Владлен Лявданский
директор и гл. арх. ООО «Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская»
ДОМ КАК ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КОСМОСА
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Существует распространенное мнение, которое разделяют многие профессиональные архитек-
торы, что в современной, по крайней мере российской, архитектуре есть две тенденции или два на-
правления: традиционное, или «эклектика», которая пользуется историческими стилями в качестве
источника формообразования, и современная архитектура, которая отрицает правомерность такого
метода и ищет источники формообразования в новых строительных материалах и технологиях. Они
противостоят друг другу и имеют своих сторонников и противников, как среди профессионалов,
так и среди обычной публики.
Еще Н. В.Гоголь сравнил фасады домов в городе с книгами, по которым можно многое узнать
об эпохе и людях, к которым относится стилистика того или иного дома. Архитектурные стили
формировали язык архитектуры, создавая с помощью архитектурных деталей систему узнаваемых
образов или культурных доминант. Однако со временем эти образы померкли, значение их утра-
тилось, и теперь они превратились в мертвый язык, понятный разве что специалистам.
Проект жилого дома на 4-й линии ВО (2001 г.)
Проект бизнес-центра на 13-й линии ВО (2003 г.)
Современная архитектура ушла от исторической детали, отказавшись, таким образом, и от «литературности». Она опери-
рует пространствами и, как говорят теоретики модернизма, смыслами. В эстетике главенствует абстрактная идея, а фасады
превратились в каталоги абстрактных символов, которые не всем дано прочесть. В то время как в идеале язык архитектуры
должен опираться на универсальную лексику, понятную каждому на своем уровне.
Однако если попытаться рассмотреть вышеуказанные противоречия не с формальной точки зрения, а с точки зрения
внутренних закономерностей, влияющих на процесс формирования архитектурного облика здания, мы можем заметить
следующую удивительную картину: «исторический» подход характерен для архитектуры всего Нового времени, начиная
с эпохи Возрождения и заканчивая современной архитектурой! Несмотря на смену стилей и даже программный отказ от
архитектурной детали, который произошел с приходом «современной архитектуры», принцип формирования архитектурно-
го языка оставался неизменным. Посмотрите: менялись технологии и материалы, типология и конструкции, но здания, как
светская модница, одевали и сбрасывали свои архитектурные одежды в зависимости от моды, эстетических или философс-
ких концепций. Интересно, что сегодня некоторые ведущие мировые зодчие апеллируют к одежде, как к источнику своего
профессионального метода. Например, хорошо известный всем петербуржцам французский архитектор Доминик Перро,
автор здания второй сцены Мариинского театра, в своих лекциях прямо проводит параллели между своей архитектурой и
модной одеждой.
Таким образом, налицо единый архитектурный процесс, имеющий свое начало и стремительно двигающийся к своему ло-
гическому завершению, свидетелями чего мы являемся сегодня. Большинство современных архитектурных критиков говорят
о кризисе современной архитектуры. Кризис этот носит системный характер и его, как мне кажется, невозможно разрешить
на формальном уровне. Его дезинтеграционные процессы проявляются буквально везде:
– организационно – это разрыв проектного и строительного процесса, когда строитель (исполнитель) «подминает»
под себя архитектора (творца), когда отделенный от строительного процесса производитель строительных конструкций и
материалов начинает доминировать и над первым, и над вторым;
– профессионально – это разделение архитектора и конструктора, архитектора и дизайнера по интерьерам, архитектора
и градостроителя;
– конструктивно – это разделение собственно конструкции здания и его архитектурной «одежды», и, наконец, глав-
ное:
– в самой архитектуре – появление эстетики деконструкции, исчезновение самого понятия архитектурного объекта, его
интерпретация как объекта технического дизайна (дом – машина) или ландшафта.
Однако, возвращаясь к проблеме «художественно-конструктивной» целостности архитектуры, возникает закономерный
вопрос: а возможен ли в принципе иной творческий метод? Ответ лежит за пределами собственно профессиональной про-
блематики. В первой половине ХХ века русский философ Николай Бердяев выдвинул концепцию грядущей эпохи «Нового
средневековья». Это означает отказ от парадигмы вечного прогресса, на котором базируется современная цивилизация, как
символа внешнего, материального существования человека, и переход к новой парадигме, ставящей во главу угла личность
человека, его духовную составляющую. Эта парадигма рассматривает человека как микрокосм, а окружающий его огром-
ный предметный мир как бесконечный космос, каждая часть которого является маленькой моделью целого. В архитектуре
это должно проявиться особенно ярко. Дом как идеальная модель космоса – вот прообраз здания эпохи «Нового средневе-
ковья», где все связано со всем и одно произрастает из другого. Этот «органический» подход и есть искомый творческий
метод. Он отсылает нас к готике и византийской архитектуре, архитектуре Египта и ранней античности, к великой архитектуре
древнего Востока и удивительным творениям зодчих древних культур Мезоамерики. Всех их объединяет одно – абсолютная
цельность, единство конструктивного и художественного начала. Из глубины веков Великие Зодчие прошлого ведут с нами
диалог, диалог о сокровенном, о том, что стоит «за фасадом» этого мира. Они готовы поделиться с нами тайнами своего
мастерства. Их метод подсказывает нам выход из тупика, в котором оказалась современная архитектура. В ответ они ждут от
нас понимания истинной природы архитектурного творчества, они ждут, что мы совершим прорыв в иное художественное
качество, к действительно новой архитектуре.
Проект жилого дома на Съездовской линии ВО (2002 г.)
Проект жилого дома на Съезжинской ул. ПС (2002 г.)
Проект жилого дома на 14-й линии ВО (2001 г.)
Проект 1-й очереди жилого комплекса в Пулково (2005 г.)
Жилой дом на 4-й Советской улице (проект 2005 г., строительство 2007 г.)
«Лявданский и Герасимов. Архитектурная мастерская», ООО
(«Проектстройпрактика ЛГ»)
190000, СПб, ул. Галерная, 19-27
тел. (812) 314-9711
От редакции:
Художественно-конструктивная целостность здания – одна
из актуальнейших проблем современной архитектуры. Вы-
сказаться на эту тему главного архитектора мастерской
«Лявданский и Герасимов» мы попросили неслучайно. Работы
коллектива являют собой наглядный пример творческого
осмысления проблемы и попытки ее практического решения.
Редакция приглашает архитекторов выразить свою точку
зрения по данному вопросу и совместно с автором ждет от-
клика на опубликованный материал.
Жилой дом на ул. Подвойского (проект 2005 г., строится)

>> � ���������� >>