Сергей Рязанцев

ЖИТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

От редакции: Архитекторы-практики в целом весьма критично оценивают нынешнее положение дел на проектном рынке Санкт-Петербурга. Несмотря на заметные и большей частью позитивные изменения последних лет, сама схема взаимодействия между заказчиком, проектировщиком и подрядчиком, не говоря уж о конечном потребителе продукции строительной отрасли, все еще далека от совершенства. По мнению руководителя одной из архитектурных мастерских нашего города Сергея Николаевича Рязанцева, суть целого ряда таких противоречий лежит в несовершенстве отраслевой нормативно-правовой базы, которая пересматривается с завидной регулярностью и причем едва ли не всякий раз кардинально. Параллельно (и, что самое неприятное, уже непосредственно в ходе разработки проекта) нередко случается смена девелопера, инвестора или застройщика. Фактически поводом для очередной встречи с С. Н. Рязанцевым на страницах «АРДИС» послужил минувший юбилей его alma mater – Академии Художеств. Однако публикация размышлений зодчего получилась в большей мере проблемной, нежели праздничной.

Около года назад в журнале в числе прочих разработок нашей мастерской анонсировался проект бизнес-центра с подземной автостоянкой на пр. Металлистов. Незавершенное строительство в виде недостроенного каркаса вот уже полтора десятка лет «мозолит глаза» жителям района. Этот объект мы официально ведем с 2004 г., и первоначальный владелец намеревался построить здесь бизнес-центр с подземной автостоянкой. В один прекрасный момент выяснилось, что права на участок проданы им совершенно другой компании. Новый владелец, который специализируется на производстве с применением биотехнологий, решил наделить недострой принципиально иной функцией, расположив в будущем здании свое НПО с полагающимися лабораториями и цехами. В то же время всю изначально предложенную нами архитектуру объекта надлежит сохранить. Если офисная функция бизнес-центра неплохо «дружила» с имевшимся здесь жестким каркасом, то лабораторно-производственный корпус требует уже других конструкций.
Естественно, отдав объекту порядка трех лет, специалисты нашей мастерской владеют ситуацией по данной реконструкции и осознают все сложности предстоящей функциональной трансформации здания. Работу над проектом придется продолжать с новым заказчиком и совершенно в новом ракурсе. В студенческие годы нас учили, что функция обязательно должна соответствовать форме. Здесь мы имеем дело с прямо противоположным условием задачи: совместить свою же прежнюю архитектурную идею с абсолютно другим назначением здания. Хотя сама такая постановка вопроса оказалась для мастерской неожиданной, думаю, нам все же будет по силам его решить. Тем более что к работе над технологическими нюансами подключены коллеги из ОАО «ЛЕННИИПРОЕКТ», имеющие большой опыт в проектировании зданий для медицинской отрасли.
Другая история приключилась с жилым домом со встроенными помещениями на Тележной ул.,  22. Проект также претерпел множество корректировок еще на первоначальном этапе. На первых порах здание позиционировалось как элитный дом с небольшим количеством квартир повышенной комфортности и встроенной автостоянкой. Менялись желания заказчика, сменился инвестор, соответственно корректировались проектные решения. Новый инвестор из маркетинговых соображений счел необходимым существенно увеличить количество квартир за счет снижения комфортности. Соответствующим образом поменялось и задание на проектирование, а в ходе перепланировки некоторые квартиры получились весьма тесными и с комнатами неудобной формы. А дальше – больше: при продаже будущим жильцам потребовалось обратное объединение и укрупнение целого ряда квартир.
Вероятно, и в том, и в другом случае от продолжения работы можно было отказаться, ввиду занятости более привлекательными объектами и проектными задачами. Тем не менее, бросать на произвол судьбы свое «дитя» у архитекторов не принято. Дело даже не в претензиях на авторство… Где гарантии, что сменившие тебя коллеги захотят также глубоко вникнуть во все тонкости уже сделанной работы?
Приведу еще один пример. Сложилось так, что проект здания бизнес-центра с подземной автостоянкой на 10-й Советской ул. был «заморожен» на три года. Причин множество, в т.ч. изменение законодательных установок, нерасторопность заказчика и т.д. Тем временем на соседнем участке успели не только снести старое строение, но и возвести на его месте новое здание. Образовалась новая градостроительная ситуация. Теперь мы планируем подготовить и окончательно согласовать с КГА такой вариант проекта, который позволит максимально органично увязать проектируемое новое здание с окружающими домами с сохранением масштаба застройки улицы и всего квартала данной части старого Петербурга. Задача непростая уже хотя бы потому, что нам предстоит как бы «уравновесить» своим зданием стоящие по соседству совершенно разные по стилю дома – старую постройку девятнадцатого века и новую – двадцать первого.
Не будь той удивительной школы, которую мне удалось пройти в Академии художеств и серьезной практики я бы, вероятно, и не рискнул браться за столь нетривиальные задачи. Со студенческой скамьи мы впитывали суть преемственности зодческого процесса и, постигая профессию, постоянно стремимся не только к сохранению, но и к развитию градостроительной целостности Петербурга.
двойная табличка
Проект бывшего бизнес-центра
c подземной автостоянкой.
пр. Металлистов, 9
Проект здания по 10-й Советской ул.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>