Андрей Ильин

ГУМАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ
ПО МИХАИЛУ МАМОШИНУ:


СДЕЛАН ПЕРВЫЙ ШАГ

Напомним, начиная с прошлой осени главный приз смотра «Архитектон» вручается исключительно по разделу «Постройки», что естественным образом обострило борьбу конкурсантов за обладание наградной копией работы Малевича. В этом сезоне ее судьба решалась крайне непросто, но, в конце концов, жюри остановило свой выбор на «Застройке квартала 130 в Центральном районе Санкт-Петербурга», представленной Архитектурной мастерской Мамошина. Спустя несколько дней мы встретились с руководителем авторского коллектива, попросив Михаила Александровича посвятить наших читателей в творческие нюансы разработки, которую признали лучшей реализацией года.
М. Мамошин: – Сама работа за те семь лет, которые минули с начала нашего обращения к этой теме, не первый раз выставляется на архитектурных смотрах. Однако прежде на том же «Архитектоне» она оценивалась в формате проекта. В таком качестве данная разработка моей мастерской (по своему масштабу, скорее всего) ввела жюри в некоторое замешательство, Вероятно, поэтому все тогда ограничилось присуждением ей «специального» диплома. Хотя, позднее, уже на федеральной конкурсной площадке, проект был воспринят без особых оговорок и на фестивале «Зодчество-2005» получил Серебряный диплом.
Возможность продемонстрировать промежуточный результат поэтапного воплощения своей архитектурной идеи у нас наконец-то появилась этой осенью. Здесь уже введены в эксплуатацию жилой дом (лот № 3), «Новотель» (лоты №№ 1 и 4) и бизнес-центр «Alia Tempora»(лот № 2) – сегодня комплекс существует и стремительно наполняется жизнью. Изначальный импульс его архитектуре был задан итальянскими садами. Поэтому вполне естественным получилось мое обращение к памятникам Древнего Рима и средневековой Италии –Арке Константина, Колизею, Пизанской башне, Библиотеке Цейса – как к первоисточникам. Наряду с ними, заметное влияние на процесс формирования идеи оказали и знаменитые урбинские ведуты, автор которых Пьетро дела Франческа, живший в XVI в., пытался понять и изобразить, каким может быть градостроительство эпохи классицизма. Я и раньше никогда не уставал подмечать, что в архитектурном отношении Петербург у нас либо «доримский», либо уже «послеримский». Иначе говоря, он – или «греческий», или «возрожденческий». Так что, наше прочтение нескольких известных классических образов с их последующим проектным переосмыслением применительно к предстоящему строительству оказалось явлением весьма необычным для города.
Римские образы, их средневековые вариации и урбинские фантазии были совершенно по-особому интерпретированы в отношении каждого из лотов. В итоге, и дом, и гостиница, и деловой центр представляют собой самостоятельные произведения, а комплекс как таковой начал складываться под влиянием «кода Санкт-Петербурга» (т. е. естественных законов развития города) без какого-либо авторского принуждения. В противном случае, подчинив все три будущих здания одинаковой эстетике и не «подчеркнув» их специфических функций, мы могли получить нечто настолько монументальное, что вокруг этого так и захотелось бы «ходить строем».
Такой вариант заведомо исключался, поскольку одна из основных идей состояла в некоторой гуманизации городской среды, сформировавшейся в окружении наших объектов. Отсюда, в свою очередь, вытекает и комплексный подход к проектированию всей застройки на довольно обширном участке, ограниченном началом улицы Маяковского, дворовыми фасадами домов Невского проспекта и территориями двух школ. В данном случае при решении отдельных объемов и возникающих в связи с этим градостроительных задач нам хотелось получить некий фантом пространства, добившись так называемого «эффекта обратной перспективы», который, мне кажется, особенно удался при строительстве Собора св. Петра в Риме. Во-вторых, мы, например, умышленно выровняли по высотным отметкам наш акведук, соединяющий два корпуса, и школу, выходящую главным фасадом на ул. Восстания. Даже таким образом мы следовали духу ансамблевости, который всегда был присущ старому Петербургу, и все такие штрихи в совокупности призваны были создавать ощущение единства нового с его историческим соседством. Более того. в процессе работ над отдельными объектами было сформировано новое городское пространство — площадь перед гостиничным комплексом «Новотель».
По мере разработки и воплощения проекта здесь стала выстраиваться своя градостроительная сюжетная линия: сначала вы попадаете на площадь и дальше по улице, перекинутой акведуком, движетесь к открытым итальянским садам, которыми в скором времени предстоит основательно заняться… Суть в том, что, каждый объект, пусть даже и наделенный собственным оригинальным обликом, рассматривался не в отдельности, словно какая-то самоцель. Куда важнее казалось создать больше чем просто внутридворовое – полноценное градостроительное пространство, и вот тут-то мы сталкиваемся со своего рода переходным состоянием. Посмотрите, сам по себе Петербург достаточно экстравертен, у нас же в границах отдельно взятого квартала рождается интравертная среда, аналоги которой в нашем городе единичны. Наверное, исторически это только Пассаж плюс новые пассажи, построенные за последние годы, атриумы – вот, собственно, и все. Да и то во всех приведенных примерах решения носили не совсем архитектурный, а, скорее, интерьерный характер. Мы же своим проектом подразумевали формирование интравертной среды, не ограничивающейся неким закрытым помещением.
То, что на сегодняшний день уже построено, явилось началом большой работы и послужило посылом для новых сюжетов, которые мы надеемся реализовать в 130-м квартале. Видится, к примеру, что арка должна послужить началом нового пассажа, а тот, в свою очередь, протянется прямо до Невского. Сами Итальянские сады, о которых упоминалось вскользь, станут двухтеррасными. Предстоит не только преобразовать их в довольно-таки качественный элемент благоустройства, но и расположить под ними крытые паркинги ориентировочно на 500 машиномест. Понятно, что для комплекса, расположенного в историческом центре, – это очень важная составляющая. Кроме того, есть планы закрыть не самые благовидные обратные фасады домов по ул. Жуковского, рассматривается вопрос строительства еще одного отеля. Эти идеи закладывались еще на самых начальных стадиях работы над проектом, причем сегодня практически все они находят инвестиционное подтверждение. В перспективе квартальное пространство функционально будет становиться все более насыщенным, а его архитектурный образ одновременно, шаг за шагом – приобретать черты завершенности.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>