Олег Лапшин

ООО «АРХИТЕКТУРНАЯ СТУДИЯ М4»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ:
СОХРАНЕНИЕ СТИЛИСТИКИ И РИТМА ЗАСТРОЙКИ

Специалистам нашей студии не так часто приходится заниматься проектами для исторических районов Петербурга. Тем не менее, всякий раз, когда перед творческим коллективом М4 возникает такая задача, мы с самого начала работы над темой стремимся учесть традиции, стилистику и колорит окружающей застройки.
На практике сложились различные подходы к решению архитектурного облика новых зданий, которым надлежит быть построенными в историческом центре. Казалось бы, проще всего следовать «историзму» – в этом случае ваш объект достаточно органично впишется в старое окружение. Хотя, при такой постановке задачи от архитектора требуются знание и чувство стиля. Все это, на наш взгляд, очень индивидуально и, более того, присуще далеко не каждому. Как следствие, сегодня немногим из коллег удается успешно проектировать и строить в духе «историзма». В качестве альтернативы можно придерживаться стилей, характерных для нашей эпохи. Ваша постройка действительно может «сыграть» на контрасте с окружением. Однако современный стиль в основном зависит от моды и конъюнктуры рынка отделочных материалов. Правда, это иногда порождает монстров в угоду той же мимолетной моде и производителям фасадных систем.

Самый, на наш взгляд, разумный выход из ситуации, которая складывается таким образом, содержится в определенном компромиссе. Речь о таких вариантах проектных решений, когда вы, выдерживая стилистику окружения, ее ритм и атмосферу, все же позволяете себе обращение к новым технологиям, материалам, конструктивным идеям и формообразованию. Вот тут обычно и начинается поиск такого симбиоза, который, не игнорируя сложившейся вокруг градостроительной картины, не исключал, в то же время, современных веяний в архитектуре и строительной практике.
Возьмем жилой комплекс на участке Нейшлотского переулка, который в силу условий, определенных заказчиком, использует весь возможный периметр и занимает 90% участка застройки, Вследствие этого периметральные фасады здания должны были получиться слишком длинными, абсолютно нетипичными для этого места. Чтобы устранить это очевидное градостроительное противоречие, архитекторы приняли решение о членении фасадной плоскости на блоки разных пропорций, выделенных слабо выступающими ровными плоскостями с различным ритмом окон. При этом они окрашиваются в разные цвета, характерные для окружающей застройки. Заступающие плоскости технического этажа и вертикальных лестничных элементов оштукатурены с рустовкой. В дополнение к этому была предусмотрена отделка лицевой поверхности фасадов различной штукатуркой, наложением рустованных плоскостей и карнизов, то есть применением элементов, традиционных для Петербургского стиля.
Главный фасад, ориентированный на Нейшлотский переулок, расположен по красной линии и представляет собой разновысокий силуэт, который имитирует застройку из 4-х домов, объединенных общей архитектурной концепцией. Такое решение обеспечивает сохранение здешнего градостроительного ритма, а применение элементов наружного остекления придает зданию современный вид. На уличных фасадах присутствуют прямоугольные и закругленные эркеры и почти нет балконов, что также характерно для Петербурга. В основном все балконы сосредоточены на южных и восточных дворовых фасадах.
Силуэт фасадов решен за счет сильно выступающих карнизов. Они расположены на разных высотах различных секций, выступающих лестничных клеток и мансард. Таким образом, проектируемое здание имеет как бы два силуэта: один – воспринимаемый вдоль улиц с высоты человеческого роста, и второй – видимый издалека.
Само здание имеет Ш-образную форму в плане, с организацией крытых дворовых пространств, объединенных высокими трехчастными арками и между собой, и с территорией улицы. По своим высотным отметкам жилой комплекс соответствует положениям регламента застройки исторического центра. Практически на всем протяжении два последних этажа решены с отступом от линии фасада и зрительно спрятаны за выступом карниза. Со стороны пустыря, в первом этаже располагаются въезды в боксы встроенных индивидуальных гаражей. При примыкании к существующему дому, под аркой на главном фасаде, устроены проезды в дальний двор, въезды на кровлю крытых дворов и во встроенную полузаглубленную автостоянку. Реализованное объемно-планировочное решение при сохранении зрительного восприятия улицы позволило максимально использовать как площадь участка, отведенного под застройку, так и разрешенную высоту.



С фасадами другого жилого комплекса – «Граф Орлов» – дело обстояло несколько сложнее. Этот многофункциональный объект, включающий, помимо жилья, торгово-развлекательный центр и встроено-пристроенные гаражи, представляет собой симметричную композицию, относительно оси, перпендикулярной Московскому пр. и доходящей до Варшавской ул. По оси располагается ТРК, к которому с двух сторон примыкает по пять жилых корпусов. Они стоят друг за другом параллельно проспекту. Этажность комплекса ступенчатая: вдоль Московского пр. расположены 8-этажные секции, за ними — 14-17-35-этажные здания, и на Варшавскую ул. выходят дома в 14-17 этажей. К жилым зданиям пристроены надземные гаражи с эксплуатируемой кровлей, под которыми размещены подземные стоянки торгово-развлекательного комплекса. Тем самым, корпуса объединяются в общий объем, создавая ощущение, что весь комплекс «Граф Орлов» стоит на единой, приподнятой над землей платформе.
Главный композиционный элемент комплекса – четыре 35-этажных дома, являющиеся доминантами, своеобразными маяками и объектами притяжения не только для проектируемого объекта, но и для всей окружающей застройки.
Располагаясь в центральной части новой жилой застройки, ТРК своим объемом и разделяет, и одновременно объединяет обе ее части, а боковые фасады этого здания участвуют в формировании дворов домов. В то же время, совместно с жилыми корпусами первой линии наш торгово-развлекательный комплекс формирует единую линию застройки по Московскому пр. Его левый и правый флигели частично выступают за общую линию фасадов, образуя площадь перед главным входом. Со стороны проспекта она ограничена порталом въезда-выезда в подземные помещения автостоянок.
Решение фасадов предлагалось определить стилем существующей застройки Московского проспекта. Но если это решение заказчик допускал для жилых домов, то в отношении ТРК оно категорически отвергалось. Аргументы, впрочем, были весьма резонными: для развлекательного центра, строгая архитектура в стиле «сталинского ампира» не подходит, и посетителей, скорее, должны привлечь некий легкий и «воздушный» архитектурный стиль, помпезность и роскошь. Здесь, учитывая, что и мы, и заказчик стремились соблюсти стилевое единство всего комплекса, которое должно прослеживаться и на 8 этажных жилых домах, примыкающих к ТРК, и на 35 этажных башнях, по понятным причинам стало возникать множество непростых вопросов.
В результате совместного поиска, проработки и обсуждения многих вариантов наши архитекторы остановились на таком фасаде торгового комплекса, который и учитывал запросы инвестора, и не выбивался из архитектурной стилистики Московского проспекта. Во всяком случае, его пропорции, членения и цветовую гамму нам удалось подчинить сложившейся застройке, а главный вход в ТРК – решить по традиционной схеме организации парадного пространства, характерной для дворцовых сооружений и ансамблей Московского и Невского проспектов.
Безусловно, дальнейшая работа над фасадами комплекса внесет коррективы и уточнения в пропорции и детализацию. Но мы хотели показать данный проект в качестве примера работы наших архитекторов в столь сложном и ответственном месте нашего города, примера сохранения исторической стилистики, но с использованием современных материалов и форм.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>