Ольга Кузнецова
С МАКСИМАЛЬНОЙ ОТДАЧЕЙ
НОВЫЕ ОБЪЕКТЫ РЕСТАВРАЦИИ ФИРМЫ «КАРЭ»
Впервые о предприятии А. В. Коротецкого мы рассказали в предыдущем номере. В обширном списке реставрационных кол-
лективов города ООО «Карэ» относится к числу самых молодых по продолжительности срока самостоятельной деятельности.
Между тем, уже на третий год работы фирма удостоилась знака качества «Сделано в Санкт-Петербурге». Это и стало основным
информационным поводом для нашего с ней знакомства. Соответствующим образом выстроилась и основная линия прошлой
статьи: ретроспективный рассказ о наиболее интересных реставрационных проектах «Карэ». Сегодня нам хотелось бы подробнее
рассказать об объектах, где под руководством замдиректора по ДПИ А. С. Газиянца трудится творческая команда художников-
реставраторов – одно из наиболее сильных звеньев фирмы.
Реставрация росписи стен парадной лестницы в бывшем доме купца Елисеева на Биржевой линии, 14. Этот проект сегодня
вступил в завершающую фазу. Примечательно, что так же, как и в случае с домом Яковлева на Васильевском острове, охранная
составляющая здесь объединена с существенным изменением функции объекта. В будущем в этом здании расположится иннова-
ционный вуз для обучения представителей на базе Университета ИТМО. Дом был передан этому учебному заведению (заказчику
реставрационных работ) совсем недавно, а до того, с конца 1918 года, он принадлежал ГОИ (Государственному оптическому
институту). Являясь памятником архитектуры, здание имеет дополнительную историческую ценность, поскольку здесь работали
многие выдающиеся ученые. Солидный, представительный четырехэтажный дом был построен в 1861–62 гг. по проекту архитек-
тора Николая Павловича Гребенки (1820–80 гг.). Помещения первого этажа, где находился магазин вин и колониальных товаров,
были перекрыты сводами. Вход сюда располагался по центральной оси, вдоль которой был также сформирован главный и самый
большой торговый зал.
Сведений о первоначальной отделке парадной лестницы и жилых помещений не сохранилось. Коренное изменение облика ин-
терьеров этой части постройки связано с произошедшим в начале 1890-х гг. переходом товарищества «Братья Елисеевы» в едино-
личную собственность Григория Григорьевича Елисеева (1858–1942 гг.). Деятельный и амбициозный владелец перестроил жилище
со свойственным ему размахом. Всеми работами занимался его постоянный сотрудник во всех начинаниях, архитектор Гавриил
Васильевич Барановский (1860–1920 гг.).
Парадная лестница дома Елисеевых в процессе расчисток
Фрагмент парадной лестницы дома Елисеевых после реставрации
Парадный вестибюль дома Елисеевых в ходе расчисток
Фрагмент стены парадного вестибюля дома Елисеевых после реставрации
Сохранилось немало исторических фотографий этих великолепных интерьеров, но среди них, оказывается, нет ни одной, запечат-
левшей саму лестницу. В результате восстановление ее первоначальной отделки ведется по немногим фрагментам, обнаруженным
под слоями более поздней краски. Прокомментировать эту работу фирмы «Карэ» мы попросили начальника отдела Инновационно-
технического центра СПбГУ ИТМО Николая Николаевича Борцова:
– После революции 1917 года дом был очень густо заселен. Огромные залы на какое-то время превратились в коммунальные квар-
тиры. Именно в тот период и было закрашено все великолепие здешней настенной и потолочной росписи. Когда уже в наши дни
реставраторы произвели расчистку, на стенах парадной лестницы стала проглядывать очень любопытная имитация разноцветья
пород камня. Недостающие участки красочной отделки мастера восстанавливали, полагаясь на свою художественную интуицию,
профессиональный опыт и тщательно копируя то, что сохранилось. Это ответственный и очень умелый коллектив, с которым мы
надеемся работать и дальше, тем более что только на этом объекте предстоит очень многое сделать.
