Леонид Лавров,
зав. кафедрой архитектурного
проектирования СПбГАСУ
Юрий Курбатов,
профессор кафедры

В ПОИСКЕ
НОВЫХ ЗНАКОВЫХ ФОРМ

ДИПЛОМНЫЕ ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ
КАФЕДРЫ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ СПбГАСУ 2007 г.


Строительная отрасль Санкт-Петербурга переживает расцвет, и сегодня имеются веские основания констатировать, что кризисный период середины 1990-х действительно позади. Изменившаяся рыночная ситуация предоставляет реальную возможность разрабатывать и воплощать все новые и новые, причем нередко весьма амбициозные архитектурные проекты.
Минувшим летом в когорту петербургских зодчих влились еще примерно полторы сотни недавних дипломников-выпускников ГАСУ. В какой степени они готовы ответить на поставленные перед ними задачи? Нужны ли, наконец, эти молодые архитекторы Петербургу? Ответ по сути этих вопросов и призваны дать государственные аттестационные комиссии.
На Архитектурном факультете нашего университета ядро комиссии составляют ведущие зодчие Северной столицы. Пусть эти люди напрямую не связаны с учебным процессом, однако их задача более чем важна: архитекторы-практики должны со стороны оценить уровень подготовки того или иного выпускника, равно как методику преподавания и состоятельность учебного процесса вуза.
Заметим, что в действительности большинство «свежеиспеченных» архитекторов успевают связать себя с реальной проектной деятельностью уже на 3-4 курсах. Во многих творческих мастерских студенты работают в качестве помощников архитектора, чаще всего специализируясь либо на изготовлении рабочей документации, либо на исполнении графических иллюстраций к проектам. Кое для кого из них само получение диплома о высшем образовании не имеет принципиального значения, и этот документ фактически рассматривается выпускником как очередная экзаменационная работа, позволяющая поставить перед начальством вопрос о возможном повышении оклада.
Впрочем, пока еще присутствуют и прямо противоположные примеры. Речь о таких случаях , когда выпускник воспринимает дипломный проект как момент, который, случаясь раз в жизни, венчает этап вузовского обучения. Автору хочется показать, чего он достиг, на что способен, и даже «прыгнуть» выше обычной планки: ведь может оказаться, что все дальнейшее окажется обычной профессиональной рутиной. Идет поиск фантастических идей, для презентации проекта готовятся эффектные чертежи, макеты.
Каким же должна быть последняя университетская работа выпускника архитектурного факультета? Какие требования должна предъявлять к нему квалификационная комиссия?
На одном полюсе находится репрезентативный дипломный проект, который многие годы существует как специфический жанр творчества молодых архитекторов, имеющий глубокие исторические корни. В этой связи можно, например, напомнить о «Гран-проектах» французской Академии. Там создавались впечатляющие образы фантастических построек, подчас не имевших реального практического предназначения, но демонстрировавших творческий порыв и графический потенциал их творцов. Подобную работу недавно представлял Московский архитектурный институт. Имеется в виду проект «Москва-Третий Рим», вызвал широкий резонанс и гигантским объемом впечатляющей графической документации, и по грандиозности концептуальных предложений явно не рассчитанными на реальность исполнения. Разумеется, в этом случае аттестационная комиссия могла получить полное впечатление об уровне художественно-композиционной подготовки выпускников, но конкретные прикладные разработки оставались вне рассмотрения. Время от времени в архитектурных вузах дают рекомендации о внедрении подобных разработок в практику – вероятно, при этом считают целесообразным некоторое эмоциональное воздействие утопических посылок на рутину проектных будней.
На другом полюсе стоят так называемые разработки «по заданию практики». Это своего рода деловая игра, в ходе которой выпускник получает тему диплома, реальную подоснову, сформулированное в общем виде задание — и далее обязан поэтапно исполнить все возлагаемые на практикующего архитекторы этапы проектной разработки – от составления программы-задания до подготовки пояснительной записки с ссылками на действующие нормативы, с экономическими и конструктивно-технологическими разделами, описанием мероприятий по обеспечению противопожарной защиты и т.д. В последние годы данному направлению дипломного проектирования придается особое значение, и здесь сам ход обсуждения работы напоминает заседания городского Градостроительного совета. Порой даже может дойти до забавных совпадений, когда члены ГЭК в недоумении замечают, что вроде бы проект застройки представленного участка уже одобрили на прошлой неделе», и спохватываются, вспомнив, что речь идет об аттестационной разработке выпускника университета. Темы для таких работ иногда студенты приносят с места прохождения преддипломной практики, а порой свои предложения выдвигают фирмы, спонсировавшие студента в годы учебы. Утверждая подобные предложения для дипломной разработки, кафедра должна установить, что они дают возможность выпускнику продемонстрировать не только степень проникновения в функционально-технические аспекты, но и достойно ответить на задачи композиционно-художественного плана.
К сожалению, так бывает не всегда. Довлеющая утилитарность не всегда позволяет молодому автору расправить крылья, проявить фантазию, продемонстрировать свою индивидуальность. Просто появляется еще один «ходульный» проект, в той или иной степени привязанный к условиям конкретного «пятна» на карте города. В этом выпуске более удачливыми оказались дипломники, занявшиеся выбравшие для разработки здание музея. На протяжении столетий архитектурного образования эта тема является традиционной. Она рассматривается как многоаспектная, позволяющая выяснить как творческий потенциал и графические возможности, так и оценить конструктивную изобретательность будущего специалиста. В наши дни интерес к подобной теме подогревается множеством оригинальных сооружений музейных зданий или комплексов, появившихся во всем мире. На кафедре архитектурного проектирования СПбГАСУ сочли целесообразным обратиться к актуальной для города идее перемещения коллекций Военно-морского музея из бывшей Биржи на стрелке Васильевского острова в другую часть исторического центра. Студентам предложили проработать вариант с размещением нового комплекса в устье Невы, в районе Гавани, вблизи исторических Кроншпицев.
Государственная аттестационная комиссия довольно высоко оценила предложенные выпускниками варианты комплекса, включающего музейные здания и экспозиционные площадки на воде.
Отмечается, что и в решении других, несколько более «рутинных», хотя тоже важных для города тем, дипломники пытались преодолеть доминирование функциональных и материально-технических аспектов формы. Для многих работ стал характерен поиск образа или знака, выражающего синтетическую значимость объекта.
Такие дипломы в известной мере восстанавливают престиж новаторских концепций, пусть, может быть, и не вполне жизнеспособных, но оказывающих воздействие на поиск новых доминант развития архитектуры.
Впрочем, волнения дипломных дней позади. Замечательная коньюктура в строительной отрасли позволила всем дипломникам найти подходящее для них место – некоторые просто сохранили свои должности в организациях, с которыми были связаны прежде, другие пытаются проявить себя на новом поприще, найти подходящую стартовую позицию для творческого поиска в ином направлении. Любопытно, что некоторые молодые специалисты, отказались от заманчивых приглашений со стороны именитых зарубежных проектных бюро, несмотря на весьма завлекательную финансовую сторону. Судя по всему, они попросту не увидели перспектив для выявления и возможного развития собственного творческого потенциала.
Начался новый учебный год. Естественно, к занятиям приступили и студенты дипломного курса. Кто из них отсеется в последних семестрах? Кто получит положительную аттестацию ГЭКа? Куда направятся новая плеяда выпускников архитектурного факультета? В полной мере ответить на эти вопросы мы сумеем после очередной защиты дипломов в июне будущего года.


