Елена Иванова

ХРАМ ИСКУСCТВ НА НЕВЕ
К 250-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
Отмечающийся в течение этого года юбилей Российской Академии Художеств внесен ЮНЕСКО в список событий, наиболее значимых для мирового сообщества. История ее основания тесно связана с просветительской деятельностью императорского Дома Романовых. Например, доподлинно известно, что во время своего визита в Париж, предпринятого 286 лет назад, Петр I посетил Французскую академию и был избран одним из ее почетных иностранных членов. Вернувшись в Россию, он повелел создать единую академию наук и художеств. Появление такого учреждения в стране заметно ускорило ее приобщение к европейской цивилизации. В результате ряда организационных преобразований, инициированных Елизаветой I, уже в 1757 г. в его составе была выделена самостоятельная Императорская Академия художеств. Поэтому официально история РАХ отсчитывается именно с этой даты. Занятия в академии начались на следующий год и сразу в нескольких классах: живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А еще через шесть лет, 4 ноября 1764 г., высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств», зафиксировавшие законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности. Ныне Российская Академия Художеств воспринимается во всем мире как один из главных символов национального культурного достояния нашей страны. PAX установила прочные контакты с коллегами из Франции, Испании, Великобритании, Италии и США. На протяжении двух с половиной веков Академия поддерживает художественные связи между центром и регионами России, причем сегодня активно действует в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Во многих городах работают ее творческие мастерские.
Основные юбилейные торжества полным ходом идут в Санкт-Петербурге, где собственно и была создана академия. Частью обширной программы, включающей разнообразные по характеру и тематике масштабные проекты в разных российских регионах стала летняя выставка в Манеже. Она открывалась разделом, демонстрирующим фотолетопись истории академии, начиная с середины XIX века, с экспозицией уникальных снимков таких известных мастеров, как К. Булла и С. Левицкий. Здесь же были представлены как сохраненные в музее работы старых мастеров, работавших еще при графе Шувалове, так и произведения ныне здравствующих членов Президиума РАХ. В живописном разделе можно было познакомиться с полотнами и скульптурой З. Церетели и А. Мыльникова, Т. Салахова и Д. Жилинского, Е. Зверькова и В. Сидорова, Г. Коржева и В. Иванова, бр. Ткачевых и Ю. Кугача, П. Никонова и И. Обросова, П. Оссовского и Е. Максимова, А. Левитина и О. Еремеева, Т. Назаренко и Н. Нестеровой, О. Савостюка, А. Быстрова, В. Мыльниковой, А. Салаховой, С. Оссовского, а также недавно ушедшего из жизни замечательного художника И. Голицына.
К круглой дате приурочен выход в свет иллюстрированной истории Академии в 4-х`томах, чеканка памятных медалей, юбилейной золотой и серебряной монет. В системе подготовительных и праздничных мероприятий немалое внимание на этот раз будет уделено вопросам реконструкции и реставрации зданий и музеев, входящих в систему Академии.
Такого события не могла обойти вниманием и редакция журнала «АРДИС», учитывая, что многие авторы и герои наших материалов являются выпускниками Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, входящего в состав РАХ. В ходе подготовки этой публикации мы встретились с ректором вуза Альбертом Серафимовичем Чаркиным, с деканом факультета архитектуры Михаилом Юрьевичем Северовым и преподавателем одной из его пяти учебных мастерских, проф. Олегом Андреевичем Харченко, поинтересовавшись, чем сейчас живет храм искусств на Неве.

А. С. Чаркин:
– Понимая всю необходимость привить в России серьезное изобразительное искусство европейского плана, основательница нашей Академии, императрица Елизавета Петровна, привлекла к участию в ее создании графа И.И. Шувалова и М. В. Ломоносова. Да и первыми здешними преподавателями стали выдающиеся мастера, приглашенные из Европы. Академия всегда была опекаема самим императором или императрицей, а президентом ее обязательно был ставленник двора его Императорского Величества, который и являлся руководителем всего процесса. Кроме президента был еще ректор или директор. Вся прежняя структура работала для того, чтобы, помимо подготовки учеников, рассматривать еще и все поступающие предложения градостроительного порядка, идеи оформления дворцов и иных сооружений. Причем в основе всего лежал синтез искусств – живописи, скульптуры, архитектуры и графики.
