Кирилл Козлов

ЗОВ ПУТЕВОДНОЙ НОТЫ

От редакции: Наши читатели давно и хорошо знакомы с архитектурной мастерской «Арка». Однако, каждая новая встреча с этим молодым творческим коллективом оставляет незабываемые впечатления. Любопытный факт: некоторые из проектов, задуманных здесь больше пяти лет назад, сегодня начинают воплощаться. Для фирмы с большим опытом такой разрыв между рождением идеи и ее реализацией покажется слишком долгим. Однако в практике молодой мастерской каждое такое событие – новая высота. Опыт коллектива в плане преодоления трудностей показателен и, возможно, уникален. Общаясь с главным архитектором ООО «Арка» Кириллом Козловым, в очередной раз понимаешь, что творческая энергия этого человека способна противостоять любым трудностям и обязательно (пусть не сразу) будет иметь материальное воплощение. Недавно на Пискаревском проспекте начато строительство жилого двадцатиэтажного дома. Для фирмы это стало первым опытом в высотном проектировании.


Бизнес-центр. Г. Одинцово Московской обл.

Фитнес-центр. Пос. Руза Московской обл.

Реконструкция промышленного здания под бизнес-центр. Санкт-Петербург
Работать по «высотной теме» сложно. Проектировщик в данном случае (особенно, если это уплотнительная застройка) имеет дело с очень жесткими нормами по инсоляции и удаленности от других объектов. В такой ситуации конструкция здания, по сути, четко задается нормативами. Архитектору же остается только фасад – работа интересная, но все-таки прикладная. Нам же всем хочется мыслить объемами и воплощать их.
Такая возможность нашей мастерской представилась в работе над двумя подмосковными объектами. В Одинцово по проекту АМ «Арка» недавно был построен бизнес-центр площадью 15 тыс. кв. м. Здесь задача состояла в том, чтобы поставить здание среди реликтовой дубовой рощи, и четыре инвестора собирали четыре своих офисных блока в единое целое. Нам предстояло их спроектировать в соответствии с внешнем обликом улицы, застройка которой началась в конце 80-х гг., объединить и расставить между дубами, не повредив их корни. Все перечисленные проблемы удалось решить, и сейчас фирма работает над интерьерами.
Когда видишь воплощение своего проекта, испытываешь потрясающие ощущения. Наверное, это можно сравнить с рождением ребенка. Ходишь и смотришь: вот они стены, вот – колонны, те самые, которые мы начали проектировать пять лет назад… В случае с Одинцово, чтобы не навредить вековым деревьям, мы, например, вынуждены были делать настолько «кривую» конструкцию, что потом она нас самих удивляла: сопряжение стен 13,5 градусов – строители просят хотя бы 15, а мы не можем, у нас там дубы. Правда, и это можно было предвидеть, многие из них в ходе строительства все равно погибли.
Зато в отношении другого подмосковного объекта – фитнес-центра в Рузе, который будет расположен на берегу водохранилища, – единственное ограничение, оговоренное заказчиком, состоит в том, что общая площадь здания на должна превышать 4 тыс. кв. м. Здесь мастерская, действительно, почувствовала полный простор творчества. Как результат, клиент просит представить два варианта – мы придумываем пять, потому что самим интересно. Вообще, вопрос о степени авторской свободы в архитектуре относится к числу вечных и волнует любого из моих коллег. Разность интересов заказчика и архитектора приводит к их извечному противостоянию. Да, в истории есть примеры исключительного взаимопонимания, но исключения, как известно, только подтверждают правила.
Не так давно я, похоже, сформулировал свое основное желание в профессии: раз и навсегда заниматься только авторской архитектурой. Это не новая мысль (наверняка, об этом думают все), но каждый трактует ее индивидуально. В нашей профессии как в кино: имеется, допустим, добротно сделанное, коммерческое, но не искусство, или сериалы – это наша массовая застройка, а есть авторская архитектура, которая возможна при наличии определенного опыта, поддержки со стороны понимающих заказчиков и достойного имени в архитектурной среде. Можно перечислить еще некоторые факторы, но это основные. Здесь важно обладать высоким уровнем ответственности и жизненной мудрости, достаточной обоснованной смелостью, позволяющей высказывать и отстаивать свое мнение, воспитывать людей собственным примером.
Даже если это все у вас есть, придется непросто. Мой преподаватель не уставал повторять, что архитектура – «это профессия второй половины жизни (когда все те, кто тебя не пускал, умерли, а других ты сам не пускаешь)». Если серьезно, то, конечно, надо набраться опыта, все и везде попробовать, лишь тогда ты поймешь, что можно, а чего нельзя. Архитектором по-настоящему ты сможешь себя назвать только перед самой кончиной, когда уже ничего нельзя будет исправить – опять же, почти цитирую слова своего учителя. В нашей практике заказчик часто диктует свое мнение, и противостоять бесспорному авторитету денег могут совсем немногие. Всегда думаешь, что в следующий раз будет по-другому, а сейчас надо зарабатывать. Взял пять заказов, но души и времени на глубокое понимание каждого уже не хватает (если у кого-то это не так – снимаю шляпу). Чтобы иметь право на авторскую архитектуру, нужно постоянно вкладывать душу в каждый объект. Но это трудно.
P.S.: Однажды я ехал за поливальной машиной, в прозрачном баке которой плескалась вода, и в ней кривой линией отражалось солнце. «Вот звон путеводной ноты», как сказал однажды Набоков.



Творческий коллектив
архитектурной группы “АРКА”:

Главный архитектор: Козлов К.В.
Архитекторы: Ионин Е.С., Воронцова Л.В.,
Розенталь А.Н., Потапова С.М., Звеняцкая Д.Е.,
Оболенская Д.А., Судаков К.В.
Дизайнеры: Монтлевич И.В., Гукова Е.В.
Санкт-Петербург
Московский пр.91,оф.606
тел/факс: 3244936
тел.:3319422
e-mail:arka@vmb-service.ru

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>