Олег Самарин

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ


НПФ “РЕТРО”: ПРОЕКТ СОВРЕМЕННОГО ВЫСТАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА

Всех своих планов относительно предполагаемой жизни этого нового объекта в южной части Северной столицы заказчик пока не раскрывает. Известно только, что между Киевским и ведущим в Пушкин Петербургским шоссе на территории примерно в 60 га предполагается разместить выставочно-конгрессный комплекс, который, судя по прогнозам, станет крупнейшим в России. Понятно, что при таких масштабах в ходе разработки проекта особое внимание уделяется его градостроительной функции. По замыслу авторов из научно-проектной фирмы «Ретро», которые работали над данной темой в рамках закрытого негласного конкурса, будущий комплекс призван стать архитектурно-композиционным акцентом в центральной части магистрали, соединяющей Петербург и Пушкин.
Илья Ильин , главный архитектор проекта:
– Всю территорию предстоящей застройки формируют три основных составляющих: это центр конгрессов, гостиница и собственно выставочные павильоны. Одну из основных своих задач мы видели в том, чтобы красиво и удобно расположить их друг относительно друга, а также – Петербургского шоссе. Последнее диктовалось не только соображениями удобства въезда и выезда, но и необходимостью обеспечить достойные видовые характеристики всего комплекса с проходящей мимо трассы.
Другим обязательным требованием было размещение в качестве основного элемента пяти выставочных павильонов по 20 тыс. м2 каждый. Поставленные в ряд, эти здания образовали бы настолько тяжелый «фронт», что даже простая прогулка вдоль его фасадов могла занять массу времени. Как альтернатива родилась мысль разместить их веером, максимально сблизив входы и открыв тем самым заднюю часть для удобного подъезда спецтехники с экспонатами. К тому же, такое расположение дало нам возможность образовать полузакрытую пешеходную зону перед входами, насыщенную кафе, ресторанами и магазинами. Решение вполне отвечало заданию, согласно которому посетители у нас должны будут не только знакомиться с экспозициями, но и разнообразно проводить время. Кроме того, требовалось запроектировать примерно такой же площади открытое выставочное пространство для крупных экспонатов, таких как ракеты, космические корабли, танки, экскаваторы и т.п., что мы и сделали в центре образовавшейся кольцевой композиции на пониженной отметке. В том случае, когда эта площадка не занята экспонатами, ее можно будет использовать либо для проведения каких-то зрелищных мероприятий, либо как дополнительную автостоянку. Что касается стационарных паркингов, общая вместимость которых, как настаивает заказчик, должна составлять не менее 10 тыс. автомобилей, то под них отводится все подземное пространство между площадью и павильонами. Логичным и функционально обоснованным продолжением общественной зоны является здание 4-звездочной гостиницы на 450 номеров, а завершает всю эту композицию конгресс-центр – высокое сооружение, максимально приближенное к Петербургскому шоссе, которое в народе чаще называют «Пушкинским». Подземные стоянки сообщаются непосредственно и с этим зданием, и с гостиницей, и с павильонами. Такова общая идея.
Конечно же, наряду с основными объектами, надлежало предусмотреть довольно-таки большое количество складских и инженерно-технических помещений, которые необходимы для нормального функционирования комплекса. В итоге творческого осмысления и выполнения всех перечисленных условий у нас, по сути дела, получается небольшой городок, где все проектируется таким образом, чтобы участники и гости мероприятий могли, удобно поставив машину, дальше без проблем перемещаться внутри павильонов и между ними, переходить в гостиницу и конгресс-центр.


