Мария Троицкая
ИСТОРИЯ
С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
ЗАВЕРШАЕТСЯ ПЕРВЫЙ ЭТАП
ВОЗО НОВЛЕННОЙ РЕСТАВРАЦИИ
ПЕТЕРГОФСКОГО ВОКЗАЛА
О компании «Краски Города» и ее участии в возвращении исторического облика архитектурным памятникам Петербурга
«АРДИС» рассказывал не раз. В числе реализованных этим коллективом реставрационных проектов – восстановление
фасадов Павловского дворца, дворца Белосельских-Белозерских, зданий Академии наук, Адмиралтейства и других вы-
дающихся объектов культурного наследия.
Сегодня специалисты предприятия заняты наружной реставрацией знаменитого Петергофского вокзала. В конце прошлого
года руководство ОАО РЖД изыскало 110 млн. руб. на реконструкцию этого исторического здания. В ее рамках было запла-
нировано выполнение внушительного комплекса реставрационных и соответствующих проектно-изыскательских работ,
которые генподрядная организация «Еврожелдорстрой» в свою очередь доверила ООО «Краски Города». В первую очередь
реставраторам коллектива, который возглавляет Серик Бегишев, предстояло восстановить кровлю, эркеры, штукатурное
покрытие, лепной, каменный и металлодекор по западному фасаду, навесы над пассажирскими платформами…
История строительства вокзала в Петергофе достаточно по-
казательна в качестве иллюстрации тех особых отношений
бизнеса и власти, которые складывались в середине XIX в., а
в сегодняшнем состоянии – служат темой жарких политологи-
ческих дискуссий.
Как известно, свой предпринимательский азарт барон А. Л.
Штиглиц, видный промышленник и банкир, а также меценат,
проявлял во всевозможных сферах, включая решение нацио-
нальной транспортной проблемы. Еще в 1843-46 гг. он субсиди-
ровал строительство Петербурго-Московской железной дороги
и чуть позднее создал акционерное общество по сооружению
железных дорог.
Строительство Петергофской железной дороги современ-
ники восприняли как знак личной благодарности Александра
Людвиговича императору Николаю I. Ведь на деле никакой
нужды в этой ветке не ощущалось ни в экономическом, ни в тор-
говом отношениях. Летом 1854 г. Штиглиц, получив высочайшее
одобрение своей идеи, приступил к выбору трассы и разработке
проекта. Авторы исходили из того, что здесь будет курсировать
царский поезд, и поэтому разработка у них получалась очень
современной по всем инженерно-техническим параметрам. Так,
проект впервые предусматривал два пути с плавными кривыми для ровного хода и безопасности движения.
Одновременно неутомимый барон приглашает популярных и прекрасно известных царю архитекторов Н. Л. Бенуа и А. И.
Кракау. Первому было поручено строить станционные здания для Петергофа, Стрельны и Володарки, второму – Балтийский
вокзал. С выбором зодчих барон угадал очень точно. В частности, псевдоготический стиль или, правильнее сказать, «неого-
тик», которому Бенуа отдал предпочтение при проектировании Петергофского вокзала, отлично удовлетворял личным вкусам
императора. Несмотря на явно деспотические наклонности самодержца, в эпоху его правления архитектурное творчество
было как никогда свободно. По сути авторский замысел Бенуа являл собой в некотором смысле «ассиметричный ответ»
ренессансному Балтийскому вокзалу, строившемуся на другом конце дороги по проекту коллеги Кракау.
В целом сооружение ветки и положенной инфраструктуры шло поистине рекордными темпами. Таким образом, уже 21
июля 1857 г. инспектор Петергофской железной дороги инженер-подполковник Бентковский имел все основания доложить
в рапорте главноуправляющему путей сообщения генерал-адъюданту Чевкину, что здесь «началось отправление постоян-
ных поездов для публики». Первыми их пассажирами стали юнкера, как раз тогда отправлявшиеся в полевые пригородные
лагеря. Правда, из-за начала Крымской войны завершение строительства вокзала в Петергофе сдвинулось на некоторое
время. Однако и до «нанесения последних штрихов» он успел заслужить репутацию одного из лучших строений российской
готики. В этом сходились и архитектурная критика, и мнения публики.
По окончании работ здание предстало во всей своей красе. Центральная часть вокзала – дебаркадер – перекрывалась
металлическими фермами. Западный его фасад в трактовке Бенуа был решен в виде 4-ярусной башни со стрельчатыми арками
по сторонам для прохода составов. Выше этих арок зодчий устроил лоджии с изящной готической колоннадой. Сама башня
над ними возвышается на 16 сажен. Впечатляют ее стены, прорезанные парапетами с пиноклями, весь ее изящный резной
декор, пирамидальные и куполообразные фиалы с крестоцветами. Южный фасад имеет 3-пролетный портик, ведущий в об-
ширный зал со стрельчатыми сводами, опирающимися на мощные столбы, а северный – прорезан широкими стрельчатыми
проемами, отделенными друг от друга контрфорсами. Весьма уместным и символичным в убранстве здания смотрится герб
рода Штиглицев, а вот соседствовавший с ним одноглавый орел был в прошлом веке утрачен.
Первое дело в наружной реставрации установка лесов с
Реставрация штукатурки арочных проездов велась и в ночное
защитным контуром
время
В дальнейшем функциональное предназначение постройки практически оставалось неизменным, и она в силу этого не под-
вергалась сколько-нибудь заметным реконструкциям. В этом смысле вокзалу повезло несколько больше, чем многим другим
памятникам, однако на всем протяжении XX века до его реставрации дело также не доходило.
