Светлана Седова
КРАСОТА ПРИХОДИТ
ИЗ ПРОШЛОГО
ВОПЛОЩАЕТСЯ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ РЕШЕТКИ
МИХАЙЛОВСКОГО САДА С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Уже восемь лет в Михайловском саду Государственного Русского музея ведутся реставрационные работы по воссозданию
исторического облика уникальной решетки. Установленная в 1907 г., она стала органичной частью архитектурного ансамбля
бывшей церкви Воскресения Христова («Спаса на крови»), выстроенного по проекту зодчего А. А. Парланда. Ныне здесь распо-
лагается знаменитый петербургский музей. Реставрация осуществляется в рамках проекта, финансируемого японской компанией
JT International, который предполагает воссоздание 26 кованых звеньев решетки, каменных пилонов, цоколя и главных ворот Ми-
хайловского сада, включая восстановление их декоративного убранства, двух кованых фонарей, вензеля Александра III и цветной
керамической глазурованной плитки пилонов. Работы начались в июле 1998, окончание второго этапа проекта – конец 2006 года.
Заказчиком проекта реставрации выступило Санкт-Петербургское ГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам
на памятниках истории и культуры». Все работы по воссозданию исторического облика решетки и ворот выполнялись в соот-
ветствии с архитектурными и технологическими
требованиями КГИОП под руководством Фонда
Искусства Фаберже. Автором принятого к испол-
нению проекта реставрации стала архитектор В.
Н. Воронова. В практической реализации этой
разработки приняли участие подрядные органи-
зации: ЗАО «Реставрационно-проектный научный
центр «Специалист» (работы по камню и керами-
ке) и ООО «Стэк» (металлический декор).
Дирекция заказчика, Комитет ГИОП, Фонд Ис-
кусства Фаберже вместе с благотворителем JT
International, подрядчики и Государственный Рус-
ский музей постарались сделать все, чтобы пода-
рить городу еще один фрагмент возрожденной кра-
соты эпохи модерна. Кстати, эта японская компания
работает в Северной столице уже более пятнадцати
лет, а ее глава, господин Пьер Де Лабушер, хорошо
известен как успешный бизнесмен, коллекционер
произведений современного искусства, образован-
ный и тонкий человек, любящий музыку и историю.
Во многом благодаря его личному участию, а так-
же прекрасному персоналу Санкт-Петербургского
отделения компании, JT International принимает
активное участие в поддержке петербургской
культуры и поддержке реставрационных проектов.
Общий вид ворот Михайловского сада после реставрации (2006)
Эти люди понимают и воспринимают наш город не
только в качестве центра культурной жизни великой страны, но и как особенно динамично развивающийся мегаполис Северной Европы.
В творческих коллективах Мариинского театра, Государственного Эрмитажа, Русского музея и многих других отечественных учреждениях
культуры с благодарностью говорят о японских меценатах, высоко оценивая сотрудничество с ними.
Кроме того, JT International вносит весомый налоговый вклад в городской бюджет Санкт-Петербурга и, таким образом,
является уважаемым корпоративным горожанином, который может с уверенностью сказать: «Наша фирма не на словах, а на
деле любит этот город». Американский некоммерческий Фонд Искусства Фаберже (президент Джойс Ласки Риид) руководит
проектом восстановления решетки Михайловского сада и успешно воплощает другие проекты в Санкт-Петербурге на основе
принципов международного сотрудничества в области культуры начиная с 1990 года.
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
В своих публикациях автор проекта реставрации Валентина Воронова так рассказывает о процессе работы над проектом воссоздания
решетки Михайловского сада:
– При первоначальном проектировании решетки как элемента ансамбля собора использовались такие же стилистические приемы и
орнаментальные мотивы зодчества допетровской Руси, что и для самого «Спаса на крови». И храм, и решетку вокруг него возводили
одни и те же мастера. Будучи прекрасным рисовальщиком, Парланд из двух чередующихся мотивов – переплетений металлической лозы
и вставок кованых фантастических цветов – создал уникальную решетку, ювелирное украшение, достойное архитектуры имперской
столицы.
