Елена Гуляева
ГЕОРГИЙ ШЕРЕМЕТЬЕВ:
«ВЕРНЕМ ПЕТЕРБУРГУ ИМПЕРСКИЙ ОБЛИК»
Наверное, нет и не может существовать
никакой статистики на предмет того, сколь-
Георгий Шереметьев родился 27 августа 1956 г. За-
ко точно художников работает в Петербур-
кончив школу художников-оформителей при Ленинг-
ге. Можно только предположить, что людей
радском Отделении Союза художников, с 1977 по 1991
этой бесконечно свободной профессии у нас
гг. работал художником-оформителем, художником-
много – как-никак «культурная столица».
конструктором, занимался промграфикой, рекламой,
Зато доподлинно известно: среди них есть
интерьером, витражами.
по крайней мере один, наделенный офици-
С 1991 по 1995 гг. работал архитектором в инс-
альными и исключительными полномочиями.
титуте «Спецпроектреставрация». В 1995 г. защитил
Здесь имеется в виду не кто иной, как глав-
диплом ЛИСИ по специальности «Градостроительство»
ный художник Санкт-Петербурга, который
и в дальнейшем до 2004 г. трудился в КГИОП, завершив
имеет право запрещать или давать «добро»
работу в этом ведомстве в должности зам. начальника
на установку малых архитектурных форм,
Управления по охране и использованию памятников.
вывесок, рекламоносителей, временных
В 2001г. закончил Академию государственной служ-
сооружений площадью до 30 м 2 , курирует
бы по специальности «Государственное муниципальное
художественное оформление города в сфере
управление». В 2004–06 гг. руководил проектным бюро
благоустройства, ландшафтного дизайна или
и службой заказчика в ЗАО «Прагма».
цветочного оформления.
Чуть больше года назад этот пост занял г-н Шереметьев – это и стало подходящим поводом для его эксклюзивного интер-
вью журналу «АРДИС». Прежде всего, хотелось уточнить, что Георгию Анатольевичу удалось сделать за этот срок пребывания
в должности, а потом, по возможности сообща, спрогнозировать грядущие изменения в художественном убранстве города.
Поскольку между самими понятиями «чиновник» и «художник» лежит очевидный антагонизм, то и наш разговор в редакции
мы начали с вопроса:
– Насколько реально сочетать в одном лице выполнение обязанностей госслужащего и при этом оставаться худож-
ником, пусть и главным?
– Тема сама по себе интересная и многогранная, поэтому и ответ получится пространным. Поскольку моя должность пра-
вильно называется «заместитель председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главный художник», соот-
ветственно, положение обязывает работать в весьма напряженном ритме, и о личных творческих планах на определенное
время пришлось позабыть. Ежемесячно через меня проходит несколько тысяч различных согласований. Изо дня в день нашей
службой рассматриваются конкретные предложения по той же рекламе, начиная от самой мелкой и заканчивая крупнофор-
матной, вывескам по всему городу, месту расположения и благоустройству объектов мелкорозничной торговли (киосков,
ларьков), окнам, балконам и дверям на всех фасадах, устройству мансард, навесок (кондиционеры, спутниковые антенны и
пр.). Добавим к этому согласование праздничного оформления, а также всей художественной подсветки и окраски зданий
в Санкт-Петербурге. Так что на выходные обычно беру домой документы и с ними работаю.
Однако элемент творчества можно отыскать в любом деле, получая, например, определенное профессиональное удовлет-
ворение в процессе обсуждения какого-либо проекта. Особенно важно вступить в диалог с автором еще на стадии форми-
рования концептуальных идей или предпроектных проработок, когда еще не поздно давать рекомендации и высказывать
пожелания.
Помимо перечисленных, в компетенцию главного художника входят вопросы эстетики городской среды и благоустройства
городского ландшафта – будь то новое строительство или реконструкция уже существующих рекреационных территорий. В
этой связи меня весьма беспокоит тенденция к разрушению существующего архитектурно-ландшафтного баланса, в разной
мере, но все более явно проявляющаяся во всех районах и микрорайонах Петербурга. Поэтому сейчас наш отдел активно
занялся разработкой нового регламента по благоустройству, в который будет заложено достаточно много зеленых насаж-
дений. Пока не ясно, в форме какого нормативного акта он будет принят, но, так или иначе, этот документ в дальнейшем
поможет раскрыть и подчеркнуть индивидуальный, исторически сложившийся стиль каждого из 18 районов.
Что касается эстетики городской среды, основное, от чего в данной теме может оттолкнуться КГА, – это, с одной стороны,
вступивший в силу генплан, а с другой – питерские архитектурные традиции. Следовательно, ко всем текущим делам нам
нельзя подходить иначе как комплексно. Вот и служба главного художника придумана не просто так, а, возможно, в качес-
тве дополнительного «фильтра», предполагающего эстетическое начало в решении каждого градостроительного вопроса.
Нагрузка у наших сотрудников огромная. Судите сами: четверо сотрудников отдела колористики фасадов обслуживают
порядка 84 тысяч зданий.
– В этом году завершается реализация губернаторской фасадной программы, и параллельно стартовал процесс
всеобщей паспортизации фасадов. В чем суть?
– Каждое из зданий Санкт-Петербурга должно теперь получить паспорт, где указываются все основные характеристики
постройки: кто и когда ее возвел, с применением каких материалов и конструкций, основные архитектурные элементы плюс
сроки проведения обязательных фасадных ремонтов, колерные бланки, расположение дополнительных входов, вывесок,
рекламных носителей и т. д. Если сравнить дом и человека, то паспорт фасада будет представлять собой своего рода «исто-
рию болезни» объекта, внешний облик которого с ее помощью будет контролироваться нашей службой.
В советское время вопросами паспортизации зданий занимались ПИБы. Имея в своих архивах все надлежащие докумен-
ты, они и сегодня могут включиться в новую работу, взяв на себя разработку паспортов фасадов. При этом общегородской
контроль за паспортизацией фасадов все равно остается за КГА.
– Таким образом, паспорт необходим?..
– …В первую очередь, чтобы выстроить учет и навести порядок по всем без исключения городских фасадам, а дальше уже
контролировать их текущее состояние и оформление. Во-вторых, исходя из технологических особенностей сооружения объ-
екта, в документе содержатся прямые указания по допустимости применения тех или иных материалов в ходе предстоящих
фасадных ремонтов. Если, допустим, дом снаружи был изначально покрыт известковой штукатуркой, то ни о каких программах
с использованием ПХВ речи уже быть не может. В итоге, всю ситуацию с фасадами теперь будет легче контролировать не
только КГА вместе с другими городскими и муниципальными организациями, но и непосредственно собственнику здания.
Когда есть история здания, уже точно знаешь, где и что необходимо исправить, чтобы увеличить срок его службы и т. п.
В ходе паспортизации город получает возможность представить лицевую застройку своих основных магистралей в по-
добающем для Петербурга виде, раз уж дело наконец-то дошло до жесткой и подробной регламентации абсолютно всех
нюансов – эскплуатационных, технических, эстетических. Цветовые решения не менее важны, чем объемные и планировоч-
ные. Дома должны и гармонично сочетаться друг с другом, и органично вписываться в окружающую среду. Неправильно
подобранные – чересчур «кричащие» или, наоборот, лишенные выразительности – оттенки их наружных стен чаще всего
«выбивают» фасад из общего контекста застройки.

>> � ���������� >>