Олег Самарин

ООО «ДЕМЕТРА»:
ПОИСК ВЕРНЫХ РЕШЕНИЙ

В конце прошлого года на страницах «АРДИС» был опубликован материал о состоянии и планах реставрации объектов ГМЗ «Ораниенбаум» одной из крупнейших реставрационных фирм нашего города – ООО «Деметра». Однако в ходе работ заявленные тогда планы подверглись сильной корректировке. Основная причина этого, как выяснилось, состоит в традиционной, к сожалению, несогласованности действий разных структур, имеющих свое влияние на процесс реставрации. В результате, специалисты Деметры оказались в крайне сложном положении. Процесс восстановления архитектурного памятника – почти всегда непредсказуем, в силу чего поиск единственно верного решения рождает неожиданные проблемы. Тем не менее, сейчас, благодаря определенному мужеству, находчивости и оптимизму директора фирмы, удалось разобраться с основной частью проблем.
На Катальной горке полным ходом идет реставрация цокольного этажа, который намечается подвергнуть серьезному функциональному перепрофилированию. Здесь выполнена сложнейшая работа по восстановлению кирпичной кладки XVIII в., которая в ходе одного из самых неудачных ремонтов была обмазана цементными растворами. На сегодня расчищены своды, произведена вычинка и домастиковка кирпича, и уже в этом исторически достоверном виде весь этаж будет приспосабливаться под музей.
Директор по реставрации ООО «Деметра» Наталья Коржавина:
– Конструкция этих кирпичных сводов уникальна. На сегодня у нас нет специалистов-каменщиков, способных сделать нечто подобное. Поэтому мы и посчитали необходимым все-таки открыть кирпич и отреставрировать каждый камень, несмотря на то, что был вариант не счищать намазки, ввиду невероятной трудоемкости работы. Мы на нее все-таки решились и результатом все довольны. Получилось действительно очень красиво, но, что для нас и музея важнее всего, теперь мы имеем ту самую конструкцию, которая предусматривалась автором исторических чертежей и была реализована строителями екатерининской эпохи. Правда, как обычно, проекты инженерных систем выходят с некоторым опозданием. Это рождает большие проблемы по срокам реализации контракта в целом.
Работы на Китайском дворце Деметра ведет с лета прошлого года. Фасад этой удивительной постройки в стиле рококо, главной и наиболее репрезентативной в составе Верхнего парка, фактически готов под чистовую окраску. Мастера фирмы выполнили большой объем лепных работ, восстановив изящные картуши, капители, сандрики, лепные композиции.
Южный и северный фасады дворца украшены шестиметровыми картушами, которые многократно реставрировались и имели большое количество намазок, вследствие чего, главным образом, признавались новоделом. На этот раз результат работ мог бы оказаться аналогичным, если бы не исключительно научный подход ООО «Деметра» к делу, и не определенное профессиональное везение. Непосредственно в ходе расчисток ими был обнаружен остаток подлинного венка Ринальди. С этой основы сделали форму, а потом решали, доводить ее до завершения или оставить так, как есть. Сначала довели до целостности, но потом все-таки была принята концепция специалистов КГИОП оставить картуши словно бы «стертыми временем», чтобы они не допускали и мыслей о новодельности. Самому же подлиннику, выполненному руками великого «русского итальянца» и, увы, сохранившемуся в весьма плохом состоянии, уготована участь стать музейным экспонатом. В данном случае вся беда оказалась в том, что процесс принятия решения по судьбе и основным принципам реставрации картушей растянулся на полгода. Это, считает директор компании А. И. Чубатюк, непростительно долго для такого памятника.

