очень даже эффектно.
«Серебро» – тоже хорошо, особенно когда оно такой высокой пробы. Постфактум можно порассуждать, например, о таких вещах, как некая путаница насчет того, по какой категории надо было оценивать Петербург: «субъекты федерации» или «города». Мы – и то, и другое одновременно. Во-вторых, в последнее время к происходящему в граде Петровом все стали относиться с «московской» долей ревности. Есть отчего: по уровню инвестиционно-строительной привлекательности и числу «звездных» архитектурных конкурсов мы теперь бьем все рекорды, а с «Зодчеств», как правило, увозим максимум возможных регалий по всем основным номинациям. Минувший фестиваль, кстати, не стал исключением. Говорят также, что определенную роль в распределении призовых мест сыграл субъективно-политический фактор – татарскому президенту Шаймиеву как раз подоспел юбилей. «Круглых годовщин» в северостоличных властных кругах, увы, не случилось.
Имеем, что имеем. Тем же, кто не сумел в фестивальные дни побывать в Манеже, предлагаем совершить экскурсию по стенду вместе с Александром Прокофьевым, начальником отдела ландшафтного проектирования КГА, членом Союзов архитекторов и художников России, руководителем авторского коллектива, занимавшегося дизайном экспозиции.




А. Прокофьев:
– К мысли представить сегодняшний и завтрашний Петербург в виде визуально открытого и реально доступного пространства подтолкнула сама конфигурация нашего генплана на текущий год. Карта градостроительного освоения территории, развернутая на манер подковы, словно подсказывала: этот макет должен повторить ее, став центральным экспонатом, причем не как одиночное, выхваченное из контекста событие, а как некое масштабное, включающее несколько слоев. Нижним из них выступал ковролиновый пол с изображением береговой линии Финского залива. Размер выставочной площадки – 15х6,5 м – позволял развернуться, да и с местоположением нам повезло: посетитель, попадая в Манеж, сразу же оказывался в Петербурге, мог «прогуляться» по заливу и воочию убедиться, какие интересные перемены ожидают в ближайшие годы облик нашего города.
Второй слой как бы парил над первым. На прозрачных опорах был смонтирован подковообразный, вписанный в прямоугольник 10х5 м, макет-фотофиксация из космоса в масштабе 1:9000. Внутрь «подковы» можно было войти и зрительно обозначить зоны наших наиболее ярких архитектурных событий. Над каждой из них, в свою очередь, мы поместили ее макетную иллюстрацию в укрупненной редакции, в цвете, с прорисовкой деталей. Таким образом, зрителю становилось сначала ясно, где конкретно, а потом и что именно в Петербурге происходит. Появлялась иллюзия «наведения увеличительного стекла».
Поскольку эта выставка нами трактовалась не как сухой отчет о проделанной работе, а больше как архитектурно-художественное шоу, акценты были смещены к демонстрации зодческих красот. Монохром и сдержанность второго слоя полностью компенсировались яркостью и количеством отдельных событий третьего. Таких «линз» у нас набралось с десяток. Можно было бы зафиксировать гораздо больше, но, желая сконцентрировать внимание на самых значимых проектах, мы решили ограничиться футбольным стадионом на Крестовском острове, полной версией Морского фасада, Второй сценой Мариинки Доминика Перро, Новой Голландией Фостера, технопарком Романова, Балтийской жемчужиной, аэропортом «Пулково» Гримшоу, реконструкцией и восстановлением крепости «Бип» в Павловске и кронштадского форта Константин.
В дополнение к перечисленным присутствовал и жил своей самостоятельной жизнью одиннадцатый экспонат под названием «Этапы развития города». С его помощью, представив наиболее красивые по исполнению и знаковые по периодам планы Петербурга, мы постарались познакомить людей с его градостроительной историей в ретроспективном, так сказать, ключе. Тем самым подчеркивалась преемственность архитектурного развития, присущая нашему городу, как никакому другому. При создании экспозиции было воплощено немало оригинальных конструктивных светодизайнерских решений, найдены рациональные пропорции между графическими планшетами и объемными макетами. Все это в совокупности выглядело очень достойно, и даже стало поводом для шуток, что «Питер заслужил золота, но кто-то покрыл его серебром».
В перспективе единый градостроительный стенд Санкт-Петербурга планируется выставить в Манеже, только уже не в московском, а в нашем, на Исаакиевской площади.
Что касается «Хрустального Дедала», то он осенью 2007 года отправился в Самару. Российская национальная премия в области зодчества вручена авторам новой тамошней гостиницы «Holiday Inn» из Архитектурного бюро Пастушенко и Самогорова. Петербургские коллеги считают этот реализованный проект весьма достойным, а награду – заслуженной.