Дипломная работа Анны Алексеевой
«Комплекс Военно-морского музея в Галерной гавани Васильевского острова»







Дипломная работа Сергея Саниева
«Комплекс Военно-морского музея в Галерной гавани Васильевского острова»

Руководители Л. Е. Якушевский, В. К. Линов
Характерный пример архитектуры-скульптуры, когда форму сооружения
определяют прежде всего знаки и метафоры, а затем в нее вкладывается функция.
В рамках этого метода формообразования всегда достаточно трудно добиться органичной связи
формы и функции. Дипломник тоже не достиг желаемого в полной мере:
вызывает протест наполнение высоких скульптурных объемов
«этажеркой» ортогональных помещений.






Дипломная работа Ирины Романенко
«Выставочный комплекс новых технологий у станции метро «Лесная»

Руководители О. К. Зеньков, О. С. Романов, Ю. П. Груздев, И. П. Перова, А. М. Рыбакина
Уместная попытка соединить архитектуру 1920-30-х годов (арх. М.Д. Фельгер) с новациями ХХI века.
Лейтмотив новой объемно-пространственной композиции комплекса –
пересечение строчной застройки периода авангарда зигзагом новых корпусов.






Дипломная работа Елены Демидовой
«Туристический центр в городе Шлиссельбурге»

уководители В. В. Смирнов, Ю. И. Курбатов, Н. С. Новоходская
В градостроительном отношении объемно-пространственная композиция туристического центра –
закономерное дополнение сложившегося каркаса городской застройки.
Многоэтажный объем гостиницы хорошо обозначает
главные градоформирующие пространственные «коридоры».





Дипломная работа Татьяны Алексеевой
«Ревитализация комплекса электростанции в Гамбурге»

Руководители В. В. Смирнов, Ю. И. Курбатов, Н. С. Новоходская
Пример удачного перепрофилирования комплекса промышленных зданий
вблизи от городского центра. Новые выставочные и офисные функции хорошо используют
исторически сложившуюся объемно-пространственную структуру.
Архитектурный образ дополняющих включений (ресторан и многофункциональный зал)
не разрушает большого целого, а обновляет его знаками ХХI века.






Дипломная работа Дмитрия Потаралова
«Комплекс Военно-морского музея в Галерной гавани Васильевского острова»

Руководители О. К. Зеньков, О. С. Романов, Ю. П. Груздев, И. П. Перова, А. М. Рыбакина
Знаковая форма Военно-морского музея хорошо включена в ландшафтный контекст Галерной гавани.
В то же время это пример яркой архитектурной формы, определителем которой выступает
не утилитарное назначение здания, а его художественно-образная функция.






Дипломная работа Натальи Дьяченко
«Планировка и застройка квартала №18 Юго-Западного района СПб»

Руководители О. К. Зеньков, О. С. Романов, Ю. П. Груздев, И. П. Перова, А. М. Рыбакина
Удавшаяся попытка поиска нового облика жилых зданий
путем синтеза художественного языка архитектуры, скульптуры и живописи.
В известной мере отражает приход нового арт-деко ХХI века.





Дипломная работа Ильи Филимонова
«Выставочный комплекс новых технологий у станции метро «Лесная»

Руководители О. К. Зеньков, О. С. Романов, Ю. П. Груздев, И. П. Перова, А. М. Рыбакина
Пример активной реконструкции архитектурного организма,
возникшего в рамках советского авангарда в конце 1920 — начале 1930-х годов.
Рациональность и эффективность наполнения всего квартала новыми формами –символами новаций ХХI века -
позволяют считать композицию преобразованного комплекса уместным максимализмом.




>> К СОДЕРЖАНИЮ >>