Ольга Кузнецова
ЭКСКЛЮЗИВНОСТЬ,
ВХОДЯЩАЯ В ПРИВЫЧКУ
АВТОСАЛОНЫ КЛАССА «ЛЮКС» В ПОРТФОЛИО ПРОЕКТНОГО БЮРО «А.ЛЕН»
Прошедший год для Петербурга был отмечен бумом строительства дилерских автоцентров. Развивались зоны продаж авто-
машин, что успели сложиться за рыночную эпоху, формировались новые. Одних только новых специализированных площадок,
где собирались торговать иномарками, в нашем городе одновременно строилось около трех десятков. Архитектурным событием
в этой области стало появление двух автосалонов представительского класса: «PORSHE» и «INFINITI». Оба они располагаются в
Приморском районе, проектировщиком в том и другом случаях выступило бюро «А.Лен». При этом выбор заказчика – «Приморс-
кой Торговой Компании» – явился отнюдь не случайным. Творческая команда Сергея Орешкина на сегодняшний день признается
ведущей проектной организацией в сфере строительства автоцентров представительского класса.
Архитектурное воплощение любого, особенно всемирно раскрученного бренда, да еще в определенном градостроительном кон-
тексте, с учетом своих для каждого места объемных и планировочных традиций – задача, как правило, сложная. Никаких алгоритмов
нет, а если где-то и есть, то они разрабатывались для принципиально иных условий. Архитектору приходится шаг за шагом искать
практические выходы из существующей дилеммы. Заметим, представители фирмы «Porsche» признали недавно открывшийся салон
на Яхтенной ул. не просто отвечающим всем их требованиям, но и лучшим не только в России, но и в Европе. Чем не повод попросить
генерального директора ООО «ППФ «А.Лен» С. И. Орешкина рассказать о нюансах этой работы.
С. Орешкин:
– Как нам, так и строителям, действительно было очень непросто вписать сложившийся фирменный стиль «Porsche» и весь соот-
ветствующий ему корпоративный дизайн в рамки конкретного архитектурного проекта. Разработка получилась уникальной по не-
скольким параметрам. В конструктивном плане у нас здесь впервые
в таком масштабе применялся гнутый алюкобонд. Правильно согнуть
большеразмерные, четырехметровые листы композитного материала
(алюминий плюс пластик), добиться отсутствия кривизны – это само по
себе высокое искусство. Вторая особенность проекта в том, что стекла
(3х4 м) не имеют вертикальных стоек. Кроме того, в специальных тран-
шеях спрятаны радиаторы, радиус которых оказалось очень непросто
«поймать». Жесткие требования ставились и для интерьеров. Немало
проблем обнаружилось с вентиляцией. Обычно она, как приточная, так
и вытяжная, выходит в салон и зашивается гипроком. Здесь же требо-
валось сделать открытые воздуховоды – заданные брендом условия
предполагают красивые металлические конструкции, к дизайну которых
предъявляются очень высокие требования, поэтому и вентиляционная
система должна быть представлена в соответствующей эстетике. Но,
кроме этого, к ней предъявляются еще и очень жесткие требования по
звуковым параметрам: в салоне должна быть слышна даже самая тихая музыка. Мы запроектировали систему вентиляции с очень низким
уровнем шума (около 5 дБ). Правда, когда ее смонтировали, то уровень шума достигал ста децибел. При этом подрядчик доказывал,
что ни на йоту не отклонился от проекта. Заказчик, по счастью, оказался компетентным и в этом отношении, пригласил независимую
экспертную комиссию. Она провела обследование и выяснила, что строители, решив сэкономить, поставили совершенно не то обору-
дование. Поменяли вентиляционную установку – шум пропал.
О трудностях взаимоотношений проектировщиков с подрядчиками, равно как и с заказчиками, в каждой архитектурной
мастерской могут поведать не одну историю. Когда же появляется еще одна контролирующая инстанция, да еще такая
взыскательная, как «Porsche», сложностей становится еще больше. Жесткие требования корпоративного стиля порой шли
вразрез с требованиями отечественных СНиП. Однако приспосабливать свой фирменный дизайн под наши нормы представи-
тели немецкой фирмы категорически отказывались.
С.Орешкин:
– По российским правилам все строения должны иметь отмостку минимум 5 см. В то же время, согласно требованиям бренда
«Porsche» , пол и асфальт снаружи должны быть на одном уровне и разделяться только стеклом. Для нашей действительности это
проблематично, поскольку у нас много снега, воды и тому подобных «осложнений». К тому же, ровно закатать асфальт – дело
для нас тоже не совсем привычное, во всяком случае, не настолько само собой разумеющееся, как на Западе. Словом, когда
«их» представления сталкиваются с «нашими» условиями, возникает масса нюансов, с каждым из которых нужно отдельно и
долго работать, чтобы получить в конце концов по-настоящему безупречный результат.
Это хоть и всегда проблематично, но приносит очень достойные результаты. Помимо того, что город получает здание,
которое радует взоры публики и впечатляет профессиональную критику, качественная работа проектировщиков может
являться залогом дальнейшего сотрудничества с заказчиком. Сейчас в «А.Лен» проектируют очередной салон «Porsche»,
который будет построен на Васильевском острове.
С.Орешкин:
– Здание будет таким же, почти «один в один», возможно, лишь с небольшой пристройкой. Однако работать теперь будет легче,
поскольку уже имели дело с требованиями этого бренда. В первом случае у нас временами возникало ощущение, что немцы
отшлифовывали эти требования на нашем проекте. К примеру, нам прислали «brendbook», в котором на одной из картинок
дом рассечен световым фонарем на две половины и стянут для жесткости металлическими тягами. Мы их запроектировали,
строители исполнили. Потом приезжают представители фирмы и требуют их убрать, поскольку нарисовать-то они нарисовали,
а в практическом исполнении им это не понравилось. Они внесли изменения в свой «brendbook», а нам пришлось ломать голову
над тем, как придать жесткость конструкции. В результате поставили поперечные рамы, и все остались довольны.
Не менее сложной была работа и по проектированию центра продаж и обслуживания автомобилей американской марки
«Infiniti» концерна «Nissan». Таких салонов сейчас в России всего два – в Москве и Петербурге. Проектировались они незави-
симо друг от друга, но также по корпоративному дизайну, поэтому и вышли очень похожими.
С.Орешкин:
– По «Infiniti» также была сложнейшая техническая работа: по металлу, по дизайну. В ее процессе возникло две основных
проблемы. Во-первых, предлагалась теплая конструкция, которая всегда получается толстой. Одновременно для стойки был
предложен тонкий материал импраст, хотя прийти теплым контуром в тонкую стойку – конструктивно сложно. Другой нюанс
состоял в том, что парапет требовался стеклянный. Примкнуть же к стеклу гидроизоляцией – сложнейшая техническая работа.
Но примеры таких построек есть, и заказчики на них постоянно ссылаются. Действительно, есть, но за этим стоит невероятно
дорогая эксклюзивная работа. Собственно, она и была здесь проделана. Да и в остальном было много специфики и эксклюзива.
Однако для нас это уже становится привычным делом, стандартной работой.

>> � ���������� >>