Петербург в лице председателя КГА А. Викторова получил награду серебряного достоинства «За комплекные достижения в развитии градостроительства и архитектуры», Н. Явейн – девятый Золотой диплом, а архитектор по диплому А. Макаревич посвятил свои баллады коллегам на церемонии закрытия фестиваля

Нам же остается поздравить лауреатов с премией, а своих земляков с очередным обильным урожаем лавров, пожатых на «Зодчестве-2007». В этом архитектурном сезоне в разделе «Проекты» Золотой диплом получила «Студия 44» за концепцию застройки площади у Ладожского вокзала (автор Явейн Н. И., гл. арх. Зенкевич В. А., арх. Архипова Н. Н., Ашметьев Ю.Н., Медведев А. В.). Бронзовым награждены разработчики Морского пассажирского терминала в западной части Васильевского острова из ППФ «А.Лен» (руководитель Орешкин С. И., гл. констр. Ровинский В. А., гл. инж. Вайнер А. Г., ГИП Потапенко А. А., ГАП Андреева Р. В., рук. группы арх. Жуков Н.В., ведущие арх. Мажаров Д. О. и Ражова В. В., гл. специалисты отдела строительных конструкций Дегтярев А. А., Иванова Н. А., рук. группы отдела строительных конструкций Кондаков Б. П., Кружкова Н. Н., Рыжова С. И.). Эта же проектно-производственная фирма удостоилась Золотого диплома, победив в смотре творческих архитектурных коллективов и мастерских России.
В разделе «Постройки» Серебряным дипломом за жилой дом с автостоянкой на проспекте Динамо, 4, награждено ООО «Евгений Герасимов и партнеры» (руководитель Герасимов Е. Л. , ГАП Петрова З. П., арх. Бахорина И. Г., Кузнецова Т. В., Серебрякова Я. Е., гл. констр. Резниченко М. Я., констр. Харинская Т. С., ГИП Миньков Ю. А., макетчик Сенаторов Ю. А., стройорганизация ООО «Сэтл Сити»). Фестивальная «бронза» присуждена Архитектурной мастерской Мамошина за административное здание на пересечении ул. Захарьевской и Чайковского (руководитель Мамошин М. А., арх. Богатырева А. Х., Иванов А. Б. при участии Афиногеновой Е. В., Мамошиной В. В., Пайко Н., гл. констр. Федкер М. Р., констр. Канатуш В. И., ГИП Туркин И. В., стройорганизация ООО «Импера»). Эта же мастерская, правда, с несколько измененной персонификацией авторского состава награждена Дипломом СА России (руководитель тот же, а также арх. Богатырева А. Х., Юдин А. А., при участии арх. Чистякова К. С., Федченко А. П., инженер Петров И. В., стройорганизации ООО «Инжпетрострой и ЗАО JP-Terasto-OOO «Яакко Пеуру Групп») за комплекс работ по застройке пешеходной улицы – дублера Невского проспекта, кв. 130, лоты 1, 2, 3, 4. Награда аналогичного достоинства вручена ООО ППФ «А.Лен» (руководитель Орешкин С. И., ГИП Мельников А.Ю. и Захарова Н. Н., ГАП Багринцева О. И., рук. группы архитекторов Плотицина С. Р.) за дом, построенный на Б. Посадской ул. Еще один жилой объект в Петербурге – жилой дом на ул. Сантьяго-де-Куба, 4, корп. 3, спроектированный в Архитектурной мастерской Шишкова (арх. Шишков В. Г., Дорофеев А. И. при участии Шляхова А. И.) и построенный ЗАО «ТОР» – также отмечен Дипломом СА.
Золотым дипломом за разработку и реализацию проекта комплексного благоустройства территории и воссоздания сада на Ольгином острове в Колонистском парке Петродворца награжден коллектив девятой мастерской ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» в лице руководителя Карповой Т. М., инженера-дендролога Добрыниной Г. А., арх. Козловой Ю. Л., инженера-гидротехника Быстровой С. Ю. Эта работа была признана лучшей в разделе «Ландшафтная архитектура, малые архитектурные формы и дизайн городской среды».
P. S. О большинстве из отмеченных на фестивале работ мы уже рассказывали в прошлых номерах. Те же из них, которые до сих пор не были освещены в публикациях «АРДИС», стали темами недавних встреч журналистов с дипломантами «Зодчества-2007». Материалы, посвященные его итогам, читайте в наших постоянных разделах «Градостроительное проектирование», «Архитектурное проектирование» и «Эстетика городской среды».

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>