Нина Тимофеева

РПНЦ «СПЕЦИАЛИСТ»:


В 30-е годы прошлого века эта церковь была закрыта для прихожан. Само здание отдали под склад, поделив перекрытиями его внутренний объем на несколько отсеков. К тому же, во время войны, после попадания снаряда, храм сильно пострадал от пожара, а потом долгие годы никто особенно не помышлял о восстановлении понесенных им утрат. Сегодня эти факты воспринимаются как одна из многочисленных печальных иллюстраций эпохи богоборчества. При всем том петербургские историки, искусствоведы, архитекторы по праву относили храм к числу ярчайших памятников православного зодчества XIX в.

В РУКАХ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Разработкой архитектурного проекта занимались В. А. Косяков и Б. К. Правдзик, приняв за исходный образец церковь, примерно в то же время возводившуюся в Борках в честь случившегося там чудесного спасения императора Александра III с семьей при крушении поезда 17 октября 1888 г. Такая проектная аналогия была чрезвычайно уместна, поскольку двумя с половиной годами позже уже цесаревич Николай Александрович счастливо избежал гибели при покушении японца-фанатика в городе Отсу. В память об этом событии и в первую его годовщину на Гутуевском острове столицы состоялась закладка храма с часовней-усыпальницей.
К реставрации незаслуженно забытого памятника приступили только в начале 1990-х гг., хотя на первых порах она шла не самыми удовлетворительными темпами. Процесс затянулся почти на полтора десятилетия, а перспектива его завершения оставалась очень неясной. Лишь зимой 2005 г., когда объект попал в ведение РНПЦ «Специалист», многое здесь стало меняться в позитивном направлении. Фактически только с этого момента появилась возможность вести речь о планомерном и научно-обоснованном характере выполнения работ, возможности их завершения в четко установленные сроки. Важно и другое, храм был включен в перечень объектов, приводимых в порядок по губернаторской программе «Фасады Санкт-Петербурга», отсюда и особое внимание к реставрации наружного убранства церкви.Напомним в этой связи, что в течение первого сезона реализации губернаторской программы (2005 г.) РПНЦ «Специалист» выполнил реставрационный ремонт фасадов зданий по адресам: наб. реки Фонтанки, 20, 24 и 34-а, ул. Шпалерная, 45а. Реставрация каждого из перечисленных архитектурных памятников отличалась своими специфическими чертами. Некоторые особенности этих работ были отражены в прошлых публикациях журнала, посвященных деятельности РНПЦ «Специалист». Что касается Храма Богоявления, то здесь случай совершенно особый. Объемный файл работ 2005–06 гг. включал восстановление и воссоздание средних и малых мозаичных икон, мозаичных панно, многочисленных керамических изразцов, мозаичного текста молитвы над входом в храм, реставрацию металлических оконных переплетов и оконных решеток, реставрацию и воссоздание входных дверей, промывку и домастиковку кирпичной кладки и цоколя из известняка. Таким образом, надлежало привести к историческому соответствию весь фасад и внешний декор здания.


Общий вид и фрагменты архитектурного оформления церкви Богоявления.
С фотографий Карла Буллы. Конец XIX в.


Е. Кочев, начальник ПТО РПНЦ «Специалист»: – Отчасти из-за того, что здание долгое время не эксплуатировалось в соответствии с изначально предназначавшейся ему функцией, и отчасти из-за пожара военных лет, кирпичная кладка церкви имела значительные разрушения, а камень был не красного, а черного цвета. Нам пришлось замастиковать несколько тысяч кирпичей, чтобы они приняли первозданный вид. В результате, удалось приблизить кладку к историческим формам, объемам, восстановить так называемые «архитектурные обломы». Особая трудность работы состояла в том, что здание имеет декоративное обрамление по всему фасаду, по нескольку раз на метр меняет конфигурацию. Каждый элемент приходилось либо реставрировать, либо воссоздавать.
Снаружи стены храма украшены керамическими изразцами различных размеров, среди которых есть как цельные, так и составные. На начало работ было известно, что их порядка восьмидесяти типов. Однако в процессе реставрации оказалось, что те, в свою очередь, делятся на подтипы – где-то рисунок чуть изменен, где-то отличается по цветовому решению. По некоторым изразцам полностью отсутствовала информация, к тому же осложняли работу крайне сжатые сроки, однако реставрация и воссоздание выполнены вовремя и с должным качеством.
Двери центрального входа и приделов сохранились относительно неплохо, оставалось только местами восполнить утраты деревянной резьбы. Зато по входу в усыпальницу уже в процессе изысканий выяснилось, что первоначально тот был сделан со стеклом. Судя по всему, такое решение авторов проекта храма не было случайным. Внутри помещения находится большая мозаичная икона, и когда на нее через стеклянную дверь попадает солнечный свет, образ искрится, играет красками. Получается удивительно красивое зрелище. Это новое обстоятельство плюс то, что на момент начала работ в документации не были отражены многие из утраченных резных элементов, заставило основательно доработать проект реставрации дверей в усыпальницу.
Сохранился уникальный иконографический материал – фотографии Карла Буллы, сделанные во время открытия храма. Но одна из основных проблем, считают в РПНЦ «Специалист», заключается в том, что часто на старых снимках отображен какой-либо архитектурный элемент, который невозможно идентифицировать.
Некоторые архитектурные элементы были полностью утрачены, их пришлось воссоздавать по сохранившимся аналогам. Например, четыре типа керамических изразцов так и не дожили до сегодняшнего дня. С тем, чтобы восстановить их рисунок, мастера досконально изучали архивные материалы, искали сюжетные параллели с изображениями на уцелевших. Похожие задачи решались и в процессе работы с мозаикой.


