Ольга Мустафаева
начальник Бюро по организации выставок,
симпозиумов и деловых встреч,
кандидат архитектуры
Владимир Вершинин
главный специалист по геотехнике


ПЕРСПЕКТИВЫ
«ПОДЗЕМНОЙ УРБАНИЗАЦИИ»

Недостаточное стимулирование подземного строительства является следствием отсутствия в России методики объективной оценки его экономической. Это приводит к тому, что значительные территории заполняются объектами, которые могут быть размещены в подземном пространстве, препятствуя тем самым нарастающему дефициту земли. ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ» – ведущий научно-исследовательский и проектный институт города по жилищно-гражданскому строительству – стал инициатором проведения конференции «Освоение подземных пространств в городской застройке. Проектирование и строительство», в ходе которой обсуждались многие практические вопросы
Подземная урбанизация активно развивается во всем мире. Зарубежный опыт показывает, что для обеспечения устойчивого равновесия и комфортного проживания доля такого рода сооружений от общей площади вводимых в мегаполисе объектов должна составлять 20-25%. В Москве же этот показатель за последние 5 лет не превысил 8%. В Петербурге доля «подземки» еще ниже. Тем не менее, специалисты убеждены: без активизации этого направления нас, в первую очередь, ожидает транспортный коллапс, который уже можно наблюдать в столице, у нас и в других крупных городах. Кроме того, развитие подземного транспортного строительства позволит сохранить уникальный внешний облик центральных районов, ценные городские ландшафты и целые природные комплексы.
В Генеральном плане нашего города предложение по использованию подземного пространства ограничивается только строительством гаражей и автостоянок. Имеется картирование инженерно-геологических условий территории по степени благоприятного использования для освоения в целом, однако концепция развития подземной урбанизации отсутствует, хотя такие разработки велись давно. Еще в 1979 г. был выполнен «Проект планировочной организации и освоения подземного пространства г. Ленинграда», над которым трудились почти два десятка организаций. Позднее на международной конференции «Подземный город: геотехнология и архитектура», прошедшей в Санкт-Петербурге в 1998 г. был заслушан проект «Концепции комплексного освоения подземного пространства Санкт-Петербурга». Однако в связи с экономическими трудностями того времени она так и не была принята.
Согласно этому документу подземное пространство условно подразделялось на три уровня. Первый, глубиной до 6-8 м, использовался для прокладки коллекторов подземных инженерных коммуникаций, пешеходных переходов и гаражей. Дальше, на глубине до 30 м, предполагались транспортные развязки, протяженные транспортные тоннели и другие сооружения. Все что могло расположиться ниже, предназначалось для дальнейшего развития метро. В настоящее время сооружения глубиной 5-10 м в Санкт-Петербурге являются большой редкостью, а еще более заглубленные – практически отсутствуют.
Организаторами конференции выступили: СПб отделение Тоннельной ассоциации России, Северо-Западное региональное отделение Российского национального общества по механике грунтов, геотехнике и фундаментостроению, Комитеты по градостроительству и архитектуре, по транспорту, по благоустройству и дорожному хозяйству городского Правительства, СПб ГАСУ, СПб ГУПС, Горный Институт, институты «Ленметрогипротранс» и «ЛЕННИИПРОЕКТ». В ходе заседаний, проходивших с 24 по 26 октября, специалистам и представителям властных структур удалось обменяться опытом, идеями и наметить пути к консолидации усилий по более активному и системному освоению подземных пространств в городской среде.
Первый день работы конференции был по преимуществу посвящен градостроительным аспектам этой деятельности, второй – особенностям геомеханики грунтов, водозащите, расчетам и программному обеспечению. В финале обсуждались практические вопросы технологий, инженерных систем и конструкций городских подземных комплексов и тоннелей.
От редакции: Подробную информацию о работе конференции читайте в ближайшем номере АРДИС.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>