Кирпичные своды цокольного этажа Катальной горки в процессе реставрации, историческое устройство отмостки и водоотведения вокруг павильона
В числе прочих достоинств своей наружной отделки, Китайский дворец знаменит двумя установленными на кровле скульптурными группами. Под теми, в сою очередь, сооружены постаменты из известкового туфа, которые к началу работ понесли значительные утраты. В результате чего скульптуры могли попросту упасть. Применявшийся здесь туф – достаточно редкий на сегодня материал, который изначально имеет крайне низкие прочностные характеристики, набирая их со временем. Восстановленные из него постаменты сразу же нельзя размещать на крыше, поскольку там слишком велики вредные воздействия окружающей среды. Напротив, существующие постаменты, выстояв два с лишним века, – очень крепки. В этом случае тоже пришлось идти нестандартным путем: имеющиеся базы разрезали, сделали каменные вставки из туфа, найденного в подвалах и террасах Меньшиковского дворца, поскольку и по возрасту, и по составу, он является таким же, как на Китайском, а на старом камне создать новый профиль.
Параллельно идут работы над дверными и оконными заполнениями. Несмотря на их плохое состояние, почти все дерево реставрируется. На субподряде работают ведущие специалисты в этой области.
Н. Коржавина:
– Существует определенная специфика работы в музеях. Во-первых, их нельзя оставить без сигнализации. Во-вторых, в помещениях нужно поддерживать определенный тепло-влажностной режим круглый год. А здания музея «Ораниенбаум» (кроме Меньшиковского дворца) не отапливаемые. Отсутствие хотя бы одного из оконных или дверных заполнений может привести к перепадам температуры, что отрицательно скажется на состоянии интерьера. В этом сложность реставрации всех музейных зданий.
Немало волнений вызвала проблема с цветовым решением Китайского дворца. Сложность возникла при подборе программы, которая позволит окрасить здание равномерно и так, чтобы следы «ремонтных» работ были практически незаметны.
Кроме того, дворец является одним из немногих памятников, где в большом объеме сохранилась историческая известковая штукатурка. Одна из главных целей реставрации заключалась в сохранении любого ее кусочка, имеющего нормальные прочностные характеристики и не подверженного деструкции. Само здание было сооружено при Екатерине II, но примерно через сто лет к нему были пристроены две антикамеры по сторонам. Штукатурный слой на них, соответственно, отличался. В XIX в. строители уже вовсю добавляли в раствор гипс, отчего тот получался заметно слабее. В ходе реставрации штукатурку с пристроек в силу чрезвычайной рыхлости пришлось удалить (на сегодня она считается «полностью утраченной»). Что же касается той, которая использовалась при строительстве основного здания, ее удалось сохранить примерно на 60%. Она укреплялась специальными растворами и, чтобы основание приклеилось к стене, инъектировалась в местах обнаружения расслаивающихся полостей.


Фотофиксация пилястр реставрируемых стен Китайского дворца;
наш экскурсовод по объекту – начальник участка ООО «Деметра» В. Калистратов

Реставрация штукатурки подобна лечению больного. На Китайском дворце она имеет розовый цвет, причем разрабатывалась специально для этого объекта с использованием особо гашеной извести. С самого начала работ была выбрана известковая программа окраски. Однако и тут не обошлось без специфических проблем. В частности, потребовалось досконально исследовать программу на пригодность к конкретной предреставрационной ситуации, учесть ее совместимость с сохранившейся штукатуркой и инъекционными растворами.
Н. Коржавина:
– Известковая краска впитывается в стену, но происходит это в разных местах по-разному, из-за чего колер получается неравномерным. После первых же пробных выкрасов стало очевидно, что здесь нужен особый технологический подход. Во всяком случае, для применения на данном объекте производителю следовало бы специально доработать свою краску. К тому же, по всем правилам надлежало подготовить индивидуальную методику окраски, подробно расписать регламент нанесения слоев. При этом фирма-изготовитель выбранной нами системы располагается в Австрии, что ограничивает возможность прямых контактов в данном направлении.
С новой штукатуркой, которая применялась на двух антикамерах и в незначительных объемах на главном здании, дело обстояло заметно проще. ООО «Деметра» остановила свой выбор на растворе фирмы «Ажио», зная, что с помощью этого материала можно решить вопрос равномерной впитываемости.
К работам на Меньшиковском дворце, конкретно на западной его террасе, фирма приступила в августе 2006 г.. Тогда полуразрушенный памятник представлял собой печальное зрелище. Зато к настоящему моменту здесь полностью восстановлена кирпичная кладка по историческим габаритам, проведены сложные противоаварийные работы. Больших трудозатрат потребовала расчистка гротов: кирпичные своды подмазывались, консервировались кладки, делались выстилки, глиняные замки, расчищались красивые арочные своды. Помимо перечисленного, здесь делалась гидроизоляция и полная консервация всех конструкций Впрочем, и в целом, до начала как таковой реставрации главного здания Ораниенбаума потребовались очень масштабные земляные работы, параллельно которым археологи вели свои изыскания.
Н. Коржавина:
— Поскольку гроты были закрыты, заранее спроектировать работу не представлялось возможным. После того, как мы их открыли, начались длительные исследования конструкций, принималось отдельное решение буквально по каждому кирпичу. На сегодня вся кладка у нас полностью восстановлена, сделана гидроизоляция и проведены штукатурные работы под окраску. Предполагаю, что с продолжением работ на Меньшиковском дворце может возникнуть немало проблем. Одна из них известна уже сейчас: анализ найденных исторических документов позволяет с большой долей вероятности утверждать: здание поначалу было окрашено «под гранит», но никаких следов данного покрытия не осталось. Так что, на этом объекте нас ждет большая творческая работа, которая уже началась.
Сейчас на террасах дворца смонтированы леса, над всеми строениями делаются шатры, под которыми будут производиться зимние работы: заменяться кровля, вестись исследования и проектирование с составлением картограммы фасада. Весной с этих же подмостей будет производиться реставрация.

