Елена Иванова

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОСТО АРХИВ

СУДЬБА И ПЕРСПЕКТИВА НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ ПСО «ТИМРУС»


В творческом багаже каждого проектировщика обязательно отыщется материал, который в силу определенных обстоятельств так и не нашел своего прямого воплощения. Это могут быть как целиком нереализованные проекты, так и по неким причинам отвергнутые заказчиком предварительные эскизы или даже достаточно глубоко проработанные варианты объемно-планировочных решений в составе реализованных. Их совокупность подпадает под определение «археологии архитектуры», давно устоявшееся в специальной литературе.

Эскизное предложение к первоначальному проекту здания АСУ КАД

Проект реконструкции административного здания на ул. Марата

Многоэтажная автостоянка у завода «Балтика». Постройка 2002 г.

Предпроектное предложение по жилому комплексу повышенной комфортности в г. Пушкин
Полагать, что всему этому уготована единственная участь «вылеживаться» на архивных полках, было бы довольно опрометчиво. Во-первых, относительно «свежий» проект в дальнейшем может быть частично использован для схожих с ним разработок. Во-вторых, даже в случае, когда тот, действительно, устарел (по сегодняшним нормативам это 30 лет), его материалы могут стать предметом исторических или теоретических исследований.
При всех достижениях ПСО «ТИМРУС», рассказ о которых мы продолжили в прошлом номере «АРДИС», подобные «археологические находки» можно обнаружить и в портфолио этой успешной фирмы. Более того, из разговора с ее генеральным директором Юрием Дмитриевичем Тимофеевым и главным архитектором Сергеем Николаевичем Кривоносовым становится очевидно, что некоторые из невоплощенных идей оказались для проектно-строительного объединения этапными, дав бесценный опыт в решении самых сложных профессиональных задач.
Ю. Тимофеев:
– Не так давно, например, к нам поступил блиц-заказ разработать эскизный проект центра автоматизированной системы управления движением по КАД, расположенного в одном из лепестков кольцевой развязки – на въезде в город с Московского шоссе. Поскольку в самом начале работы перед «ТИМРУС» стояла достаточно амбициозная задача спроектировать объект, хорошо просматривающийся издалека и привлекающий взор автомобилистов, то в первом варианте нами было представлено мощное девятиэтажное сооружение. Впоследствии смету сократили, и сегодня речь идет об уже совершенно другом объекте, как по конструкции, так и по технологии, причем высотой или в два, или в три этажа.
Еще один из невоплощенных проектов ПСО «ТИМРУС» – реконструкция административного здания по ул. Марата. Применительно к этому случаю планировалась надстройка трехэтажного дома в глубине квартала до пяти этажей. Когда вся основная работа уже была выполнена, обнаружился еще один совладелец здания, который не согласовал предстоящую реконструкцию. В итоге, эта достаточно любопытная работа, к великому сожалению проектировщиков, тоже угодила в архив.