Георгий Мынзату, заместитель генерального директора ООО «Краски Города» по реставрации:
– К восстановлению здания подступались неоднократно, институт «Ленпроектреставрация» в свое время вел здесь
проектные изыскания. Тем не менее, из-за нехватки средств, поскольку здесь всегда предвиделись очень дорогостоящие
работы, всякий раз ограничивались косметическими ремонтами, фрагментарным восполнением утрат и выполнением
«противоаварийного минимума».
Исключение составляет сезон 1952–53 гг., когда был выполнен относительно большой объем восстановления разрушений
военного времени. К реставрации же в прямом смысле этого слова впервые удалось подступиться в 2002–03 гг. Источники
финансирования обнаружились в связи с юбилеем города. На подготовительном этапе были основательно изучены архи-
вные и иконографические источники, проведены натурные обследования объекта. По материалам этого анализа удалось
определиться по всему комплексу предстоящих работ. Даже не исключая, что средств на всеобъемлющую реставрацию
может все равно не хватить, тогда, по крайней мере, удалось получить ясную картину: где и что надлежит сделать, в какой
последовательности, какие материалы и технологии, с точки зрения науки, следует применить.
Реставрация декора на башне
Подготовительные работы по кровле
Концептуальные вопросы были в целом решены, специалисты даже успели восстановить северный, восточный, частично
южный и западный фасады, а также интерьеры кассового зала и зала ожидания, но в тот момент, ввиду приближения 300-
летия Санкт-Петербурга, основные реставрационные силы и средства оказались сосредоточены на других, «лицевых», так
сказать, объектах. О Петергофском же вокзале городу на некоторый срок вновь пришлось позабыть. Тем временем разруше-
ния исторической постройки продолжались, поскольку тогда не успели сделать ни линейных окрытий, ни кровли, ни других
противоаварийных и консервационных работ.
Г. Мынзату:
– Однако уже начиная с декабря 2006 г. реставрация здания вокзала, причем комплексная, вошла наконец-таки в практи-
ческое русло. Здесь, что в общем-то отвечает нашей давней традиции, решающую роль опять же сыграл юбилей, правда,
другой: приближается 150-летие открытия движения по Петергофской железной дороге. Соответственно поводу, и
один из ее объектов, самых знаковых в историческом отношении и красивейших – в архитектурном, не мог остаться без
внимания. В качестве генерального подрядчика ведущихся работ выступает ООО «Еврожелдорстрой», которое напрямую
контактирует с заказчиком – Октябрьской железной дорогой. Субподрядная задача ООО «Краски Города» в объеме данного
проекта, предполагающего также и существенную реконструкцию вокзала станции «Новый Петергоф», состоит в том,
чтобы возвратить первоначальный исторический облик наружному убранству здания, построенного великим Николаем
Леонтьевичем Бенуа.
Совместно со специалистами НИИ «Спецпроектреставрации» и ООО «РестАртПроект» мы разработали совместную про-
грамму действий, выполнили необходимые подготовительные изыскания. Фактически завершены проектно-изыскательские
работы по эркерам, балконам, навесам и ажурным решетками над входами.
На сегодняшний день мы заканчиваем восстановление западного фасада. Он оказался особенно сложным, во-первых, в
силу своих конструктивных и декоративных особенностей. Во-вторых, весьма глубоки были его деструкции, а до нас рука
реставратора еще никогда серьезно не прикасалась к этой части постройки.
Одновременно ведется реставрационный ремонт восточного ризалита. Четыре-пять лет назад, когда все пребывало
в проектной стадии, для намеченных работ по его восстановлению удалось разыскать в Польше тот самый песчаник с
месторождения Смилуев, который использовался для изготовления фасадного декора при строительстве вокзала в 1850-х
гг. Благодаря этому восстановление утрат осуществляется на основе материала, имеющего абсолютную историческую
подлинность.
Полностью снять леса с отреставрированных частей планируется к концу июля. Тем самым будет обозначено заверше-
ние большого, но пока лишь первого этапа комплексной реставрации здания. Его полное восстановление еще потребует
немалых затрат и времени. Здесь существуют серьезные проблемы с гидроизоляцией, которые мы стараемся решать с
привлечением специалистов в этой области. В перспективе – реставрация помещения здания вокзала, ремонт трех навесов
над входами в здание, пандусов и благоустройство. Своей очереди ждут и остальные фасады вокзала. Причем, в отличие
от западного, обращенного к зеленой зоне, их реставрацию будут сопровождать другие специфические трудности.
Сам объект официально является памятником федерального значения, и к тому же это, пожалуй, самая изящная вок-
зальная постройка России. В дополнение ко всему она на удивление точна в архитектурно-композиционном отношении.
Вокзал, решенный, как и многое в Петергофе, в «береговом» стиле, не просто соседствует с дворцово-парковым ансамблем,
а воспринимается как его органичный элемент. Вряд ли кто станет спорить, что это здание заслуживает значительно
лучшей участи по сравнению с той, которая была отведена ему в советские годы. Наши современники и потомки имеют
право любоваться его красотой, восхищаясь авторскими находками Бенуа и их строительным воплощением.
Одно из главных украшений вокзала галерея западного фасада
Завершающая стадия реставрации навесов 1-го пути

>> � ���������� >>