В настоящее время Российская Академия Художеств имеет сложную структуру. В ее состав входят МГАХИ им. В. И. Сурикова, наш вуз, а также научно-исследовательский музей-усадьба «Пенаты», музей-квартира И. И. Бродского, дом-музей П. П. Чистякова, музей-мастерская А. И. Куинджи и научная библиотека.
Президиум РАХ заседает каждый вторник в Москве. Иногда, если назревает тот или иной актуальный вопрос, он собирается в Петербурге. Общее собрание в Академии проходит ежегодно, на нем утверждаются важнейшие решения и происходит прием новых членов. Нынешний президент академии Зураб Константинович Церетели уже много лет стоит во главе РАХ, и 250-летний юбилей проводится под его руководством.
Учеба в академии – это не быстрый путь зарабатывания популярности, а трудный путь и радостная жертва во имя познания вечного. На это идут не многие, а только те, кто не может не пойти в искусство, в наш храм, потому, что только здесь человек соприкасается с истоками, вечной преемственностью от прошлого через настоящее к будущему. Наверное, поэтому у нас учатся исключительно талантливые молодые люди.
Хочется отметить, что Академия Художеств - это все те, кто, прошел долгий творческий путь и учился в ее стенах за два с половиной столетия. Среди наших выпускников – немало действительно выдающихся живописцев, графиков, скульпторов, театральных художников, зодчих, искусствоведов, – тех, кто всегда формировал культуру России.
Сегодня все заложенные еще при Елизавете Петровне и сохранившиеся традиции высокого искусства, необходимо совместными усилиями оберегать и продолжать не только в России, но и во всех республиках бывшего союза. В этом направлении наш институт может сделать и делает много полезного. В эпоху правления династии Романовых, например, прекрасно понимали важность серьезного изобразительного искусства, которое, по сути, является духовным вектором, без которого общество не сможет прогрессивно развиваться и объективно мыслить. Вот почему основу будущего развития академии мы видим в сохранении веками формировавшихся в ее стенах добрых традиций и ее творческого коллектива. Не менее важно привлечение новых кадров — талантливых преподавателей высокого искусства.
Все настоятельнее требует решения задача вернуть прежние и по возможности расширить академические площади. Два с половиной века назад у академии был целый квартал – от набережной до Большого проспекта ВО. К тому же, чтобы в полной мере реализовать наши образовательные проекты понадобится открытие филиалов по всей России: на Волге, в Сибири, на Востоке и в ближнем зарубежье.
Недавно мы обратились к президенту В. В. Путину с просьбой о возобновлении доброй традиции поощрять лучших студентов от имени главы государства. Суть предложения в том, чтобы, как это было в прежние времена, отправлять молодых архитекторов, скульпторов, художников, получивших диплом института, на стажировку, например, во Францию, Италию, США, Англию, Китай и Индию. Полагаю, что в ближайшее время этот вопрос будет решен.
Не забывает о нас и глава города В. И. Матвиенко. Из года в год лучшие выпускники каждого вуза поощряются губернаторской премией. Кроме того, в текущем году принято решение Правительства СПб выделить из бюджетных средств всем учебным заведениям культуры 30 стипендий. Пять из них адресованы нашей академии. К этому могу добавить и слова признательности нашим меценатам. Так, благодаря лакокрасочному заводу «Невская палитра», наши студенты имеют повышенную стипендию и всегда обеспечены лучшими материалами для работы. Все это примеры того, как сложившийся союз власти, образования и бизнеса, помогает юным «академикам» решать многие проблемы в период своего обучения.