Общий вид и фрагменты архитектурного оформления церкви Богоявления.
С фотографий Карла Буллы. Конец XIX в.


УСПЕШНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Над воссозданием храма на Гутуевском острове в сотрудничестве с РПНЦ работает мозаичная мастерская Игоря Юрьевича Лаврененко. В № 4(32)-2006 г. мы рассказывали о «Золотой медали за выдающиеся заслуги в области реставрации и охраны памятников», врученной этому известному петербургскому художнику на DENKMAL-2006 в Лейпциге. О многом говорит и этот факт, и то, что сама мастерская существует уже 14 лет, а ее работы есть в храме Спаса-на-Крови, в подворье Оптиной пустыни, а теперь – в Гутуевской церкви. Атрибуция утраченных образов от выдвижения гипотезы, поиска аналогий в других соборах до подготовки эскиза легла на плечи руководителя этого коллектива.
И. Лаврененко:
– За восемь месяцев прошлого года нам удалось восстановить четыре средних иконы, шесть мозаичных образов по фризу усыпальницы, столько же изображений шестикрылых Серафимов под шатрами приделов и еще столько же орнаментальных вставок по фризу с северной и южной сторон, а также надпись над входом в храм.
Из всех икон по старым фотографиям однозначно читалась только одна – св. Александр Невский. Но благодаря опыту и образованию, в конце концов, удалось атрибутировать все мозаики. К примеру, по трем основным образам под шатрами приделов это получилось с почти абсолютной достоверностью. Это мозаики с изображением святых Александра Невского, Екатерины Великомученицы, и Митрополита Московского Алексия I. Основой для поиска была, конечно же, первая из названных икон. Определенные уточнения делались по аналогичному сюжету мозаики, выполненной Майковым и хранящейся в приделе св. Александра Невского в Исаакиевском соборе. Оказалось, что здесь тоже есть своя икона св. Екатерины Великомученицы. Сравнив ее с имевшимися в нашем распоряжении фотографиями одного из приделов Гутуевской, мы увидели практически полное совпадение образов. В то же время, на черно-белой фотографии, предположительно изображавшей Митрополита Алексия, угадывался только контур, но довольно четкий. Мы решили проверить, не присутствует ли в Исаакиевском соборе, но уже в приделе св. Екатерины, подобный образ. Выяснилось, что да, и, больше того, он действительно полностью совпал с изображением «нашего» Алексия Московского.
К сожалению, фотоснимков четвертого образа не оказалось, и определение его стало продуктом чисто атрибутивной догадки. Перед комиссией в лице заказчика и православных священнослужителей мне пришлось высказывать свои мнения на этот счет, аргументируя их с точки зрения истории, богословия и т. д. Лишь затем принималось решение, какой именно образ утверждать.


Воссозданные мозаичные образы святых Алексия и Ионы, Митрополитов московских

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
На момент начала реставрации в храме полностью отсутствовали все главки приделов, а кровля была гладкой, только главный купол храма, временно восстановленный в 1992–94 гг., выглядел более или менее пристойно. Впрочем, в своем нынешнем состоянии и он не особенно походит на то, как замышлялся архитекторами и выглядел век назад. Очевидно, что следом за фасадами церкви в обследовании и воссоздании формы, выколотного позолоченного декора нуждается и ее центральный купол.
Актуальность данной реставрационной задачи дополнительно усиливается с учетом серьезного влияния силуэта церкви Богоявления на городскую архитектонику. Дело в том, что два из трех сохранившихся храмов арх. Косякова – на Гутуевском острове и в Подворье Оптиной пустыни на наб. Лейтенанта Шмидта (быв. Николаевская набережная) – по мнению автора, должны были восприниматься как своего рода растры. И, действительно, с борта судов, входящих в акваторию Финского залива, оба они просматриваются прекрасно. Поэтому воссоздание купола богоявленской церкви необходимо не только в историко-охранном, но и в градостроительном смысле.
В настоящее время фирма участвует в комплексной реставрации фасада Дома Кино на Караванной, 12. Его фасад за своей гранитной строгостью скрывает изысканную и разнообразную отделку с элементами золоченой керамики, лепки и каменной штукатурки – по сложности выполняемые здесь работы вполне сопоставимы с реставрацией Гутуевской церкви. Вообще, для РПНЦ «Специалист» ни объемы, ни профессиональные, ни технические вопросы никогда не были проблемой. Беда лишь в том, что по квалификационным требованиям сегодняшних тендеров получение высшего балла возможно, когда фирма-конкурсант за год отреставрирует порядка 10 объектов-аналогов. Вряд ли это условие вообще выполнимо, когда речь идет о таких масштабных проектах.
В текущем году тендер на продолжение работ по церкви Богоявления вновь выиграл РПНЦ «Специалист», что вселяет определенную уверенность в удачном завершении фасадных реставрационных работ.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>