С. Кривоносов:
– Приведу пример, когда вмешательство заказчика может существенно изменить первоначальное архитектурное решение прямо в ходе строительства. Интересный проект многоэтажной автостоянки для сотрудников пивного завода «Балтика» мы разработали, ещё работая в ПСФ «Руст». Идея заключалась в двух круглых сооружениях – въездных рампах, похожих одновременно и на пивные банки, и на опоры моста, соединенные изящным пролетом длиной в 120 м, с мощной консолью, на 4,5 м нависающей над проездом. Проемы верхних этажей автостоянки зашивались решетками, а весь первый этаж предполагалось сделать открытым. Тем более, с технической точки зрения, консоль была придумана не случайно. Здесь учитывалось, что перекрытие лежит над сетями дождевой канализации, проложенной под проездом. В то же время с открытыми консолями весь проект сооружения кажется более легким и воздушным. Однако, первое, что делает наш заказчик, зашивает весь низ сооружения решетками, оставив два пролета для проезда машин. В результате, вся оригинальность замысла напрочь «убивается», а само сооружение превращается в этакий сплошной ящик.
Ю. Тимофеев:
– Сказанное касается «приключений» городских проектов, но во многом оно справедливо и по отношению к Царскому селу, где мы достаточно продуктивно работаем, начиная с 1997 г. Один из наших домов, ныне давно построенный, проектировался впору дефолта. Причем первый вариант его проекта, мне кажется, был решен более тактично, нежели реализованный. Однако в то время заказчик приостановил и только через два года возобновил работы. Как следствие полностью изменились и идеология квартирографии, и фасад. К примеру, вместо крупных двухуровневых квартир, были заказаны одноуровневые, площадью не более 100 м2. Единственное, что осталось без изменений – это встроенный гараж и конструктивные решения.
Другой эпизод. В самом начале работы ООО «ПСО «ТИМРУС» там же, недалеко от здания бывшей Ратуши, на участке с перепадом рельефа местности в 2,5 м мы делали предпроект жилого комплекса достаточно высокой комфортности. Под всем пятном застройки планировался подземный гараж и физкультурно-оздоровительный комплекс. Работа, увы, не получила продолжения из-за трагической гибели заказчика в авиакатастрофе.
Транспортной темой нынешние руководители «ТИМРУС» вплотную начали заниматься еще в 1988году, работая в ту пору в проектно-строительном кооперативе при ГлавУКСе Ленгорисполкома. Тогда их силами было сделано 8 предпроектных предложений, и два рабочих проекта многоэтажных гаражей в рамках городской программы размещения автостоянок. Все остановилось после свертывания бюджетного финансирования.
Ю. Тимофеев:
– Некоторые из этих идей получили развитие в проекте салона «Автобиография», которым занимался уже «ТИМРУС». Изначальные его варианты получились, признаться, весьма традиционными по функциональной схеме, и рассмотрев их, заказчик объявил, что хочет видеть в здании что-то неожиданное и запоминающееся. Такая постановка задачи привела к рождению нескольких очень разноплановых и зачастую оригинальных идей. Одна из них предполагала, например, достаточно интересно решенные трансформируемые крыши. В летний период они должны были раздвигаться, и тогда солнце полностью освещало весь салон. После прорисовки вручную нескольких эскизов, родился уже воплощенный в жизнь автосалон «Автобиография».
С. Кривоносов:
– Основная архитектурная проблема состояла в необходимости сделать в одном здании три самостоятельных объема и каждый с самостоятельным порталом. При этом надлежало «не обидеть» ни один из представленных в автосалоне брендов. Эскиз, который, наконец, появился и впоследствии лег в основу проекта, стал результатом долгих поисков по методу «проб и ошибок».
Вариант трехбрендового автосалона «PAG» на ул. Савушкина

Вариант трехбрендового автосалона «PAG» на ул. Савушкина

В процессе работы возникало много непростых вопросов. Так, «шоурум» салона нельзя было расположить ниже производственной части здания. В результате весь объект стал как бы тянуться вверх. Идея ярусности внутри «шоурума» возникла параллельно и далеко не случайно – ее рождению предшествовала разработанная несколько ранее нами же, но в ПСФ «Руст» концепция многоэтажного автосалона «PAG» для ЗАО «Евросиб» на ул. Савушкина. Немного позже на этом месте был построен салон «Мультимоторс», практически в полном соответствии с нашим эскизом, о чем, замечу, «УИМП-проект», разрабатывавший рабочую документацию даже забыл упомянуть.
Оставим в стороне вопросы этики, поскольку мы обсуждаем вопрос, насколько эффективно может быть использована в дальнейшем та или иная нереализованная разработка. Ведь на деле получилось, что эскизный проект салона, от строительства которого на ул. Савушкина руководство системы PAG в свое время и по известным ему причинам отказалось, стал в некотором роде предтечей автосалона PAG «Автобиография» на Пулковском шоссе.
Ю. Тимофеев:
– А вот один из совместных с Евросибом проектов, который не был осуществлен, мне до сих пор жаль. Имеется в виду многоэтажная автостоянка со встроенным пожарным депо на Пеньковой ул. для спецподразделения, занимающегося тушением пожаров повышенной сложности, например, на воде. Проектом мы занимались в далеких 1996-97 годах и почти полностью подготовили рабочую документацию. Главная причина, по которой он не воплотился в жизнь, – административная. На тот момент строительство сочли неинтересным и нерентабельным, к тому же, началу работ помешали сложности с оформлением федеральной земли.
Не исключено, что определенные методологические наработки, отдельные из архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений, сделанные в ходе выполнения этого давнего проекта также рано или поздно найдут выход в будущих работах «ТИМРУС». Жизнь покажет…

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>