Решетка состоит из 52 звеньев кружевного металлодекора на гранитном цоколе между каменными столбами, которые были облицова-
ны цветным лекальным кирпичом. Первоначально мощные опоры ворот были украшены чугунными коваными фонарями. В городских
архивах в свое время были обнаружены фотоматериалы по решетке Михайловского сада, а в Государственном Русском музее отыскался
хороший негатив с вензелями Александра III на створках ворот и двумя фонарями на пилонах. Такая иконографическая находка дала
реставраторам возможность изучить в мельчайших подробностях рассмотреть большие кованые листья в центре створок ворот. Проект
воссоздания и реставрации данного памятника был выполнен на основе этих исторических снимков. Директор ООО «Стэк» Г. П. Вьюнов,
сам талантливый скульптор, при непосредственном участии технолога В. А. Яковлева, изготовил модели деталей фонарей, вензеля и
центральных листьев ворот в мягком материале. В дальнейшем все названные элементы были выкованы по старинной технологии, вруч-
ную, лучшими мастерами компании. Стеклянные плафоны изготовили на заводе города Гусь-Хрустальный, а их декоративные защитные
сетки сделали из нержавейки. На все это ушло более года напряженной работы. В итоге новое убранство ворот решетки гармонично
вписалось в изысканный архитектурный ансамбль храма «Спаса на крови».
Схема расположения изразцов на ограде (выкопировка из проекта воссоздания)
Кованая накладка с вензелем Александра III для
ворот Михайловского сада
Последовательные этапы реставрации изразца № 19: плоский рисунок; изготовление орнамента
на гипсовой пластине в мягком материале (объемный рисунок); гипсовая форма; производство
отминки и первого утельного обжига; отбор колера; выполнение росписи с последующим обжигом
в электропечи
Изразец № 20 после реставрации
СТАРЫЕ ОСКОЛКИ ДЛЯ НОВЫХ ИЗРАЗЦОВ
В той же мере сложная, причем тоже оригинальная технология использовалась и для воссоздания изразцов. РПНЦ
«Специалист» (директор Э. Н. Герасимова) по договору подряда с Фондом Искусства Фаберже выполнил работы по вос-
становлению и монтажу двадцати пяти керамических цветных глазурованных изразцов для столбов решетки со стороны
храма «Спаса на крови».
Утвержденные ранее цветные рисунки изразцов по разработанной технологии художники-лепщики этой реставраци-
онной фирмы перевели на кальку, а затем – на гипсовые пластины (410x410 мм) с учетом 13% усадки. Выполненные в
пластилине объемные модели этих декоративных элементов были утверждены КГИОП, заказчиком и Фондом Искусства
Фаберже. Затем настало время их перевода в гипс, просушки и доработки полученных отливок, изготовления бескусковых
гипсовых форм, а потом формования самих объемных изразцов силами керамистов. Дальше опять просушка, художест-
венная доработка и в финале – утельный обжиг.
На основании уцелевших осколков старых изразцов с Михайловской решетки и воссоздававшихся для «Спаса на крови»
художники-реставраторы фирмы «Специалист» подобрали особую палитру для росписи. Специальным актом КГИОП в ее
составе были утверждены семь основных цветов: белый, желтый, розовый, зеленый, голубой и фиолетовый. В строгом
соответствии с этой колористической схемой мастера покрыли обожженные изразцы глазурями и эмалями, отправив их на
повторный обжиг для проявления цветов. Затем каждую воссозданную деталь аккуратно вмонтировали в заранее расчи-
щенные ниши на столбах, сделали обмазку сложным, колерованным в тон кирпича раствором с устройством специальных
«продыхов», произвели гидрофобизацию рамок.
Изразцы на решетке Михайловского сада установили в сентябре 2006 г. Когда они заиграли всеми цветами радуги, то
заметно оживили грустные осенние краски Санкт-Петербурга. Все участники проекта надеются на продолжение работ по
выполнению полного объема реставрации и воссоздания первоначального облика решетки Михайловского сада, которая
является важнейшей составляющей архитектурного ансамбля, сформированного вокруг храма-памятника Воскресения
Христова – «Спаса на Крови».

>> � ���������� >>