Меншиковский дворец в лесах, подготовленных для реставрации террас
Воссозданная профилированная штукатурка террасы западного крыла

Директор ООО «Деметра» Андрей Чубатюк:
– Причины некоторого отставания работ на памятниках ГМЗ «Ораниенбаум» от ранее намеченных планов кроются как в общереставрационных, так и в индивидуальных проблемах именно этого объекта. Они не новы и известны всем, кто работает в нашей отрасли.
Как бы то ни было, всяческим «пробуксовкам» и противоречиям можно противопоставить профессионализм и опыт, ведь все, в конечном счете, зависит от людей. У нас, например, сложился на редкость удачный тандем директора по реставрации Натальи Коржавиной и начальника реставрационного участка Вячеслава Калистратова. Эти люди работают рука об руку и часто, даже не сговариваясь, приходят к одинаковым решениям. При этом Коржавина является идейным вдохновителем, а Калистратов – чистой воды практик. В этом плане они очень гармонично друг друга дополняют: к примеру успешно и очень интересно выполнили такой важный объект, как Шуваловский дворец, разработав детали проекта вывешивания купола и подъема перекрытий выставочного зала с использованием двадцати домкратов. Такое инженерное ноу-хау посетило их светлые головы. Зато и проектировщики, доверяя им как хорошим практикам, не могли не согласиться с предложенным вариантом. Успешно сработали эти специалисты и на реконструкции здания Управления Александринского театра. Там, в частности, ими было принято очень интересное решение по дизайну кабинета главного режиссера, вдобавок, разработана почти вся инженерия. Ну и, конечно, наибольший успех этого дуэта мы наблюдали на Катальной горке. Главное, чему можно у него поучиться, – это совершенное владение историческими, традиционными технологиями реставрации, и в то же время глубокое изучение и внедрение новых методов.
Фактор смены руководства заказчика вместе с передачей ГМЗ «Ораниенбаум» Петергофу тоже не лучшим образом отразился на здешних реставрационных проектах. Было несколько упущено время, что заметно повлияло на ход восстановления конкретных объектов.
Тем не менее, серьезный потенциал и огромный опыт реставрационной и строительной деятельности специалистов ООО «Деметра» позволяют (и не только в Ораниенбауме) успешно преодолевать трудности. Без суеты, с высокой ответственностью и качеством развернуты работы на Большом Меншиковском дворце, завершается устройство отмостки и центральной лестницы на павильоне Катальная горка, фактически готовы к монтажу секции отреставрированных ограждений террас и балкона Китайского дворца. Все это позволяет сохранять уверенность, что в утвержденные сроки уникальный архитектурный ансамбль удастся представить во всей красе.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>