Общий вид конгресс-центра


Фрагменты интерьера конгресс-центра

Константин Петров , директор НПФ «Ретро»:
– Мы представили на суд заказчика собственное видение того, как должен выглядеть современный и крупный выставочный комплекс. Возражать против самой идеи намечающегося строительства можно, но вряд ли это будет иметь под собой какие-то веские основания. Петербург как все более «открытый» и динамично развивающийся европейский мегаполис усиливает свою роль в международных и национальных контактах. Да, в городе пока еще успешно выполняет свои функции Ленэкспо, хотя, специалисты очень часто констатируют, что комплекс в Гавани строился, в общем, достаточно стихийно и уже сегодня мало соответствует международным требованиям, предъявляемым к организациям серьезных выставок. Новый же комплекс, по мнению заказчика, должен стать главным местом проведения выставочных мероприятий в России.
Работа над проектом заняла немало времени. У нас есть традиция: когда появляется заказ на какой-то значимый объект, вне зависимости от того, жилье это или общественное сооружение, мы объявляем внутренний конкурс на эскиз-идею. Проводится он в рабочем порядке, материалы подаются в произвольном виде. Потом уже решается, есть ли какой-то конкретный победитель, или нужно сделать компиляцию рассмотренных предложений. Вот и в этом проекте пришлось объединять мысли нескольких авторов. И конкурс, и компиляция, проходили довольно сложно, в спорах, но, в конечном счете, появился определенный результат, созданный авторским коллективом архитекторов в следующей составе: К. Г. Петров, И. Б. Ильин, В. В. Горбунов, Е. Г. Русаков, Е. Б. Федоров, Е. А. Меншикова, А. К. Прокофьев.
И. Ильин:
– Архитектурной доминантой комплекса и одним из самых высоких строений на осваиваемой территории является конгресс-центр. Его внешнюю сферообразную форму образует металлоконструкция, носящая по большей части декоративный характер. Внутри же размещаются несколько залов разной вместимости, переговорная комната, вспомогательные помещения и значительное количество офисов, которые необходимы для бизнес-центра. В плане высотности постройки нас сдерживали только ограничения, определяемые близостью аэропорта и Пулковской обсерватории. Однако, поскольку само место здесь высокое, и с этого участка открывается красивый вид на город, для посетителей мы предусмотрели возможность любоваться панорамой Петербурга. Вдоль пешеходной зоны в местах выходов из автостоянок запроектированы так называемые коммуникационные блоки, которые на самой высокой отметке заканчиваются смотровыми площадками. Предусмотрена проектом и монорельсовая дорога, проходящая по всей территории комплекса. С южной стороны к нашей площадке примыкает искусственный водоем, который некогда служил для орошения полей. На искусственном острове в акватории этого пруда мы разместили зону отдыха с рестораном. Все, что касается конгрессного центра и отеля, не вызывает особых вопросов. В то же время, выставочная технология пока абсолютно новая область для наших проектировщиков. Применительно к ней разработаны очень жесткие и серьезные требования к павильонам (по их разделению или объединению, минимальной высоте, возможности трансформации, размещению перегородок). В интерьерной части следует также учитывать удобство размещения экспонатов, освещение, акустику, необходимость соответствия требованиям противопожарной безопасности и эвакуации Добавим сюда обязательный набор складских помещений, инженерных сооружений, помещений для персонала, переговорных комнат. – словом, это отдельная наука. Интересно, что специалисты в этой области давно вычислили оптимальную форму выставочного павильона – квадрат. С точки зрения архитектора, было бы проще, скажем, включать в состав таких комплексов вытянутые здания, которые можно компактнее «расставить». Хотя в этом случае будет нелегко соблюсти все специфические выставочные требования. Серьезно стоял и вопрос загрузки – каждый павильон необходимо было снабдить огромными монтажными воротами для заезда и выезда техники. В целом, конструктивный раздел проекта оказался достаточно сложным. В огромном квадратном павильоне размером 140Х140 м пролет получается очень большой, и чем меньше здесь колонн, тем лучше для его потенциальной загрузки, но, соответственно, увеличивается и высота перекрытий. Здесь в свете крайне жестких и почти что однозначных требований, которыми по сути определяется сама конструкция, тоже надо было найти оптимальное решение.
К. Петров:
– Естественно, прибегли мы и к мировому опыту проектирования объектов с аналогичной функциональной нагрузкой. Правда, изучение вопроса показало, что зачастую выставочный комплекс – это утилитарные постройки, снаружи не представляющие особой эстетической ценности. Гигантские корпуса располагаются обычно на каких-то бросовых территориях, невзирая на то, что выставки там проводятся не для случайных людей, а для профессионалов. Здесь задача стояла несколько иная. В первую очередь требовалось сформировать градостроительный узел по дороге в Пушкин. Чтобы просто поставить на пустом месте пять корпусов, много думать не нужно. Наш же заказчик хотел получить идею, концепцию пространственной организации. Этот комплекс является градостроительным объектом со своей жизнью, транспортом, различными функциональными зонами.


Общий вид выставочного комплекса




Общий вид пешеходной зоны и интерьеры выставочных павильонов

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>