Фрагменты сохранившейся росписи (илл. 1, 2 «Суд Царя Соломона», илл. 3 «Святой Флор») Церкви Покрова Бого-
родицы после расчисток
Роспись под камень на объектах историко-культурного наследия Петербурга можно встретить нечасто – наверное, в силу того,
что уникальная техника и стилистика исполнения предполагала большие трудозатраты и высочайшее мастерство. Однако один из
богатейших и, можно предположить, весьма расчетливых людей своего времени выбрал именно такой тип отделки. Возможно, так
Елисеев рассчитывал выделить интерьер своего дома не столько богатством материалов, сколько редкой и тонкой работой. Вот что
думает по этому поводу Армен Суренович Газиянц:
– Применить в отделке натуральный камень было бы стандартно, а потому, наверное, не слишком интересно. Думаю, весь
смысл сводился к тому, чтобы ввести в заблуждение. Искусная имитация была в моде, в ней заключался особый шик. В Юсу-
повском дворце, например, есть кабинет с росписью потолка под дерево. А когда во Франции появилось папье-маше, князь
заказал из него три люстры для своих покоев. Роспись стен парадной лестницы Елисеевского дома имитирует разные по
расцветке и фактуре камни. Зеркала сделаны под желтый сиенский мрамор, обрамление под кровавик, а рамы – под насы-
щенный зеленый змеевик. Главная сложность заключалась в том, чтобы наша работа не отличалась в исполнении от старых
мастеров, поэтому приходилось очень точно копировать сохранившуюся роспись.
Два зала в Здании Сената и Синода. Эти объекты приложения сил художников-реставраторов фирмы «Карэ» особенно
интересны присутствием орнаментально-геральдической живописи в технике гризайль голубоватой и желтоватой гаммы.
По оценкам специалистов, то обстоятельство, что в этих стенах долгое время находился государственный архив, исключи-
тельно благоприятно сказалось на состоянии его интерьеров. На данном этапе завершена техническая реставрация и начата
живописная.
Живописный плафон в зале здания Сената
Владимирский собор в Кронштадте. В последней публикации мы упоминали о воссоздании убранства этого выдаю-
щегося памятника русского зодчества. Православная тема актуальна в творчестве художников-реставраторов ООО «Карэ»,
причем она не замыкается в географических границах Северной столицы. Сегодня мастера занимаются восстановлением
живописного убранства Церкви Покрова Богородицы. Вся роспись там была сделана маслом по штукатурке. После рево-
люции храм переоборудовали под клуб, но, по счастью, историческую штукатурку сбивать не стали, а просто закрасили ее.
Об особенностях этой работы рассказывает А. Газиянц:
– Весь прошлый год ушел на расчистки, в результате которых выяснилось, что живопись в церкви утрачена примерно на
пятьдесят процентов. Изначально все ее стены и столбы были расписаны сюжетными евангелическими композициями и
вдобавок изобиловали орнаментикой. Особых проблем с этим узорами нет, поскольку они повторяются, а вот сюжеты при-
ходится «додумывать». Правда, и в таких случаях, когда «белых пятен» очень много, реставратор обязан как можно точнее
повторить автора, иначе теряется цельный образ. В архивах Академии художеств нами уже подобран графический материал.
Задача сложная, объем большой, но уже к сентябрю надо все закончить.
Когда готовился материал, редакции стало известно о приближающемся юбилее директора фирмы Александра Коро-
тецкого. В этой связи мы просим именинника принять наши искренние поздравления с пожеланиями личного здоровья и
счастья, а также дальнейших творческих успехов и процветания всему коллективу.
– Работать с Александром Васильевичем – большое везение, – выражает общее мнение коллег А. С. Газиянц.– Он талантли-
вый руководитель, и если бы не деловитость и работоспособность Коротецкого, фирма вряд ли добилась бы столь быстрого
творческого роста. Для меня самым важным качеством этого человека является умение сочетать твердость и искренность,
деловитость и дружелюбие, глубокую погруженность в работу и широту взглядов и интересов. Весь коллектив ООО «Карэ»
поздравляет своего директора и желает ему оставаться таким, какой он есть.

>> � ���������� >>