М. Северов: – Факультет архитектуры, являясь, пожалуй, одним из основных в системе обучения академии, одновременно с ней отмечает и свое 250-летие. Собственно она и создавалась как академия трех знатнейших искусств: живописи, ваяния и зодчества. Структура обучения на архитектурном факультете очень простая. Первые два года студенты обучаются всем курсом в одном большом помещении, так называемом «циркуле», а уже на третьем распределяются по учебным мастерским, руководят которыми наши профессора, широко известные в городе практики и опытные педагоги – В. В. Попов, Е. М. Раппопорт, О. А. Харченко, В. А.Ухов, и П. С. Юшканцев. Это еще одна традиция: на протяжении всей истории академии будущим архитекторам преподавали ведущие российские зодчие. Впрочем, и сами условия обучения, которые у нас предоставляются студентам, также всегда были исключительными. На сегодня немногие вузы искусств страны могут обеспечить каждого из них персональным местом, начиная прямо с 1-го курса. Это тоже имеет свои объяснения: наши требования, к примеру, по мастерству в области изобразительного искусства даже на вступительных экзаменах всегда были выше и сложнее, чем в других институтах.
Нынешние студенты представляют новое поколение, правда, во главном они очень похожи на тех, кто здесь учился здесь в прошлом. Роднит всех «академиков» искреннее и беззаветное служение искусству архитектуры, как на протяжении всех шести лет учебы, так и дальше – в пору самостоятельной творческой деятельности.
В течение многих десятилетий наш факультет участвует в Международном смотре-конкурсе лучших дипломных проектов архитектуры и дизайна, постоянно добиваясь заметных успехов. Отчасти это результат того, что на протяжении всех 250 лет своей истории академия готовила именно архитекторов- художников, способных работать над синтезом всех видов искусств. Отрадно, что это вновь востребовано сейчас.
О. Харченко: – От всех других архитектурных вузов наш отличается двумя особенностями, влияющими на формирование принципов обучения. Первая состоит в наличии у каждого студента персонального рабочего места, позволяющего делать задания не дома, а прямо в академии, где, как говорится, и стены учат. Юные зодчие слышат замечания и поощрения, которые делаются другими, пытаются в них вникнуть, понять, что у другого получилось, а что нет, ведь все делают разные ошибки. В результате, процесс обучения обогащается еще и опытом сокурсников. Другая особенность в том, что все делают одну и ту же работу, благодаря чему имеют возможность идентифицировать себя. Возникает здоровая соревновательность, появляются лидеры, за которыми подтягиваются все остальные.
У сегодняшних студентов большая степень творческой свободы. Само по себе это, безусловно, хорошо, однако требует высокой степени ответственности, понимания, способности анализировать. Если для нас источником информации были несколько журналов, которые мы изучали от корки до корки, то теперешней молодежи, благодаря Интернету, доступно любое издание мира. К тому же, многие из них имеют возможность путешествовать и воочию видеть все многообразие мировой архитектуры, как современной, так и классической.
Очень сильное влияние на процесс работы над проектом оказывают компьютерные технологии, дающие колоссальные возможности визуализации. И все же при этом важно, чтобы студенты осознавали, что компьютер — это всего лишь инструмент. Задача же академии — выработать идеальную моторную связь между рукой и головой, поэтому первые три года обучения наши студенты компьютером не пользуются.
Если говорить о том, чего хотелось бы пожелать нашей академии в ее юбилейный год, то главное – это сохранение ее «духа». Сложно сказать, из чего он складывается, но это именно то, что всегда привлекало и привлекает сюда абитуриентов. Лично я стремился попасть в академию с тринадцати лет. В этом месте никогда не было и нет случайных людей, поэтому общение со студентами происходит «на равных», они еще не профессионалы, но уже коллеги, с первого курса.

>> К СОДЕРЖАНИЮ >>